12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия396
Россия
2

Интерактивное родительское собрание




Тема родительского собрания:

«Подростки и информационно-коммуникационные технологии: риски и безопасность»

Целевая группа:

родители (законные представители) обучающихся 1 курса

Цель:

повышение эффективности профилактики безопасности при использовании современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе сети Интернет, и формирование информационно-правовой грамотности родителей.

Задачи:

1. Проинформировать родителей (законных представителей) о безопасных правилах использования подростками современных информационно-коммуникацион-ных технологий, в том числе сети Интернет.

2. Обсудить основные негативные явления сети Интернет, направленные на вовлечение подростков в совершение действий, причиняющих угрозу их жизни и здоровью.

3. Найти эффективные пути решения проблемы безопасности обучающихся в Интернете и компьютерной зависимости.

4. Повысить ответственность родителей (законных представителей) за сохранность жизни и здоровья детей.

Форма проведения:

устный просветительский журнал.

Инструментарий:

персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация в форме просветительского журнала.

Эпиграф:

"То, что попало в интернет, останется там навсегда, - напоминает Касперский (один из основателей, ведущий разработчик и крупнейший акционер ЗАО «Лаборатория Касперского»). - Завтра наши дети могут сильно пожалеть о своем поведении и оставленных следах в соцсетях. Это может негативно отразиться на их карьере, социальном статусе и вообще представляет собой благодатную почву для шантажа в будущем. Не говоря о том, что опубликованная информация может задеть и нас, родителей".

Подготовительный этап:

Проведение родительского собрания на указанную тему было включено классным руководителем в План воспитательной работы с группой на 2018/19 учебный год и запланировано на январь 2019 года.

Заранее было проведено анкетирование обучающихся и проанализированы результаты, выявлена проблема Интернет-зависимости некоторых подростков и несоблюдение правил интернет-безопасности практически всеми обучающимися группы.

Родители были приглашены на собрание и ознакомлены с повесткой дня за неделю до даты проведения собрания.

В ходе родительского собрания использовалась презентация по обозначенной теме в форме просветительского журнала.


План родительского собрания

1. Доклад классного руководителя по обсуждаемой теме.

2. Выступления других участников родительского собрания.

3. Обсуждение проблемных вопросов, сформулированных родителями (законных представителями).

4. Подведение итогов.


Ход родительского собрания

Слайд 2

Одной из характерных особенностей нашего времени является быстрое развитие средств массовой коммуникации.

Многие поколения наших предков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачи информации - устным словом. С появлением бумаги, изобретением печатного станка, а затем типографской машины, распространение печатного слова приобрело массовый характер. С возникновением в 20 веке электронных средств связи характер СМИ, а фактически – жизни в целом, изменился коренным образом. Немалую роль здесь играет такое явление, как глобальная сеть Интернет, о разностороннем влиянии которого сейчас идет очень много споров.

Безусловно, Интернет – величайшее и удивительное изобретение прошлого столетия, при помощи которого человечество совершило огромный скачок в будущее, дало стимул к прогрессу.

В эпоху информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных подростков вообще не представляют себе без него ни учёбу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном. Хорошо это или плохо? Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают?

Педагогическую общественность волнует вопрос, как научить подростков разумно и, главное, безопасно использовать современные информационные технологии. Ситуация осложняется тем, что практически каждый подросток имеет мобильный телефон с выходом в Интернет, поэтому времяпрепровождение в сети не ограничивается стационарным доступом.

Помощь в решении этого вопроса должны оказывать и родители. А для этого – в полной мере осознать всю значимость проблемы обеспечения безопасности подростков в сети Интернет.

Классификация рисков в сети Интернет

Страница 1 (слайд 3) Контентные риски

Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д. Столкнуться с ними можно практически везде. Это и сайты, и социальные сети, и блоги, и торренты, и видеохостинги, фактически все, что сейчас существует в Интернете.

Негативные контентные материалы можно условно разделить на:

незаконные, к которым могут относиться: детская порнография (изготовление, распространение и хранение); наркотические средства (изготовление, продажа, пропаганда употребления), все материалы, имеющие отношение к расовой или религиозной ненависти (экстремизм, терроризм, национализма и др.), а также ненависти или агрессивного поведения по отношению к группе людей, отдельной личности или животным, азартные игры и т.д.

В Российском законодательстве есть возможность в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ привлечь к административной и уголовной ответственности за распространение подобного негативного контента владельцев сайтов, а также авторов таких электронных текстов и видеопродукции.

неэтичные, противоречащие принятым в обществе нормам морали и социальным нормам.

Подобные материалы не попадают под действие уголовного кодекса, однако могут оказывать негативное влияние на психику столкнувшегося с ними подростка. Примерами таких материалов могут служить широко распространенные в сети изображения сексуального характера, агрессивные онлайн игры, азартные игры, пропаганда нездорового образа жизни (употребление наркотиков, алкоголя, табака, анорексии, булимии), причинения вреда здоровью и жизни, нецензурная брань, оскорбления, и др. Эта информация направлена на манипулирование сознанием и действиями различных групп людей.

Страница 2 (слайд 4)– Информационные риски

В Интернете есть большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной, ни достоверной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить достоверность, актуальность и полноту информационных материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете. В Интернете не существует служб редакторов и корректоров, никто не проверяет информационные ресурсы на достоверность, корректность и полноту.

Поэтому нельзя использовать Интернет как единственный источник информации, необходимо проверять информацию по другим источникам, особенно если эта информация касается жизненно важных моментов в жизни человека, например, здоровья, обучения, нормативно-правовых актов и т.п. .

Страница 3 (слайд 5) – Коммуникационные риски

Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д.

Коммуникационные риски включают в себя «незаконный контакт» и «киберпреследование» (или кибер-буллинг).

Незаконный контакт — это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.

Киберпреследование (или кибер-буллинг) — это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами; запугивание; подражание; хулиганство (интернет-троллинг); социальное бойкотирование. По форме буллинг может быть не только словесным оскорблением. Это могут быть фотографии, изображения или видео жертвы, отредактированные так, чтобы быть более унизительными.

Подобный унизительный контент может исходить от одного человека или группы людей по одному или нескольким электронным контактам жертвы, на электронный ящик или в сообщениях онлайн-мессенджеров. Распространены также случаи преследования в социальных сетях или на подобных им ресурсах. При этом буллер может также взломать профиль или страницу жертвы и организовать спам-рассылку по всем контактам жертвы.

Кибербуллинг, преследование с использованием цифровых технологий, сильнее всего действует на подростков. Он не менее опасен, чем реальные издевательства; продолжается все время и от него невозможно спрятаться.

Общаясь в сети, подростки могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Анонимность и приватность в сети - давно иллюзия. Каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против человека.

Страница 4 (слайд 6) Электронные риски

Электронные риски – это вероятность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д.

Один из вариантов - вредоносные программы1. Подобные программы могут использовать компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети. Вредоносное программное обеспечение использует множество методов для распространения и проникновения в компьютеры, не только через внешние носители информации (компакт-диски, флешки и т.д.), но и через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов.

Нужно помнить, что ничто не может дать 100% гарантии защиты вашего компьютера. Поэтому необходимо быть крайне внимательным при получении сообщений по электронной почте от неизвестного адресата с вложением, когда скачиваете файлы из Интернета, пользуетесь чужими носителями информации или открываете файлы, скопированные с чужого компьютера.

В этом случае потребуется современное антивирусное программное обеспечение. Поэтому не забывайте обновлять свою антивирусную программу и следить за защитой своего компьютера.

Страница 5 (слайд 7) – Потребительские риски

Это злоупотребление в Интернете правами потребителя:

- хищение персональной информации (пароли, имена пользователей, банковские данные, номера кредитных карточек и т.п.) с целью кибермошенничества,

- потеря денежных средств без приобретения товара или услуги,

- риск приобретения товара низкого качества, различных подделок, контрафактной и фальсифицированной продукции,

- азартные игры на деньги.

Страница 6 (слайд 8) – Зависимость от компьютерных игр.

Игровая зависимость являет собой форму сильной психологической привязанности к игре – в компьютерном варианте вплоть до желания жить в виртуальном мире. Возвращение в реальный мир связано исключительно с удовлетворением естественных потребностей, общение с живыми людьми сведено к минимуму.

Особенно тяжелые формы игровой зависимости предполагают также крупные денежные траты на игру, злоупотребление кофе и энергетическими напитками, злость и раздражение при отрывании от игры, пренебрежение питанием и сном. Зависимость от игр сравнима с наркотиками и алкоголем, человек не может контролировать себя в плане времяпровождения за игрой, живет в своем собственном мире и не желает общаться с родными и друзьями – ибо они пока еще не «виртуальны». Любое время, проведенное вне игры, является для такого человека мучением.

Страница 7 (слайд 9) – Интернет-зависимость

Сегодня Всемирная паутина настолько тесно вплетена в нашу жизнь, что становится все трудней сказать, где заканчивается реальный мир и начинается виртуальный. Но чрезмерное увлечение интернетом может привести к формированию болезненного пристрастия – зависимости. Как следствие – серьезные проблемы с учебой, работой, в отношениях с близкими людьми, вплоть до разрушения связей с родными и окружающим миром.

Особую тревогу вызывает тот факт, что зависимости чаще всего подвергаются дети в подростковом возрасте. То, что дети проводят в Интернете слишком много времени, огорчает большинство родителей. Сначала взрослые приветствовали появление Сети, полагая, что она – безграничный источник новых знаний. Вскоре выяснилось, что подростки не столько пользуются Интернетом для выполнения домашних заданий или поиска полезной информации, сколько общаются в чатах и играют в он-лайновые игры.

Поддержание в жизни подростков разумного равновесия между развлечениями и другими занятиями всегда было испытанием для родителей; Интернет сделал это еще более трудной задачей. Причина в том, что Интернет позволяет оставаться анонимным, не бояться осуждения (если что-то сделал неправильно, всегда можно поменять имя и начать все заново), предоставляет гораздо более широкий выбор возможностей к общению, чем реальный мир.

Страница 8 (слайд 10) – Социальные сети

Социальные сети, такие как Одноклассники, Вконтакте, Facebook, Twitter и многие другие позволяют людям общаться друг с другом и обмениваться различными данными, например, фотографиями, видео и сообщениями. Хакеры, спамеры, разработчики вирусов, похитители личных данных и другие мошенники не дремлют.

Одна из ключевых проблем социальных сетей – открытость большинства учетных записей, т.е. вся частная информация находится в открытом доступе, а эта информация может собираться с помощью автоматизированных решений. К примеру, подобный функционал может быть встроен во всевозможные приложения, которыми славится один из самых популярных подобных сервисов Facebook.

Существует еще одна опасность - социальные сети становятся неизлечимой зависимостью. Люди перестают общаться в реальной жизни, превращаясь в зомби.

Страница 9 (слайд 11)– Анализ результатов анкетирования обучающихся группы "Интернет, за или против"

Страница 10 (слайд 13) – Формулирование Правил безопасного использования подростками современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе сети Интернет

1. Не входить на незнакомые сайты.

2. Если на электронную почту пришло письмо, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, необходимо обязательно проверить его на вирусы.

3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае нельзя запускать его, а лучше сразу удалить и очистить корзину.

4. Никогда никому не посылать свой пароль.

5. Использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.

6. При общении в Интернет не указывать свои личные данные, а использовать псевдоним (ник).

7. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то не указывать никакой личной информации.

8. В настоящее время существует множество программ, которые производят фильтрацию содержимого сайтов. Между членами семьи должны быть доверительные отношения, чтобы вместе просматривать содержимое сайтов.

9. Не всей информации, размещенной в Интернете, можно верить.

10. Не сохранять важных сведений на общедоступном компьютере.

Страница 11 (слайд 14) Рефлексия

Ситуация 1. Ваш ребенок предпочитает компьютер прочим занятиям: домашним поручениям, учебе, общению со сверстниками; проводит большую часть времени в сети. Что с ним происходит? Ваши действия?..

Ситуация 2. Ваш ребенок проводит много времени в интернете, стал замкнутым, раздражительным, агрессивным. Ваши действия?..


Заключение

Насколько полезным будет для вас, родители, наша сегодняшняя беседа, во многом зависит от самих родителей. Важно чтобы ваш ребенок хорошо усвоил правила безопасного использования современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе сети Интернет. Старайтесь организовывать обратную связь. Используйте наглядные примеры, проживайте вместе ситуации из жизни. Не забывайте, что ваш личный положительный пример – очень много значит.

Все озвученные риски и угрозы жизни подростков, к сожалению, – реальность сегодняшнего дня. Для того, чтобы изменить эту реальность родителям (законным представителям), педагогам и всем кто принимает участие в воспитании подростков требуется чуткость к их проблемам, усиленное внимание к их чувствам и переживаниям.

Уважаемые родители! Больше общайтесь с детьми, изучайте их внутренний мир, обращайте внимание на их эмоциональные состояния, обсуждайте проблемы, учите их разрешать.

1 Вредоносные программы – различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.