Интерактивный лэпбук «Чемодан чудес»
Лепбук «Чемодан чудес»
Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста. Оно во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Цель: формирование сенсорного развития детей с помощью дидактических игр в пособии лепбук.
Задачи:
Создать условия для накопления и обогащения сенсорного опыта через дидактические игры, собранные в лепбуке;
Продолжить знакомство с геометрическими фигурами, цветом;
Совершенствование зрительного и осязательного восприятия;
Развитие умения различать фигуры по форме, размеру, цвету;
Отрабатывать умение самостоятельно обследовать предметы используя сравнение, классификацию, обобщение, группировку предметов.
Возраст детей: 2 – 4 года.
Игры, использованные в лепбуке не новы, но собранные в одном пособии являются очень удобным для изучения нового материала, систематизации знаний, индивидуальной работе и как диагностический материал. В «чемодане чудес» собраны такие игры как:
«Подбери ключ»
«Соедини картинки»
«Найди пару»
«Собери гусеницу»
«Какая фигура лишняя»
«Мешок заданий»
«Собери картинку из частей»
«Волшебные прищепки»
«Цветочная полянка»
«Найди цветок на ощупь»
«Расставь по размеру»
«Собери пирамидку»
«Большой, средний, маленький»
«Помоги спрятаться животным»
«Собери цепочку»
«Один - много»
«Раскрась по образцу»
Прежде чем, начать пользоваться лепбуком, ребенку надо открыть «Чемодан чудес».
Дидактическая игра «Подбери ключ»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: развивать сенсорные способности детей.
Задачи: учить находить силуэт ключа, который откроет замок;
развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, приемов зрительного наложения, памяти, наблюдательности и усидчивости.
Оборудование: замок с прорезью для ключа, разные формы ключей.
Ход игры:
Ребёнку необходимо найти ключ, который откроет замок, путем наложения ключа на отверстие в замке.
Дидактическая игра «Соедини картинки»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: закреплять знание основных четырех цветов, развивать зрительное восприятие.
Оборудование: картинки красного, зеленого, синего, желтого цвета, резинки соответствующих цветов.
Ход игры:
Ребенку необходимо взять резинку любого цвета, найти картинки такого же цвета и соединить пару. Картинки в игре съемные, поэтому их можно менять в соответствии с поставленной воспитателем задачей.
Дидактическая игра «Найди пару»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: развивать умение находить одинаковые картинки по нескольким признакам: цвет, форма, величина.
Оборудование: варежки, носки, обувь разная по цвету, форме, размеру.
Ход игры: ребенку даются картинки разного цвета, формы и величины. Ему необходимо найти две парные картинки сходные по цвету, размеру и форме. Затем совместно с игроком подводят итог о правильности подобранной пары.
Дидактическая игра «Собери гусеницу»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие сенсорного и тактильного восприятий, расширение кругозора детей и формирование первичных представлений о цвете, умении сравнивать детали по размеру, развитие внимания.
Оборудование: детали гусеницы, связанные крючком, разного размера.
Ход игры
1.На столе разложить детали гусеницы;
2. Ребенку предлагается разложить детали от большей к меньшей;
3.Закрепить детали друг с другом при помощи пуговиц.
Дидактическая игра «Какая фигура лишняя»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать логические связи.
Оборудование: карточки с наклеенными на них геометрическими фигурами разного цвета, формы, размера.
Ход игры: выбрать карточку, рассмотреть, сравнивать, найти лишнюю фигуру и объяснять по какому признаку или признакам она лишняя (цвет, величина, форма).
Дидактическая игра «Мешок заданий»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, о цвете; развивать умение классифицировать по разным признакам; отрабатывать понятия - один, много, ни одного, развивать мелкую моторику и умение угадывать на ощупь.
Оборудование: набор фигур, вырезанный из фоамирана, разного цвета, с одним, двумя и без отверстия, шнурки разного цвета.
Ход игры:
1 вариант: разложи фигуры по цвету;
2 вариант: разложи фигуры по форме;
3 вариант: разложи фигуры с одним отверстием, с двумя и без;
4 вариант: собери бусы;
5 вариант: угадай фигуру на ощупь.
Дидактическая игра «Собери картинку из частей»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: Развивать мелкую моторику рук, учить соединять части предмета в одно целое, называть предмет; развивать память, мышление, внимание, обогащать словарный запас.
Оборудование: картинки, разрезанные на три и четыре части.
Ход игры: нужно правильно подобрать части и собрать целую картинку.
Дидактическая игра «Раскрась по образцу»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: закрепление основных и дополнительных цветов в активном словаре ребенка, развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование: раскраска с цветным образцом, цветные карандаши.
Ход игры:
1. Рассмотреть цветной образец.
2. Подобрать необходимые цветные карандаши.
3. Раскрасить картинку в соответствии с образцом.
Дидактическая игра «Найди цветок на ощупь»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев.
Оборудование: барабан с разной на ощупь тканью, цветочки с сердцевиной из ткани на барабане.
Ход игры: ребенок крутит барабан, выбирает ткань и щупает ее, перед ним цветочки он ощупывает их и ищет точно такой же на ощупь.
Дидактическая игра «Большой, средний, маленький»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: учить детей сравнивать предметы по величине, активизировать в речи понятия «большой», «средний», «маленький»; произносить слова большой, средний и маленький с разной интонацией (большой – низким голосом; средний - средним голосом; маленький - высоким), вызывать положительные эмоции, радость у детей.
Оборудование: три медведя, набор картинок большого, среднего и маленького размера.
Ход игры: детям предлагается распределить предметы между двумя медведями по размеру употребляя понятия «большой», «маленький»;
Потом предложить выделять понятия «большой», «маленький» голосом: громко – тихо.
Усложнение: распределить предметы между тремя медведями по размеру употребляя в речи понятия «большой», «средний», «маленький», потом предложить выделять размер голосом.
Дидактическая игра «Один - много»
(для детей младшего возраста)
Цель: отрабатывать умение различать количество предметов (один - много); учить детей согласовывать существительные со словами «один», «много»
Оборудование: набор карточек с изображением предметов разного количества: один - много
Ход игры: по 1 ребенку подходят к столу, берут одну карточку, на которой изображены предметы (один или много) и кладут в нужную коробочку.
2 вариант: взять карточку, определить количество и подобрать к ней карточку с такой же картинкой и другим количеством, т.е. найти пару «один - много».
Дидактическая игра «Собери цепочку»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, внимание, сосредоточенность; закреплять знания основных цветов; научить составлять цветную цепочку, чередуя последовательно элементы по образцу, закреплять навыки счета до 5-ти;
Оборудование: Полоски из фетра разных цветов с липучками для скрепления, образцы для сбора цепочки.
Ход игры: взять образец, подобрать нужные по цвету полоски и собрать их в цепочку.
Дидактическая игра «Помоги животным спрятаться»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: учить подбирать предметы по форме (треугольник, круг, квадрат, четырехугольник, овал, пятиугольник) и цвету (красный, желтый, зеленый, синий), упражнять в формулировании суждений (я беру круглое, красное окно, потому - что оно мне подходит); формирование причино – следственных связей: кто кого боится, того и надо спрятать, развивать зрительное восприятие, внимание и память; развивать умение сравнивать предметы по цвету и форме, воспитывать умение выполнять правила игры.
Оборудование: домики разных цветов с окошками в виде геометрических фигур, с животными в них, набор геометрических фигур по форме окон, картинки «Опасных» животных.
Ход игры: детям раздаются домики, наборы фигур лежат посередине стола, им надо закрыть окошки, подобрав их по форме и цвету.
2 вариант: Детям показывают картинку «опасного» животного, и они сами решают какого животного надо от него спасти, закрыв его нужным по форме и цвету окном.
Дидактическая игра «Расставь по размеру»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: Упражнять в умении зрительно определять высоту предмета, раскладывать от высокой к низкой и наоборот, развивать мелкую моторику, зрительное внимание, мышление, пространственное восприятие.
Оборудование: матрешки разной высоты.
Ход игры: предложить расставить матрешек по высоте от высокой к низкой и наоборот.
Дидактическая игра «Собери пирамидку»
(для детей младшего дошкольного возраста)
Цель: закрепить умение составлять изображение из овалов разной величины в порядке убывания, способствовать развитию умения соотносить размер овалов по схеме и без неё; формировать представление о цвете, форме, величине предметов; развивать мелкую моторику.
Оборудование: вырезанные из фоамирана овалы разной величины.
Ход игры: воспитатель с одним или двумя детьми рассматривает образец пирамидки, берёт по одному вкладышу (овалу, прикладывает на схему нужную по размеру.
2 вариант: выкладывание пирамидки на столе без трафарета, соблюдая размеры овалов.
Дидактическая игра «Волшебные прицепки»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: развитие мелкой моторики и художественно-творческих способностей детей, формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений); развитие конструктивного мышления;
Оборудование: прицепки разных цветов, картинки с недостающими элементами
Ход игры: научить одевать и снимать прищепки.
Показать картинку, спросить, чего на ней не хватает, предложить дополнить при помощи прищепок.
Дидактическая игра «Цветочная поляна»
(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)
Цель: развитие мелкой моторики рук: умения клеить липучки, застегивать пуговицы, кнопки и крючки, развитие сенсорного и тактильного восприятий, расширение кругозора детей и формирование первичных представлений о цвете, умении сравнивать детали по размеру, развитие внимания.
Оборудование: цветочки из фетра со съемными лепестками на кнопках, пуговицах и крючках.
Ход игра: предложить ребенку собрать цветок, лепестки подбираются по способу крепления и цвету.
Для изгготовления лепбука были использованя идеи и картинки из интернета.
Горбачёва Марина Юрьевна
Володченкова Ольга Алексеевна
Володченкова Ольга Алексеевна
Панкратова Елена Владимировна