Публикация «Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»
«Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»
Автор статьи - Авдеева Татьяна Викторовна
Работая учителем английского языка много лет, я прекрасно понимаю, что на современном этапе развития общества ребятам нужно не только овладеть иностранным языком через аудирование, чтение, говорение и письмо, а также жизненно необходимо приобрести умения, которые позволят все полученные знания использовать и транслировать через с помощью современных технологий и средств для получения профессии, общения и т.д. Безусловно, решить эту задачу сможет только тот учитель, кто сам владеет современными педагогическими и информационными технологиями.
За несколько лет моей работы с программным обеспечением Notebook для интерактивной доски и с активным использованием ресурсов сети Интернет я добилась вовлечения всех учащихся в учебный процесс, развиваю их творческую активность, создаю условия для активизации самостоятельной деятельности учащихся. Мной созданы мультимедийные приложения к параллелям 2,3 и 4 классов, частично в 5,6,7,9,10,11 классах к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В., Барановой К.М. «Rainbow English», что позволяет поддерживать интерес к предмету и делать уроки, не похожими друг на друга, дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, повышает эффективность обучения, а также стимулирует учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка.
В своей повседневной педагогической практике я создаю обучающие и контролирующие тренажеры по различным темам на базе программ Notebook, Content Generator и интерактивного приложения Web 2.0 LearningApps и использую их для групповой и индивидуальной работы с учащимися различных категорий. При этом практически неограниченно увеличивается количество тренировочных заданий, достигается оптимальный темп работы ученика, эффективно достигается уровневая дифференциация обучения. Примеры созданных мною тренажеров приведены в конце статьи.
Проводимое мной ежегодное анкетирование учащихся 3-11-х классов подтверждает положительное отношение ребят к использованию ИКТ на уроках английского языка. Почти все ученики считают, что уроки с использованием мультфильмов, песен и виртуальных экскурсий гораздо интереснее. Такие формы работы с лексикой и грамматикой, как электронные тренажеры в младшем и среднем звене помогают учащихся освоить материал быстрее, Многие учащиеся преодолевают сложности в общении на английском языке через различные ролевые или деловые игры, дискуссии. В старших классах ребята интересуются реалиями и культурой стран изучаемого языка благодаря участию в интернет конкурсах, а некоторые раскрывают свой потенциал и проявляют индивидуальное творчество через создание мультимедийных презентаций, исследовательских и творческих проектных работ.
Конечно, без трудностей не обходится, но и без них не бывает прогресса. Недавнее дистанционное образование потребовало от учителя использования новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации, интерактивное взаимодействие обучаемых и учителя в процессе обучения. И если учитель готов работать дистанционно, то вопрос теперь заключается в степени обеспеченности всевозможными техническими средствами учащихся.
Систематически применяя ИКТ в урочной и внеурочной деятельности, мне удалось:
- повысить интерес учащихся к изучаемому предмету за счёт наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;
- создать условия для самостоятельного обучения учеников через доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев и т.д.;
- развить учебную инициативу, творческие способности и интересы учащихся.
Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках делает их более привлекательным и что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, что и является основой формирования информационной компетентности.
Скриншоты созданных мною тренажеров.
Тренажер для тренировки правил образования степеней сравнения направлен на усвоение формообразования.
Тренажер для классификации слов по категориям направлен на распознавание и узнавание вновь изученных явлений, их дифференцировку. В результате проверки наглядно представлено правило и исключения из него.
Выстраивание логической цепочки из слов, предложений, составляющих какого-либо правила является очень эффективным средством для осознанного употребления материала.
Контролирующий тренажер на сопоставление. Ограничение по времени вносит определенную сложность.
Количество вопросов и отрезок времени для ответа на каждый вопрос можно варьировать в зависимости от задачи, темы, уровня обученности учащихся.