12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рудакова Галина Алексеевна216
Закончила ВГПУ, физ - мат, МИКТ, ф-т вычислительные машины, системы и технологии, высшая квалификационная категория
Россия, Воронежская обл., Лиски
5

Статья «Интерактивные электронные учебники и их применение на уроке»

Интерактивные электронные учебники и их применение на уроке

Рудакова Г.А.

МОУ СОШ № 15 г. Лиски

Повышение эффективности обучения является одной из глобаль­ных задач общества. Эффективность обучения, в свою очередь, связанас использованием информационных технологий и в значительной сте­пени зависит от качества обучающих программ, степени их соответст­вия особенностям образовательного процесса.

В наше время все чаще наблюдается применение компьютерных технологий в образовании. Они обеспечивают адаптацию процесса обу­чения к индивидуальным характеристикам обучаемых, разгружают пре­подавателей от ряда трудоемких и часто повторяющихся операций по представлению учебной информации и контроля знаний. При проведе­нии занятий в компьютерных классах возрастают активность обучае­мых, самостоятельно прорабатывающих большой объем учебной ин­формации, и возможности преподавателя по управлению учебной дея­тельностью группы обучаемых. Так, например, уже созданы и только создаются обучающие системы по самым различным учебным курсам, причем не только по точным, но и по гуманитарным дисциплинам.

Таким образом, задача создания полноценных обучающих систем, имеющая тридцатилетнюю историю, остается актуальной.

Первые электронные учебники (ЭУ) были созданы для простейших персональных компью­теров. Однако большинство преподавателей относится к таким про­граммам довольно скептически. Действительно, большинство ЭУ, пред­ставленных на рынке не лишены недостатков, особенно если рассмат­ривать их с точки зрения адаптивности и индивидуальности при работе с обучаемым. Как правило, если в программе существует интерактивная компонента, то это тестовые задания (или multichoice), которые нельзя назвать ни адаптивными, ни индивидуальными.

Кроме того, ЭУ были написаны практически без участия специали­стов по дидактике. В дидактическом плане они были примитивны и представляли собой, по сути дела, переписанные из учебников тексты, сопровождающиеся вопросами. Компьютер в обучении используется, в основном, как заменитель традиционных дидактических средств. Упор в большинстве применяемых компьютерных программ делается на на­глядность, которая с помощью компьютера реализуется чрезвычайно эффективно. Но зачастую обучение этим и ограничивается, поскольку программы являются, по сути дела, информационными или демонстра­ционными.

Пренебрежение дидактикой, непонимание ее роли приводит к то­му, что использование иных обучающих программ даже наносит вред учебному процессу. Для обеспечения эффективности учебного процесса автоматизированный учебно-методический комплекс должен принци­пиально отличаться от текстовых учебников и задачников. Электрон­ный учебник обязательно должен содержать средства для самоконтроля усвоения учебных материалов. Однако пока большинство ЭУ или не имеют таких средств, или они чрезвычайно примитивны.

Отсутствие средств контроля усвоения знаний в традиционных ЭУ следует отнести к их недостаткам. В этом случае ЭВМ отводится пас­сивная роль воспроизведения текста, графики и другого иллюстрацион­ного материала, а не активная роль, свойственная преподавателю. Про­граммы-тесты лишь частично моделируют работу учителя по проверке знаний обучаемого. Несмотря на наличие интерактивности, «директивность» обучающих программ с заранее заданным сценарием и обяза­тельным контролем в заранее определенных местах является недостат­ком, лишающим обучаемого инициативы и накладывающая свои огра­ничения на студента.

Однако следует заметить, что компьютер в обучении, на наш взгляд, не претендует на замену собой преподавателя, как об этом ино­гда говорится и что приводит к отрицательному отношению к процессу компьютеризации образования. Он должен стать его помощником. Ана­логично - компьютерный учебник не заменяет обычный, традиционный учебник, а дополняет его.

Поэтому, несмотря на перечисленные недостатки современных ЭУ, они обладают рядом достоинств перед традиционными учебниками:

возможность почти полностью перевести курс обучения по какой-либо дисциплине на компьютер (лекции, практические занятия, кон­троль знаний и умений);

- возможность изучения учебного материала;

возможность оперативно изменять учебный материал;

избавление обучаемых от поиска и приобретения книг;

возможность выполнения практических работ дома;

сокращение времени выработки у обучаемых необходимых навыков;

быстрый просмотр результатов контроля усвоения учебного мате­риала по самым разным критериям

(по группам, по специальностям, по отдельным обучаемым и т.д.) руководством учебного

заведения;

адаптация к темпу работы обучаемого, облегчение поиска необхо­димой информации;

возможность моделировать на экране компьютера сложные про­цессы и явления, создавать игровые познавательные ситуации.

Таким образом, в настоящее время существует потребность в соз­дании интерактивных систем, в которых на компьютер ложится задача диалога с обучаемым и проверка решения. Диалоговое взаимодействие обеспечивает следующие аспекты обучения: непрерывный контроль деятельности обучаемого, диагностирование, управление системой со стороны самого обучаемого.

Процесс создания электронного учебного пособия требует одно­временно знаний как в предметной области, для которой создается учебник, так и в области информационных технологий, что на практике чаше всего предполагает сотрудничество двух специалистов - препода­вателя и программиста. В связи с этим можно рекомендовать следую­щие основные этапы этой работы:

I. Подготовка чернового варианта текста учебника (полезно иметь пособие по курсу лекций, хотя в дальнейшем оно будет радикально из­менено).

II. Разработка «сценария» взаимодействия отдельных частей ЭУП (на основе рациональной структуры учебника и тщательно продуманной последовательности изложения материала, организации возможных пе­рекрестных ссылок и т.п.), а также начальная подготовка сценария ау­дио- и видеосюжетов, разнообразных иллюстраций, располагаемых в тексте статически или появляющихся динамически в процессе чтения ЭУП.

III. Реализация составных частей ЭУП на компьютере.

На первых двух этапах большую (если не решающую) роль играют квалификация преподавателя в предметной области и его способности педагога и методиста. Причина этого в том, что в процессе написания не только электронного учебника, но и обычного учебного пособия или книги, приходится сталкиваться с трудностями превращения знаний ав­тора в знания обучающегося. Сложен сам процесс трансформации зна­ний, реализуемый опосредованно через текст по схеме «знания препода­вателя - текст — знания обучающегося» и, к сожалению, допускающий необратимые потери на всех его стадиях. Так, уже на первом этапе, про­ходящем еще без читателя, созданный автором текст содержит не зна­ния автора, а лишь определенную информацию о них.

Использование интерактивных электронных учебников является перспективным направлением в профессиональном образовании. При соблюдении вышеперечисленных требований к их созданию, они могут стать эффективным средством обучения. Их применение, несомненно, будет способствовать качественному усвоению знаний, формированию прочных навыков, высокой информационной культуры у всех участни­ков образовательного процесса.

Литература

1. Б.Г. Киселев,  “Домашний компьютер и школа”. – СПб.:Питер, 2009г. 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.