Статья «Интерактивные электронные учебники и их применение на уроке» (Информатика и ИКТ 10-11 класс)
Интерактивные электронные учебники и их применение на уроке
Рудакова Г.А.
МОУ СОШ № 15 г. Лиски
Повышение эффективности обучения является одной из глобальных задач общества. Эффективность обучения, в свою очередь, связанас использованием информационных технологий и в значительной степени зависит от качества обучающих программ, степени их соответствия особенностям образовательного процесса.
В наше время все чаще наблюдается применение компьютерных технологий в образовании. Они обеспечивают адаптацию процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучаемых, разгружают преподавателей от ряда трудоемких и часто повторяющихся операций по представлению учебной информации и контроля знаний. При проведении занятий в компьютерных классах возрастают активность обучаемых, самостоятельно прорабатывающих большой объем учебной информации, и возможности преподавателя по управлению учебной деятельностью группы обучаемых. Так, например, уже созданы и только создаются обучающие системы по самым различным учебным курсам, причем не только по точным, но и по гуманитарным дисциплинам.
Таким образом, задача создания полноценных обучающих систем, имеющая тридцатилетнюю историю, остается актуальной.
Первые электронные учебники (ЭУ) были созданы для простейших персональных компьютеров. Однако большинство преподавателей относится к таким программам довольно скептически. Действительно, большинство ЭУ, представленных на рынке не лишены недостатков, особенно если рассматривать их с точки зрения адаптивности и индивидуальности при работе с обучаемым. Как правило, если в программе существует интерактивная компонента, то это тестовые задания (или multichoice), которые нельзя назвать ни адаптивными, ни индивидуальными.
Кроме того, ЭУ были написаны практически без участия специалистов по дидактике. В дидактическом плане они были примитивны и представляли собой, по сути дела, переписанные из учебников тексты, сопровождающиеся вопросами. Компьютер в обучении используется, в основном, как заменитель традиционных дидактических средств. Упор в большинстве применяемых компьютерных программ делается на наглядность, которая с помощью компьютера реализуется чрезвычайно эффективно. Но зачастую обучение этим и ограничивается, поскольку программы являются, по сути дела, информационными или демонстрационными.
Пренебрежение дидактикой, непонимание ее роли приводит к тому, что использование иных обучающих программ даже наносит вред учебному процессу. Для обеспечения эффективности учебного процесса автоматизированный учебно-методический комплекс должен принципиально отличаться от текстовых учебников и задачников. Электронный учебник обязательно должен содержать средства для самоконтроля усвоения учебных материалов. Однако пока большинство ЭУ или не имеют таких средств, или они чрезвычайно примитивны.
Отсутствие средств контроля усвоения знаний в традиционных ЭУ следует отнести к их недостаткам. В этом случае ЭВМ отводится пассивная роль воспроизведения текста, графики и другого иллюстрационного материала, а не активная роль, свойственная преподавателю. Программы-тесты лишь частично моделируют работу учителя по проверке знаний обучаемого. Несмотря на наличие интерактивности, «директивность» обучающих программ с заранее заданным сценарием и обязательным контролем в заранее определенных местах является недостатком, лишающим обучаемого инициативы и накладывающая свои ограничения на студента.
Однако следует заметить, что компьютер в обучении, на наш взгляд, не претендует на замену собой преподавателя, как об этом иногда говорится и что приводит к отрицательному отношению к процессу компьютеризации образования. Он должен стать его помощником. Аналогично - компьютерный учебник не заменяет обычный, традиционный учебник, а дополняет его.
Поэтому, несмотря на перечисленные недостатки современных ЭУ, они обладают рядом достоинств перед традиционными учебниками:
возможность почти полностью перевести курс обучения по какой-либо дисциплине на компьютер (лекции, практические занятия, контроль знаний и умений);
- возможность изучения учебного материала;
возможность оперативно изменять учебный материал;
избавление обучаемых от поиска и приобретения книг;
возможность выполнения практических работ дома;
сокращение времени выработки у обучаемых необходимых навыков;
быстрый просмотр результатов контроля усвоения учебного материала по самым разным критериям
(по группам, по специальностям, по отдельным обучаемым и т.д.) руководством учебного
заведения;
адаптация к темпу работы обучаемого, облегчение поиска необходимой информации;
возможность моделировать на экране компьютера сложные процессы и явления, создавать игровые познавательные ситуации.
Таким образом, в настоящее время существует потребность в создании интерактивных систем, в которых на компьютер ложится задача диалога с обучаемым и проверка решения. Диалоговое взаимодействие обеспечивает следующие аспекты обучения: непрерывный контроль деятельности обучаемого, диагностирование, управление системой со стороны самого обучаемого.
Процесс создания электронного учебного пособия требует одновременно знаний как в предметной области, для которой создается учебник, так и в области информационных технологий, что на практике чаше всего предполагает сотрудничество двух специалистов - преподавателя и программиста. В связи с этим можно рекомендовать следующие основные этапы этой работы:
I. Подготовка чернового варианта текста учебника (полезно иметь пособие по курсу лекций, хотя в дальнейшем оно будет радикально изменено).
II. Разработка «сценария» взаимодействия отдельных частей ЭУП (на основе рациональной структуры учебника и тщательно продуманной последовательности изложения материала, организации возможных перекрестных ссылок и т.п.), а также начальная подготовка сценария аудио- и видеосюжетов, разнообразных иллюстраций, располагаемых в тексте статически или появляющихся динамически в процессе чтения ЭУП.
III. Реализация составных частей ЭУП на компьютере.
На первых двух этапах большую (если не решающую) роль играют квалификация преподавателя в предметной области и его способности педагога и методиста. Причина этого в том, что в процессе написания не только электронного учебника, но и обычного учебного пособия или книги, приходится сталкиваться с трудностями превращения знаний автора в знания обучающегося. Сложен сам процесс трансформации знаний, реализуемый опосредованно через текст по схеме «знания преподавателя - текст — знания обучающегося» и, к сожалению, допускающий необратимые потери на всех его стадиях. Так, уже на первом этапе, проходящем еще без читателя, созданный автором текст содержит не знания автора, а лишь определенную информацию о них.
Использование интерактивных электронных учебников является перспективным направлением в профессиональном образовании. При соблюдении вышеперечисленных требований к их созданию, они могут стать эффективным средством обучения. Их применение, несомненно, будет способствовать качественному усвоению знаний, формированию прочных навыков, высокой информационной культуры у всех участников образовательного процесса.
Литература
1. Б.Г. Киселев, “Домашний компьютер и школа”. – СПб.:Питер, 2009г.