Элективный курс по русскому языку: комплексный анализ текста, орфография, пунктуация
Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Пензенской области
«Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)»
(ГАПОУ ПО ПКИПТ)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ ПО ПКИПТ
___________А.Н. Фетисов
« ____» ___________ 201_9_ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Элективный курс по русскому языку: комплексный анализ текста, орфография, пунктуация»
Пенза – 2019
Организация – разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)»
Разработчик: Л.А. Еремина, преподаватель русского языка и литературы высшей категории учебного комплекса промышленных технологий ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж)
Дополнительная общеразвивающая программа одобрена цикловой методической комиссией общих гуманитарных дисциплин учебного комплекса промышленных технологий ГАПОУ ПО ПКИПТ(ИТ-колледж)
Протокол № ________от __________ _________ 201___ г.
Председатель методической цикловой комиссии __________ Ю.В. Масленникова
(подпись)
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Цель программы: обобщение и углубление знаний по разделам русского языка: «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика и орфоэпия», создание условий для овладения слушателями умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил, закрепление орфографических и пунктуационных навыков слушателей на базе повторения грамматики и осознания сущности русской орфографии и пунктуации; расширение лексического запаса слушателей, развитие культуры письменной речи, совершенствование коммуникативных умений слушателей.
Задачи программы:
Способствовать формированию устойчивых орфографических и пунктуационных навыков;
Развивать навыки культуры письменной речи;
Развивать умения применять свои знания по орфографии и пунктуации с учётом речевой ситуации;
Совершенствовать умения извлекать главную информацию текста; орфоэпические навыки; умения видеть и классифицировать грамматические ошибки;
Формировать навыки работы над сочинением;
Развивать умения слушателей анализировать проблемы предложенного текста, аргументировать свой тезис, привлекать литературный и жизненный материал, обращая внимание на логику построения текста, последовательность в изложении материала.
1.2. Образовательные результаты программы
В результате освоения программы слушатель должен уметь:
опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения;
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применять полученные знания в собственной речевой практике;
целесообразно использовать язык в различных сферах общения;
конструировать тексты разных типов и стилей;
создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;
анализировать особенности употребления языковых единиц в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
уместно использовать цитирование.
В результате освоения программы слушатель должен знать:
общие сведения о языке в соответствии с обязательным минимумом содержания полного среднего образования по русскому языку;
основы культуры устной и письменной речи;
основные нормы русского литературного языка и их разновидности;
нормы речевого этикета в различных сферах общения;
признаки и композиционное построение основных типов текста; характерные черты функциональных стилей русского языка, сферы их применения.
1.3. Трудоемкость обучения: 32 часа
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Пензенской области
«Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)»
(ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж))
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ ПО ПКИПТ
___________А.Н. Фетисов
« ____» ___________ 201__ г.
РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программы
«Элективный курс по русскому языку: комплексный анализ текста, орфография, пунктуация»
Категория слушателей учащиеся 1 курсов ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж)
Трудоемкость обучения 32 часа
Срок обучения 2,5 месяца
Форма обучения очная
№ п/п | Наименование учебных дисциплин | Формы аттестации | Учебная нагрузка слушателей, час. | ||||||
Экзамен | Зачет | Контрольная работа | Максимальная | Самостоятельная работа | Обязательная | ||||
Всего | в том числе | ||||||||
теоретическое обучение | лабораторные и практические занятия | ||||||||
1. | Русский язык | | | 1 | 47 | 15 | 32 | 32 | |
Согласовано
Заместитель директора по работе с соц. партнерами __________Н.В. Чистякова
Председатель цикловой методической комиссии ___________ Ю.В. Масленникова
Содержание программы
2.2.1. Тематический план учебной дисциплины «Русский язык»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка слушателя, час. | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа | ||
Всего | Практические занятия | Лабораторные занятия | ||||
| Раздел 1. Введение | 1 | 1 | | | - |
1.1 | Цели и задачи изучаемого курса. Структура тестовых заданий | 1 | 1 | | | |
| Раздел 2. Работа с текстом | 9 | 6 | | | 3 |
2.1. | Главная информация текста | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
2.2. | Смысловая и композиционная целостность текста | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
2.3. | Типы речи | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
2.4. | Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, фразеологизмы | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
2.5. | Выполнение тестовых заданий по разделу №2 | 3 | 2 | | | 1 |
| Раздел 3. Подготовка к сочинению | 10 | 6 | | | 4 |
3.1. | Композиция сочинения | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
3.2. | Постановка проблемы | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
3.3. | Виды комментария к проблеме | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
3.4. | Выявление и формулировка авторской позиции | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
3.5. | Формулировка собственного мнения. Способы аргументации собственного мнения | 2 | 1 | | | 1 |
3.6. | Практикум по написанию сочинения | 2 | 1 | | | 1 |
| Раздел 4. Орфография. Пунктуация | 25 | 17 | | | 8 |
4.1. | Ударение в слове | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
4.2. | Морфологические нормы | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
4.3. | Паронимы | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
4.4. | Правописание корней | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
4.5. | Правописание приставок | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
4.6. | Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-) | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
4.7. | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
4.8. | Правописание НЕ и НИ | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
4.9. | Слитное, дефисное, раздельное написание слов | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
4.10. | Правописание Н, НН в разных частях речи | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
4.11. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
4.12. | Пунктуация в предложениях с обособленными членами | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
4.13. | Пунктуация при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения | 11,5 | 1 | | | 0,5 |
4.14. | Пунктуация в сложноподчиненном предложении | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
4.15. | Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи | 1,5 | 1 | | | 0,5 |
4.16. | Выполнение тестовых заданий по разделу №4 | 2,5 | 2 | | | 0,5 |
| Раздел 5. Обобщение и повторение | 2 | 2 | | | - |
5.1 | Итоговое тестирование | 2 | 2 | | | - |
| Итого: | 47 | 32 | - | - | 15 |
Содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Цели и задачи изучаемого курса. Структура тестовых заданий
Цели и задачи изучаемого курса. Структура тестовых заданий
Раздел 2. Работа с текстом
Тема 2.1. Главная информация текста
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задания 1.
Тема 2.2 .Смысловая и композиционная целостность текста
Смысловая и композиционная целостность текста
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задания 20
Тема 2.3. Типы речи
Типы речи: повествование, описание, рассуждение
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задания 21
Тема 2.4. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, фразеологизмы
Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, фразеологизмы
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задания 3,22
Тема 2.5. Выполнение тестовых заданий по разделу №2
Выполнение тестовых заданий по разделу №2.
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1
Раздел 3. Подготовка к сочинению
Тема 3.1. Композиция сочинения.
Композиция сочинения.
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 2, задание 25
Тема 3.2. Постановка проблемы
Постановка проблемы
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 2, задание 25
Тема 3.3. Виды комментария к проблеме
Виды комментария к проблеме
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 2, задание 25
Тема 3.4. Выявление и формулировка авторской позиции.
Выявление и формулировка авторской позиции.
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 2, задание 25
Тема 3.5. Формулировка собственного мнения. Способы аргументации собственного мнения.
Формулировка собственного мнения. Способы аргументации собственного мнения.
Самостоятельная работа. Выполнение тестовых заданий по разделу №3.
Тема 3.6. Практикум по написанию сочинения.
Практикум по написанию сочинения.
Самостоятельная работа. Выполнение тестовых заданий по разделу №3.
Раздел 4. Орфография. Пунктуация
Тема 4.1. Ударение в слове
Ударение в слове
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задание 4
Тема 4.2. Морфологические нормы
Морфологические нормы
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задание 6
Тема 4.3. Паронимы
Паронимы
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задание 5
Тема 4.4. Правописание корней
Правописание корней
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задание 8
Тема 4.5. Правописание приставок
Правописание приставок
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задание 9
Тема 4.6. Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-)
Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-)
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задание 10
Тема 4.7. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задание 11
Тема 4.8. Правописание НЕ и НИ
Правописание НЕ и НИ
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задание 12
Тема 4.9. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задание 13
Тема 4.10. Правописание Н, НН в разных частях речи
Правописание Н, НН в разных частях речи
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задание 14
Тема 4.11. Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами
Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задание 15
Тема 4.12. Пунктуация в предложениях с обособленными членами
Пунктуация в предложениях с обособленными членами
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задание 16
Тема 4.13. Пунктуация при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения
Пунктуация при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задание 17
Тема 4.14. Пунктуация в сложноподчиненном предложении
Пунктуация в сложноподчиненном предложении
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задание 18
Тема 4.15. Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи
Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи
Самостоятельная работа. Выполнение тренировочных тестовых заданий по данной теме из пособия (4): часть 1, задание 19
Тема 4.16. Выполнение тестовых заданий по разделу №4
Выполнение тестовых заданий по разделу №4
Самостоятельная работа. Выполнение тестовых заданий по разделу №4
Раздел 5. Обобщение и повторение
Тема 5.1. Итоговое тестирование
Итоговое тестирование.
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по дополнительной общеразвивающей программе: наличие высшего педагогического образования с квалификацией «Преподаватель русского языка».
3.2. Информационно – методические условия реализации программы
№ п/п | Наименование учебной дисциплины | Перечень литературы, Интернет - ресурсов |
1. | Русский язык | 1. Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2009 2. Русский язык 10-11класс, под.ред А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. -М.: Просвещение, 2015. 3. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/ 4. ЕГЭ-2019 . Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, И.В. Текучева – М.: АСТ, 2018. 5 ЕГЭ. Русский язык. Теория и практика успешного написания сочинения – рассуждения / Ж.И.Дергилева.- М.: Интеллект-Центр, 2016. |
3.3. Материально – технические условия реализации программы
№ п/п | Наименование специализированных учебных кабинетов, лабораторий | Вид занятий | Наименование оборудования, программного обеспечения |
1. | Учебный кабинет «Русский язык» | Лекции Комбинированные занятия | рабочая доска, наглядные пособия (учебники, словари разных типов, опорные конспекты); мультимедийный проектор, ноутбук, экран. |
IV. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
4.1. Контрольно – измерительный материал по учебной дисциплине «Русский язык»
Представленная экзаменационная работа по русскому языку в форме итогового тестирования для слушателей подготовительных курсов составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки.
Работа позволяет проверить уровень знаний учащихся по разделам «Морфемика. Орфография», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Стилистика».
1 вариант Прочитайте текст и выполните задания 1-5. 1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды: – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни. (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных. (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души. (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (25)Мальчишка разбил стекло. – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель. (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести? (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался. (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу. (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф.А. Вигдоровой*) * Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.
| |||||||||||||||
|
2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. | |||||||||||||||
|
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
3.Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару). 4. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБОТА. Определите значение, в котором это слово употреблено в двадцатом (20) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. РАБОТА-1. Процесс превращения одного вида энергии в другой (спец. ) ; вообще нахождение в действии. 2. Занятие, труд, деятельность. |
Конец формы
5.Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
звонИшь
средствА
знАчимый
добелА
экспЕрт
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙ к маме
свыше ЧЕТЫРЁХ ТЫСЯЧ метров
несколько ПОМИДОР
БОЛЬНАЯ мозоль
новых ДЖИНСОВ
8. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Выдры — необычайно смышлёные и РАССУДИТЕЛЬНЫЕ существа.
В устье реки виднелись ЯВСТВЕННЫЕ очертания корабля.
Отбирало артистов для участия в конкурсе весьма ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЕ жюри.
Зная горячий, ВЗРЫВНОЙ характер отца, мы не хотели его беспокоить.
Он пренебрегал правилами этикета и был полным НЕВЕЖЕЙ.
9. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
вин..грет
приг..рюнился
предприн..мать
прим..рение
к..сички
10. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..подал (урок), пр..мета
ра..шить, во..делал
р..зослал, д..пишу
соб..ётся, под..ячий
вз..мал, под..тожил
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
налаж..вать
откле..ваться
сбивч..вый
стержн..вой
надоедл..вый
12. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
закле...вший
вынес…шь
зала…вший
дремл…шь
ненавид..вший
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Этот населённый пункт (не)обозначен ни на одной карте.
(Не)спавший от боли в ноге Иванихин всё видел.
Ответы студента были далеко (не)верными и сбивчивыми.
Дверь в комнату была (не)закрыта.
Сквозь (не)задёрнутые шторы видно было ярко освещенную комнату.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Шопен СРАЗУ (ЖЕ) покорил парижские салоны своеобразным и непривычным исполнением, а ТАК(ЖЕ) своим блистательным юмором и гениальными импровизациями.
ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живёт в Италии, Швейцарии, во Франции.
В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах» Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) глаза, аналогичные цветовые тона.
(И)ТАК, речевой этикет — явление универсальное, но в ТО(ЖЕ) время каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения.
Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запече(2)ая рыба, толстые колбасы, копче(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Вечерами дед читал нам какую-нибудь книгу или рассказывал одну из случившихся с ним в молодости историй.
2) Для оформления документа потребуются заграничный паспорт водительские права страховка.
3) Без новых научных идей прорыва в этой области не случится ни сегодня ни завтра.
4) Алексей разложил тетради и учебники на столе и приступил к занятиям.
5) Оркестр играл сладкие вальсы и задорные попурри и от звуков этих людям вокруг становилось легко и радостно
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А вы (1)надменные потомки (2)
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы(3) жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд(4) наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он недоступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью —
Оно вам не поможет (5)вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта (6)праведную кровь!
(Михаил Лермонтов)
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны (1) внутренняя отделка (2) которого (3) изготовлена из осины или берёзы.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Стояла жара (1) и (2) если вдруг налетал ветерок (3) и приносил с собой прохладу (4) деревья благодарно кивали ветвями.
Ключ
1 вариант
1-1,2,5 2-2,3,4 3-плохое, хорошее 4-2 6-средства 7-помидоров 8- представительное 9-предпринимать 10-собьется, подьячий 11-стержневой 12-заклеивший 13-незадернутые 14-втайне, вполголоса 15-1,3 16-3,5 17-1 18-1,3,4 19-1 20-1,2,4 |