Статья «Эффективное использование различных образовательных технологий для повышения мотивации к предметам искусствоведческого цикла»
«Эффективное использование различных образовательных технологий для повышения мотивации к предметам искусствоведческого цикла».
Учитель ИЗО, искусства, МХК
ШИШЛЯННИКОВА Е.В.
гимназия №8 им. Боголюбова г. Дубна Московская обл.
Внедрение новых методик и инструментов имеет смысл только в том случае, если ученики активно вовлечены в учебный процесс, если на уроке есть место для их взаимодействия в парах и группах, для обсуждения с учителем, и для свободных вопросов.
Современному учителю как технологу учебного процесса необходимо свободно ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Хотелось бы поделиться своим опытом применения различных педагогических технологий для повышения мотивации школьников в предметах искусствоведческого цикла.
Арт-педагогические технологии
Сущность арт-педагогики состоит в воспитании и обучении, развитии детей (в том числе с проблемами) средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.
Воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно -рефлексивные основы личности; способствует социокультурной адаптации с помощью искусства.
Реализует психотерапевтическую функцию, помогая детям справляться со своими
психологическими проблемами, восстанавливает эмоциональное равновесие.
Помогает переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.
Результат применения технологии:
Создание условий для развития творческих способностей, индивидуальности учащегося. Создание для личности ситуаций успеха. Создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Метод синектики
Используется мною в урочной и внеурочной деятельности ( в том числе проектной).
Пример задачи: Из предметов имеющих обычную утилитарную форму (баночки для воды, крышечки, карандаши и др.) необходимо создать «ЧТО ТО НОВОЕ». Работают в группах (время ограничено-30 мин.). В конце презентация изделия.
Набор предметов готовят заранее, предметы разыгрываются между группами. Ребята не знают, что именно им достанется.
Результат-Высокая мотивация к обучению. Высокий уровень интереса к предмету.
Уровень усвоения темы- высокий. 100% участия в закреплении знаний. 100% уровень успеваемости по предмету. 92 % среднее качество знаний по предмету.
Внедрение в практику преподавания инновационного комплекса учебников по Изобразительному искусству Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. (Комплект с электронным приложением)
Состав комплекта
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Электронное приложение к учебнику Горяевой Н. А., Кобловой О. А. 5 класс
Электронное приложение вызывает большой интерес у учащихся. Наличие игр- тренажеров повышает мотивацию, появляется даже азарт соревнования. Очень рекомендую, тем учителям кто этим приложением еще не пользовался.
Технология формирующего оценивания
Формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью, применяется для получения данных о текущем состоянии, для определения ближайших шагов в направлении улучшения.
Цели формирующего оценивания
улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок;
создание непрерывной обратной связи.
Направления формирующего оценивания-понимание и планирование.
Учащиеся на уроках МХК, искусства, где изучается мировая художественная культура, самостоятельно ищут информацию, перерабатывают ее таким образом, чтобы создать презентацию с тестом –проверкой по заданной теме. Демонстрируют свою презентацию.
И как итог: с большим интересом изученный материал, мотивация к изучению предмета. 100% успеваемость и среднее значение качества знаний 87%. Учителем создан целый каталог. Создан Каталог-банк презентаций с проверкой знаний.
Все презентации к заданной теме выполняются с тестом-проверкой, с критериями оценки. Каждый урок 100% проверка знаний.
Результат-Высокая мотивация предмета
Высокий уровень интереса
Уровень усвоения темы- высокий.
100% участия в закреплении знаний.
100% уровень успеваемости по предмету
92 % среднее качество знаний по предмету искусства
Презентации публикуются на сайте учителя, и используются, учащимися, находящимися на дистанционном обучении и учащимися с ОВЗ. Имеют высокую восстребованость среди учащихся и учителей международного уровня. https://shishliannikova.jimdo.com/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BC%D1%85%D0%BA/
Результат - с большим интересом изученный материал, высокая мотивация к изучению предмета. 100% успеваемость и среднее значение качества знаний 87%. Учителем создан целый каталог презентаций учащихся.
Технология «культурных впечатлений»
Мною с 2018 года введены в практику преподавания в 4 классах "Дневники культурных впечатлений».
Своими впечатлениями о поездке или мероприятии, фотографиями родных и друзей делятся не дома на диване с тяжелыми семейными альбомами на коленях, а с помощью Интернета, ведь это так просто: выложил картинки в сеть – и через секунду все ваши «друзья и подписчики» уже могут их увидеть. Однако лента новостей быстро уходит, картинки на экране меняются, сливаются и индивидуальность человека немного затирается за чередой перепостов. Что же делать…?
В наше время вернуться к этой традиции в полной мере, пожалуй, невозможно, но украсить жизнь ребенка «культурными впечатлениями», приобщить его к искусству, природе, красоте окружающего мира считаю необходимым в мире компьютеризации и информатизации. Именно в ручную сделанные записи о посещении выставок, музеев, зарисовки, его впечатления от путешествий, будут обогащать ребенка духовно, заставят размышлять и анализировать.
Грамотная и развитая «письменная речь» нужна не только на уроках русского языка. Умение кратко и ясно изложить свою мысль — признак воспитанности и культуры.
Такой альбом можно вести с родителями, что укрепит связь и понимание с родителями (в современном мире она теряется).
Учитель так же лучше начинает понимать учащегося.
Кроме этого цель данного вида деятельности может быть оценена учителем дополнительной оценкой, что будет стимулировать и мотивировать ребенка.
Метод проектов
Цели: Научить учащихся: осуществлять отбор необходимой информации из литературы и ЭОРов; обеспечить развитие самостоятельности, критического мышления; научить принимать самостоятельные аргументированные решения; добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки.
Результат- растет уверенность в своих знаниях,развиваются способности к обучению; повысилась ответственность за свое образование; наблюдается развитие разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение. Произошёл переход от выполнения указаний к осуществлению самостоятельной деятельности; от простого прослушивания и реагирования на услышанное, к взаимодействию и принятию на себя ответственности; от знания фактов, условий и сущности к пониманию изучаемого; от теории к практике; от зависимости от учителя к самостоятельности.
Технология пленера на уроках изобразительного искусства
Здоровьесберегающая технология.
Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка.
Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной деятельности.
Результатом деятельности учащихся работы на пленэре стали: закрепление материалов теоретического раздела (жанр пейзажа «дикая или преображенная природа», вид пейзажа по ландшафтному признаку, понятие линейной перспективы, понятие воздушной перспективы), создание собственных творческих произведений. И Высокая мотивация к предмету ИЗО.
Интерактивное обучение через сайт учителя или «Виртуальный кабинет учителя»
Данная технология создаёт условия для развития творческих способностей, индивидуальности учащегося. Создание для личности ситуаций успеха. Создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Наблюдается высокая мотивация предмета и высокий уровень интереса учащихся.
Публикуя на своем сайте работы детей, мы повышаем их мотивацию к обучению предмету, повышаем интерес и качество знаний, направляем учеников по нужным и полезным ссылкам для изучения предмета искусства, ИЗО.
Технология использования мобильного класса в учебно-воспитательном процессе.
В мобильном классе вокруг каждого ученика образуется многокомпонентное информационное поле, сочетающее в себе текстовые компоненты, графические изображения, звуковые и визуальные сообщения.
Мобильный класс не требует дополнительных материальных затрат на свое размещение, нет необходимости оборудовать под него отдельный кабинет — в пределах одного здания класс можно использовать в любой учебной аудитории на любом предметном уроке.
Пример технологии
Ученик работает на компьютере учителя, демонстрируя мастер-класс с помощью проектора. Остальные выполняют работу на ноутбуках.
Этот прием очень эффективно действует на ребят, т.к. приемы работы показывает один из них. Возникает стимул работать качественно, чтобы в следующий раз «главное место» досталось ему…, для создания собственных презентаций и роликов.
С помощью проектора демонстрация приемов и последовательности работы с программами.
Пример технологии на интегрированных уроках МХК
1.Изучение классом видеороликов, учебных презентаций (использую собственные презентации, Ресурсы Интернет.). Происходит погружение в мир искусства изучаемой страны.
2. Загружаются в «Центральный» компьютер папки с фотографиями, текстами, музыкой и т.д. на заданную тему
3. С помощь созданной виртуальной сети между ноутбуками, ребята получают достаточную информацию.
Технология использования документ - камеры в учебно-воспитательном процессе.
Приобретение учащимися новых компетенций:
1.Овладение учащимися технологией работы с интерактивным оборудованием (100%)
2.Эффективное применение учащимися новых инструментов:
интерактива— взаимодействие с компьютером и управление информацией(100%);
моделирование ситуаций, объектов, процессов, явлений, виртуальной среды, которую можно изучать.
мультимедиа— аудиовизуальное представление (фото, видео, графика, анимация, звук)
Игровые технологии
Цель использования технологий
Активизация и интенсификация учебного процесса.
Создание условий для включения в систему общественных отношений.
Обучение поисковым и исследовательским процедурам.
Игра ролевая. Совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (архитектор, инженер, строитель, мастеровой…)
В таких играх учащиеся осваивают процесс созидания, учатся планировать свою работу, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих работ.
Игровые технологии помогают привить учащимся технологическую культуру, развить разносторонние качества личности и способности к осознанному профессиональному самоопределению.
Реализуя игровые приемы и ситуации на уроках, пробуждаю и стимулирую интерес учащихся к учебной и исследовательской деятельности. В своей работе использую различные игровые технологии.
Игровой момент. В качестве игрового момента использую физкультминутки («достаем яблоки с дерева», «гуляем в лесу и слушаем птиц», «Травинки и цветы на ветру…», «Сделал - расскажи всем…»
Развивающие игры психологического характера. Кроссворды, викторины, ребусы, шарады и т.д. предлагаю как индивидуально, так парам и группам, после изучения отдельных тем (Интерактивная игра «Восток – дело тонкое..», обобщение темы Искусство Востока.
Игры-погружения в историческую эпоху: имитируют обстановку, создают исторические образы. Например, игра «Средневековье», «Фараон» и др.
Технология «Рассказ о творческой работе»
Творческая работа завершается не только оценкой, но и рассказом о своей работе.
Рассказ снимается учителем на камеру. ( дети выступают с удовольствием и о работе своей рассказывают с любовью.
Мотивация учащегося повышается
Педагогический рисунок
(мастер-класс учителя)
Цель использования технологий
Обеспечение доступности и качества образования.
Расширение возможности индивидуализации учебного процесса.
Повышение уровня наглядности учебного материала.
Повышение мотивации школьников.
Мастер-класс учителя или педагогический рисунок является одной из самых необходимых технологий на уроках искусства.
Ученик должен знать и видеть как идет процесс работы , последовательность работы.
Учитель показывает приемы и особенности работы с той или иной техникой исполнения.
Ученик вдохновляется работой учителя, появляется уверенность, что он может сделать так же.
Создан каталог видеороликов мастер –классов учителя.
С внедрением ИКТ мастер-класс учитель может продемонстрировать последовательность работы с помощью документ - камеры и интерактивной доски.
Результат: мастер-класс или педагогический рисунок учителя дает ученикам уверенность в своих силах. Повышается мотивация учащихся.
Ученики начинают работать, воплощая свои эскизы без особых затруднений.
Цели урока с успехом достигаются.
Данная технология воспитывает уважение к учителю, его умениям.
Профессиональная демонстрация навыка учителя-художника.
Чтобы преподавать искусство-нужно быть художником. Ежегодно участвую в выставках художников города. Организовываю персональные выставки, что повышает престиж учителя ( учащиеся, посещающие выставку учителя еще больше увлекаются искусством, повышается мотивация к изучению предмета).
Посещение выставок на уроках искусства и внеурочной деятельности
Регулярное посещение художественных выставок мотивирует учащихся к учебной творческой деятельности.
Результат использования технологий
Активизация самостоятельности и творческой активности.
Развитие умений и навыков поиска нужной информации.
Публичные выступления учащихся с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Победители и призеры на конкурсах и конференциях.
Высокая мотивация учащихся в предметной области «искусство» .
Воробьева Оксана Павловна