12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сергеева Елена Витальевна171
У меня есть я...и мы справимся))))))))
Россия, Курская обл., г.Железногорск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
14

«Интерактивное взаимодействие для обеспечения активной позиции ученика на уроке».



Мастер-класс: «Интерактивное взаимодействие  для обеспечения  активной   позиции  ученика  на уроке».


Учитель начальных классов: Сергеева Елена Витальевна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Железногорска Курской области.

Цель проведения: передача педагогического опыта путем прямого и комментированного показа приемов работы по использованию системы активных методов обучения с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, обучение участников мастер-класса.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с активными методами и приёмами как одной из форм организации интерактивное взаимодействия, предполагающего активную познавательную деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы;
  • представить коллегам арсенал  приемов и методов, используемых в данной технологии;
  • показать конкретные примеры заданий, обеспечивающих  активную позицию ученика на различных этапах  урока;
  • создать  предпосылки для повышения профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование представленного опыта в практике; 
  • создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класса  и участников.

                                                  

                                                        Сценарий мастер-класса

Вступительное слово.

Вы здесь потому, что ищете развития? Личностного, профессионального…

Вы здесь потому, что Вам близко обучение на протяжении всей жизни?

Вы здесь потому, что хотите достигнуть поставленных целей?  

У Вас это обязательно получится!

И сегодня я, Сергеева Елена Витальевна, постараюсь быть интересной и полезной для Вас!(Слайд 1)


  1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером.

     Сегодня парадигму образования определяет переход:

• от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

• от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Для достижения этого перехода необходимо применение как старых проверенных форм и методов обучения, так и новых методик и технологий.(Слайд 2)

     Среди моделей обучения выделяют:

  • пассивную – традиционную;
  • активную - эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», где активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников;
  • интерактивную - это интерактивное взаимодействие (моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем).  В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. (Слайд 3)

     Первые две модели широко использовались во все времена существования системы образования. Отказываться от них сегодня было бы неверно, но дополнить их, а зачастую и заменить эти модели деятельностными моделями необходимое требование времени.  Формула интерактивной технологии – «Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах,  где каждый обучающийся субъект  познания нового».(Слайд 4)

      Применяя АМО у меня   возникали вопросы. Один из них – как провести полноценный, насыщенный, творческий урок с использование различных АМО, гармонично встроив их  в образовательный процесс? Технология интерактивного обучения даёт мне ответ на этот и другие вопросы. На данную технологию очень естественно ложится образовательный процесс, она хорошо воспринимается моими воспитанниками   и удобна меня, как для педагога. Снижение энергозатрат учителя и учеников, создание комфортной творческой обстановки в классе , повышение мотивации и  активизация  аналитической и рефлексивной деятельности  учеников моего класса – эти и другие положительные эффекты определяют активное изучение и применение мной данной образовательной технологии. (Слайд5)

  • Рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты своей учебной деятельности.
  • Развитие исследовательских и проектировочных умений.
  • Развитие умения аргументированного и корректного ведения дискуссии.
  • Увлеченность, творческий настрой, товарищеские взаимоотношения обучающихся.
  • Развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. 
  • Мотивирующее действие атмосферы урока на педагога, сохраняющее работоспособность и хорошее настроение.
  • Эффективный мониторинг учителем хода и результатов образовательного процесса.
  • Приобретение обучающимися универсальных навыков и готовности к их практическому применению в реальных ситуациях, что является одним из главных требований ФГОС.


  1. Представление имитационного занятия. Постановка целей и задач, принятие правил.

     Позвольте мне стать на некоторое время вашим наставником. Я предлагаю вам принять участие в мастер-классе по теме ««Интерактивное взаимодействие  для обеспечения  активной  позиции  ученика  на уроке». (Слайд 6)

Форма проведения – имитационная игра.        

Цель – поделиться с Вами, уважаемые коллеги, опытом работы по этой теме, рассчитывая на Ваше участие в коллективном, взаимодополняющем процессе обучающего познания; представить арсенал  приемов и методов, используемых в данной технологии; создать условия для проявления Вашей активной позиции на занятии.

Эпиграф (Слайд 7):

  «Посредственный учитель излагает.

   Хороший учитель объясняет.

   Выдающийся учитель показывает.

   Великий учитель вдохновляет».

                   (Уильям Артур Уорд, американский писатель )


  1. Основная часть. Проведение имитационной игры со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися.


Фаза 1. Начало образовательного мероприятия


Этап 1.Инициация. Эмоциональный настрой.

     Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

    -Теперь те, кто посмотрев в зеркало,  улыбнулся. Не все. Ну что же, кто не смог сделать это утром, улыбнёмся сейчас вместе. Ведь учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше.

     -Теперь вы готовы к работе. Вот мы и одна команда! Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных школ нашего города!


Этап 2. Погружение  в  тему.

 /На  доске  тема  урока:  Учитель – это звучит гордо

      С  точки  зрения  грамматики  здесь  допущена  ошибка. Какая? / Нет  знака  завершения.

А какой знак препинания поставили бы вы в конце заголовка? Предложите свои варианты  и  аргументируйте их.  В  конечном  итоге  появляются  варианты:

Учитель – это звучит гордо!

Учитель – это звучит гордо?

Учитель – это звучит гордо?!

Учитель – это звучит гордо.

- Прочитайте выразительно, соблюдая интонацию. (Слайд 8)


 Этап 3. Определение ожиданий обучающихся.

Метод «На линии огня».  (Слайд 9)

Цель: оживление противоречий , чтобы вовлечь всех в дискуссию.

Тренинг умения аргументировать своё мнение.

Группы: все участники разбиты на две партии.

    Проводим воображаемую линию, разделив всех на  две группы. Одна группа называет аргументы «за», другая аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.

Итак: «Учитель-это звучит гордо…»

Нам есть, о чём поговорить. Я предлагаю поставить  многоточие и приглашаю Вас продолжить разговор на эту тему.


Фаза 2. Проработка содержания темы.


Этап 1. Групповая работа.

     Переходим к групповой работе. Применяя  активные методы и приёмы и проявляя свою активную жизненную позицию, найдём основания  произносить  это предложение  с восклицательной интонацией. Старайтесь смотреть на вещи оптимистично!

     Метод групповой работы «Ульи». Перед Вами на слайде схема деления нашего коллектива на группы. По моему сигналу согласно схеме вы займёте места у своих ульев. 5 групп будут работать на общий результат,  используя разные приёмы активного и интерактивного обучения. В каждой малой группе обсуждается свой вопрос. Инструкции на рабочих местах. (Слайд 10)

Организатор группы (организует  дискуссию).

Секретарь (выполняет записи).

Спикер (излагает ясно и лаконично идеи, выдвинутые группой).

Консультанты-контролёры – следят за временем и в случае необходимости консультируют группы.

-Время на  выполнение работы – 5 минут.

Вспомним  правила совместной работы: (Слайд 11)

•          быть активным.

•          уважать мнение участников.

•          быть пунктуальным, ответственным.

•          быть открытым для взаимодействия.

•          стремится найти истину.

•          придерживаться регламента.

•          уважать правила работы в группе.



Этап 2. Представление результатов работы по группам.

     Представление спикерами групп результатов совместной работы.

    -Прошу спикеров каждой группы представить основания для обоснования тезиса «Учитель – это звучит гордо!»

 

1 группа.  Приём «Инсерт» или «Пометки на полях» : получить информацию из текста.

Во время чтения учебного текста вы делала пометки, используя маркировочные знаки. Какие

новые знания получили? Было то, что вас удивило? (Слайды 12-13)


2 группа. «Составление кластера»: систематизировать имеющиеся знания.

Представьте, как вы систематизировали знания и идентифицировали себя в обществе.

Сущность приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Идентифицируйте себя в обществе. (Слайды 14-15)


3 группа. Прием “Письмо по кругу”: выделить лично значимое для ответа.

Что лично значимое для ответа выделили Вы? Какими качествами должен обладать человек, который рискнул посвятить себя этой благородной цели? (Слайды 16-17)


4 группа. Приём «Светофор»: спросить у другого.

У каждого человека, сумевшего прийти к успеху свой набор приемов и секретов, благодаря которым он достиг своих высот. Выразите мнение участников своей группы. В каком порядке вы ранжировали педагогические  критерии успешности учителя по степени значимости? (Слайды 18-19)


5 группа. Приём  «ПОПС-формула»: представить лаконичный ответ.

Представьте лаконичный ответ по ПОПС – формуле. (Слайды 20-21)


Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия


Этап 1. Подведение итогов мастер-класса. Моделирование. Создание итоговой модели «Я в профессии.

     Все группы справились с заданием. Мы провели промежуточную исследовательскую работу, при помощи которой нашли обоснование тезиса «Учитель - это звучит гордо!» Объединив усилия, нами создан единый итоговый продукт - модель лесенки  Успеха  «Я в профессии».

(Слайд 22).

     Спасибо за Ваш оптимизм. Учитель – пример для подражания. Отношение к учителям всегда является таким же критерием человечности, как и отношение к родителям, Родине. Учитель объединяет между собой целые поколения, предавая опыт младшим.

Возвращение к эпиграфу. Действительно,

Мы излагаем и объясняем, значит, мы…хорошие!

Мы показываем и подаём пример – значит, мы…выдающиеся!

Мы вдохновляем – значит, мы – великие!


     Л.Н. Толстой написал однажды, что «хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце». И какие благодарности могут сравниться с этим счастьем!

     Пусть каждый поставит перед собой тот идеал педагога, подняться до которого найдет в себе силы. У каждого свой путь.





Этап 2. Рефлексия( дискуссия по результатам деятельности).

     Заключительному  этапу  урока   отводится  очень  важное  место,  так  как  он  показывает,  с какими  личностными,  метапредметными  и  предметными  результатами  ученики  уйдут  с  урока. Так как сегодня у меня в классе необычные ученики, то и рефлексия будет не совсем привычная.

     Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Спросите каждый сам у себя, насколько каждый из вас значим и востребован в своей профессии…Ответили? У нас есть все основания гордиться собой в профессии! Поблагодарите себя и всех своих коллег. (аплодисменты)

- А я, в свою очередь, хочу сказать, что вы были увлеченными учениками, которые умеют мыслить, сопереживать. Успехов Вам в совершенствовании своего профессионального образа! (Слайд 23)

     Приведенные здесь активные методы – лишь малая толика известных на сегодняшний день. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования АМО на уроке или во внеклассном мероприятии. Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многообразный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интересней и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми!   Спасибо за сотрудничество!


Этап 3. Эмоциональная разрядка.

 Активный метод перехода к повседневности «Цветовая ромашка»  А теперь уважаемые коллеги я попрошу Вас  оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста. Выберите, остановите свой взгляд на той полоске, цвет которой Вам наиболее импонирует. На какой полоске вы бы задержали взгляд? Ловите первое ощущение. (Слайд 24)

А теперь оцените своё  эмоциональное  состояние. (слайд 25)


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Легоцкая Вера Сергеевна, 28.07.22 в 15:39 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за представление интересного опыта.
Огаркова Елена Александровна, 29.07.22 в 08:19 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за обобщение и распространение педагогического опыта, Елена Витальевна!
Елена Гаврииловна Гончарова, 27.08.22 в 00:30 0Ответить Пожаловаться
Елена Витальевна, спасибо за предоставленный материал из педагогической работы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.