12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина399
Россия, Томская обл., Томск

                     Испытание звуком.


         Задумывались ли вы когда-нибудь, что испытывает ребенок младшего школьного возраста, которому логопед совсем недавно поставил звук и начинает его постепенно автоматизировать? Какие препятствия встречаются на пути внедрения звука в речь?       

        Однажды, будучи еще ребенком, я имела честь посещать логопеда (звук [р]- у меня был горловой) ...

       О, как это было неприятно! После уроков идти к кабинету и ждать своего часа. А возле тебя пробегают знакомые из параллельных классов и спрашивают: «А ты что, тоже на двойки учишься?» И мне, отличнице, приходилось каждый раз, праздно пробегающим, объяснять, что я звук неправильно говорю. Это было первое испытание. Хотя в начальной школе одноклассники и не замечали, что я звук не выговариваю (Замечать они начали где-то в 6 классе). Поэтому, я была плохой ученицей и очень часто прогуливала занятия и совсем не занималась дома. Несмотря на это, к весне я зарычала. Помню своё радостное возвращение из школы. Был, наверное, апрель месяц, таял снег, пели птички, и я наконец-то могу правильно произносить звук [р], но пока только изолированно. Если бы я тогда знала, что полноценно пользоваться звуком я начну только лет через пятнадцать, то радость моя была бы в разы меньше. А пока была весна, затем летние каникулы и новый учебный год. Но почему-то к логопеду меня больше не приглашали…
     Так и остался мой новый звук при мне, но не использовался. А еще в коридорах родной школы я часто встречала мальчика из соседнего класса, который вместе со мной занимался у логопеда по постановке звука [р]. При разговоре со своими друзьями он старался произносить звук правильно, но звучание отличалось и на этом фоне мой родной горловой звук мне показался приятней. Так и жили отдельно я и мой новый звук [р].
      Новое испытание звуком ко мне пришло в 9 классе.В кругу знакомых моих родителей появился логопед, который делом своей чести решил меня научить говорить звук [р]. Но тут выяснилось, что звук, то у меня есть. Вот только в речи нет.Мне были прописаны, а вернее в тетради написаны, множество слов и стихов с данным звуком в разных позициях. И велено, повторять каждый день! Близились летние каникулы, на которых я должна была этим заняться. И я этим занялась. В течение месяца каждый день (хотя, наверное, я себе устраивала выходные) я прочитывала все слова и предложения, что были написаны в тетрадке. Но не понимала, почему я не говорю правильно. Как все окружающие меня люди…Вскоре это занятие мне надоело. И заканчивала школу, и педагогический университет я с горловым звуком.
   Самые главные испытания начались, года вздумалось мне учиться на втором высшем на учителя-логопеда. Ведь не может быть «сапожник без сапог»! Как я буду защищать диплом по специальности «логопедия», не выговаривая звук! И где-то в середине обучения я взялась за дело. Надо включить звук в разговорную речь, решила я. Но кто будет слушать эту некрасивую, замедленную речь…Конечно, подруги! Подругам я объявила, что с этого дня я буду пытаться говорить правильно и мои первые тренировки будут происходить при разговоре с ними. Помню, как иногда они меня просили перестать говорить правильно и оставить всё как есть. Но я была непоколебима. Позднее круг моего общения расширился. Я включила в него своих родственников, а потом и незнакомых людей. Таких как продавец, кондуктор, библиотекарь и т.д. И вот я решила, я готова, надо апробировать звук в реальной жизни и без дифференциации с этими-говорю, а с этими нет. Говорю со всеми! А тут и шанс подходящий подвернулся. Должна я была поехать на 21день работать в санаторий воспитателем с детьми шестилетнего возраста. Вот и хорошо, подумала я, дети маленькие, дразнить и осуждать меня точно не будут. Меня там никто не знал, и я там никого не знала. Это было моё самое главное, самое трудное испытание. «Всегда и везде, и со всеми говорить правильно!» Скажу вам сразу, это было очень трудно и не поверите, язык уставал первые дни. И даже случай один забавный произошел. В первый день пошла я искать электрика, ну света в комнате не было. Мне сказали где он находится. Подхожу я к двери, стучусь, открывает дверь мужчина. Я хочу спросить: «Вы, электрик?» И не могу. Начинаю говорить: «эле..», а дальше не могу, не могу выговорить. (Наверное, стечение согласных, звук [рь]). Пришлось сначала себе сказать: «Стоп. Переключаемся. Надо сказать, слово с горловым звуком». А потом и фраза «Вы, электрик?» выговорилась. По правде сказать, это был единственный случай, когда что-то не получилось. Во всем остальном все прошло удачно и с детьми общалась, и со взрослыми. Последние дни пролетели незаметно. По окончанию смены, выезжая из санатория, я не просто выезжала, я выезжала с новым звуком. Со звуком [р], который с тех пор я употребляла в своей речи везде и звук этот звучал так же, как и у всех, правильно говорящих.

      Спустя какое-то время была защита диплома, а потом и работа с детьми по постановке звуков. О, как я теперь понимаю их, детей, которым предстоит пройти этот путь! Какие испытания их ждут. И чем старше ребенок, сознательнее, тем меньше это все похоже на игру. Это только говорящим взрослым кажется, да ведь это легко. А ведь я могла легко дифференцировать звуки (у меня ФН было), а какого приходится детям у кого ФФН!
     В заключение хочется сказать, испытания будут, но они преодолимы!

Опубликовано


Комментарии (3)

Спицына Любовь Ивановна, 22.10.19 в 13:59 0Ответить Пожаловаться
Статья интересная! Думаю, многим коллегам захочется получить Ваши дополнительные методические рекомендации по методике и практике постановки звуков у детей.
Ирина, 22.10.19 в 18:41 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Буду рада помочь
Леся Петровна Бакун, 23.02.21 в 06:43 0Ответить Пожаловаться
Добрый день, Ирина. С интересом прочитала Вашу статью. Спасибо! Есть над чем задуматься!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.