12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фетисова Майя Валентиновна217

Учитель – логопед Фетисова М.В., ГБОУ Школа № 1793, г. Москва

Тема конкурса: «Беседа о доброте».

Интерактивное занятие в подготовительной к школе группе, посвящённое

«Дню пожилого человека» (1 октября).

Тема занятия: «Помню добро, творю добро».

Цель: формирование активной жизненной позиции добра по отношению к пожилым людям.

Задачи:

Образовательная. Расширить представления детей о пожилых людях. Учить детей деятельному, активному познанию философской категории «доброта».

Развивающая. Вызывать у детей эмоциональную реакцию и потребность к оказанию помощи людям пожилого возраста.

Воспитательная. Воспитывать в детях уважение, отзывчивость, эмоциональное тепло и душевные качества по отношению к старшему поколению.

Коррекционная. Учить детей самостоятельно выражать свои мысли и эмоции, грамматически правильно оформлять свои высказывания.

Предварительная работа. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Мудрый старик», стихотворения А.Н.Плещеева «Бабушка», рассказа В.Осеевой «Просто старушка» (дополнительно подготовлена инсценировка), стихотворения Доры Хайкиной «Бабушкины годы». Разучивание пословиц и поговорок о доброте. Подготовка к акции «Бессмертный полк», выставка фотографий прабабушек и прадедушек, воевавших в ВОВ. Рисование портретов любимых родных бабушек, дедушек. На музыкальном занятии выучена песня из мультфильма «День рождения Кота Леопольда» «Если добрый ты» (слова М. Пляцковского, музыка Б.Савельева).

Оборудование и материалы. Выставка портретов бабушек и дедушек. Театральные наряды для короткой инсценировки.

Зрители. Приглашённые на занятие родители, бабушки, дедушки, родственники.

Ход занятия.

Логопед: - Ребята! Вчера я видела, как один маленький мальчик помогал бабушке перейти дорогу. А вы любите своих бабушек, дедушек?

Дети: - Да!!!

Логопед: - Много стихов написано о любви внуков к бабушкам и дедушкам. Вот одно из них, посвящённое Дню Победы.

Мальчик читает стихотворение, написанное автором этого конспекта Фетисовой М.В.

Фетисова М.В. «Георгиевская ленточка»

Георгиевскую ленточку

Бабуле приколю.

Другую ленту деду

К машине прикреплю.


 

Они узнали в детстве

И голод, и войну,

И материны слёзы,

И взрыв! И тишину.


 

Под Ленинградом где-то

Погиб и мой прадед.

Поэтому мы живы!

Растём, не зная бед.


 

А бабушка, украдкой,

Смахнёт слезу рукой.

Такой уж это праздник

Священный, дорогой.


 

Спасибо воевавшим

И павшим в той войне.

Готов ли я на подвиг?

А вдруг придётся мне …?

Логопед: - Ребята! Вам понравилось стихотворение? Вы помните, что наши прадеды воевали в самой тяжёлой войне? Вы знаете, что миллионы бойцов погибли, защищая Родину?

Дети: - Да!

Логопед: - А наши прабабушки во время войны работали медсёстрами, носили на своих руках раненых с поля боя. Другие женщины не спали ночей и работали на заводах, изготовляли снаряды и патроны для нужд нашей армии. И мы победили! А наши бабушки и дедушки были ещё очень маленькими. Во время войны было холодно, голодно. И в стихотворении мальчик говорит об этом, жалеет своих родных бабушек и дедушек, дарит им на праздник Георгиевские ленточки. Почему плакала бабушка? («А бабушка украдкой смахнёт слезу рукой?»)

Дети: - У бабушки, наверное, погиб на войне папа или дедушка…

- Я думаю, бабушка вспоминает, как в детстве ей было тяжело…

Логопед: - Правильно, ребята. Мальчик задумывается, готов ли он защищать Родину, готов ли он на подвиг. Но ведь и в обычной жизни есть место доброму поступку, искренней помощи и сопереживанию. Давайте помнить, как много хорошего сделали и делают для нас бабушки и дедушки, как они нас любят. Давайте расскажем, какие добрые дела мы ежедневно совершаем, чтобы порадовать наших родных.

Дети по очереди рассказывают, что хорошего, доброго они сделали для бабушек и прабабушек, для дедушек и прадедушек.

Логопед: - Умнички! Никогда не забывайте делать добро, и оно к вам обязательно вернётся. Я знаю, что вы рисовали портреты своих любимых бабушек и дедушек. Это тоже доброе дело, добрый подарок. Посмотрите ещё раз на них!

Игровое упражнение №1.

Логопед: - Давайте поиграем. Встанем в круг. Сначала будем передавать мяч и вспоминать любимую бабушку. Какая она? Скажи одно слово…

Дети: - (передают мяч по кругу) – Добрая, ласковая, умная, весёлая, приветливая, дружелюбная, молодая, терпеливая, боевая, смешливая, красивая, очаровательная, неповторимая…(и т.д.)

Логопед: - А теперь передаём мяч в другую сторону и вспоминаем любимого дедушку. Какой он? Скажи одно слово…

Дети: - Весёлый, озорной, неунывающий, добрый, молодой, боевой, храбрый, сильный, подвижный, спортивный, модный … (и т.д.)

Логопед: - Прекрасно! Спасибо! Значит вы любите своих бабушек и дедушек, раз говорите такие прекрасные слова о них. А сейчас посмотрите: четверо ребят приготовили для вас маленький спектакль – инсценировку рассказа Валентины Осеевой «Просто старушка». (Первый ребёнок озвучивает слова автора, второй – «старушка», третий – «мальчик», четвёртый – «девочка»).

В.Осеева. «Просто старушка», рассказ.

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - отвечал мальчик.

- Мама? - удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! - отвечал мальчик. - Это просто старушка.

Логопед: - Большое спасибо артистам! (Представляет артистов). Вам понравился наш маленький спектакль? Ребята, скажите мне, пожалуйста: кто в рассказе добрее: мальчик или девочка?

Дети: - Мальчик! Он помог бабушке подняться!

Логопед: - Ребята, мне очень хочется вас спросить: а разве только родным бабушке и дедушке нужно помогать? А чужим, посторонним пожилым людям не нужно?

Дети: - Нет! Нужно помогать всем людям, попавшим в беду или нуждающимся в помощи.

Логопед: - Правильно! Пусть на свете будет больше добрых, сердечных поступков! А девочке мы посоветуем послушать русские народные пословицы о добре. Знаете ли вы их? Помогите мне их закончить!

Игровое упражнение №2.

Логопед говорит начало пословицы, а дети хором дополняют знакомые или мало знакомые изречения.

Пословицы о добре:

Доброе дело два века … живет.

Жизнь дана на добрые   … дела.

Добрые слова дороже … богатства.

Делай добро и жди … добра.

Доброе слово человеку - что дождь … в засуху.

Мир не без добрых  … людей.

Доброе дело и в воде … не тонет.

На добрый привет добрый и … ответ.

Логопед – Спасибо, порадовали! Я думаю, что девочка в следующий раз не растеряется и обязательно поможет пожилому человеку. И на душе у неё будет радостно. Ведь тот человек, который совершает добрые дела, становится самым счастливым человеком на земле.

Релакс – пауза под музыку Людвига Ван Бетховена «К Элизе». Дети выполняют несложные плавные движения под музыку.

Логопед – Давайте с вами ещё раз поиграем. Я буду говорить начало предложения, а вы додумайте конец предложения так, чтобы получился хороший добрый поступок, где герои – бабушки и дедушки. Игра «Потому что…». Дети отвечают по одному.

Игровое упражнение №3.

Логопед и дети.

- Маша встала с сиденья автобуса, потому что…(уступила место незнакомой бабушке).

- Вова налил воду в стакан, потому что …(дедушка захотел пить).

- Полина с радостью нашла очки, потому что …(бабушка искала их весь вечер).

- Миша закрыл форточку, потому что … (дедушка был простужен).

- Андрей поднял упавшую трость, потому что … (бабушка нечаянно уронила её).

Логопед – Молодцы! Чувствуется, что вы добрые дети и всегда помогаете пожилым людям. Это значит, что когда вы будете старенькими, вас не будут забывать дети и внуки, вам тоже будут помогать люди на улице, соседи по дому…

А вы знаете, помните, что наши дедушки и бабушки тоже были молодыми, как вы? Они играли в шумные игры, бегали, прыгали и радовались, как дети! А часто ли мы это вспоминаем? Послушайте стихотворение Доры Хайкиной «Бабушкины годы» (читает победитель конкурса чтецов).

Д. Хайкина. «Бабушкины годы»

Ходит наша бабушка, палочкой стуча,
Говорю я бабушке: «Позову врача,
От его лекарства станешь ты здорова,
Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.

Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,
Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.
Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,
Видишь, как я прыгаю, это так легко».

Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,
Я не заболела, просто я стара,
Просто очень старая, волосы седые,
Где-то потеряла я годы молодые.

Где-то за огромными, за лесами темными,
За горой высокой, за рекой глубокой.
Как туда добраться, людям неизвестно».
Говорю я бабушке: «Вспомни это место!
Я туда поеду, поплыву, пойду,
Годы молодые я твои найду!»

Логопед – Спасибо! (Хвалит чтеца стихотворения). Вам понравилось стихотворение? А вы хотели бы найти бабушкам и дедушкам молодые годы? Я думаю, что кто-то из вас станет большим учёным и сделает научное открытие. И не будет больше болезней. Не будут стариться наши родные…

А главное – нужно дарить им больше радости и добра, чтобы они всегда чувствовали себя счастливыми. Давайте споём песню о добре.

Дети хором поют песню из мультфильма «День рождения Кота Леопольда» «Если добрый ты» (поэт М. Пляцковский, музыка Б. Савельева).

Если добрый ты.

Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал…

Если ясный день, это хорошо,

А когда наоборот – плохо.


 

Слышишь, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны?

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот – трудно.


 

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно…

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот – скучно!

Использованная литература:

Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. (Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет). – М., 2004.

Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль, 1996.

Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. СПб, 2000.

В. Осеева. Просто старушка, рассказ. М., «Детская литература», 1989.

Д. Хайкина «Бабушкины годы», стихотворение, интернет – источник, 2018.

Опубликовано


Комментарии (1)

Шарандина Валентина Владимировна, 07.12.18 в 21:17 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе, Майя Валентиновна! Очень понравилась Ваша работа.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.