ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Валуйки Белгородской области
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учебно-методическое пособие
.
Автор-составитель: Гительман Валентина Леонидовна, учитель истории и обществознания |
2023
Содержание
Введение……………………………………………………………………….......3
Раздел 1. Теоретическая база методических рекомендаций…………………...5
Раздел 2. Применение арт-технологии для формирования предметных и личностных результатов на уроках истории…………………………………………………………………………...11
Раздел 3. Применение арт-технологии во внеурочной деятельности………..20
Список использованной литературы…………………………………………....24
Введение
Федеральная рабочая программа основного общего образования к важнейшим личностным результатам изучения истории относит в сфере патриотического воспитания в том числе и осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к, историческому наследию и памятникам. В сфере эстетического воспитания это формирование представления о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства. Предметные результаты освоения программы по истории на уровне основного общего образования должны обеспечивать в том числе и умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи [5]. Таким образом, знание искусства и культуры своей страны является важным и необходимым. В результате изучения истории на уровне среднего общего образования у обучающегося должны быть сформированы следующие личностные результаты гражданского воспитания - принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; патриотического воспитания сформированность российской гражданской идентичности, , гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, ценностное отношение к памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве. В области эстетического воспитания необходимо формировать представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны и мира; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; способность выявлять в памятниках художественной культуры эстетические ценности эпох, к которым они принадлежат; эстетическое отношение к окружающему миру[6].
Таким образом, обучение и воспитание ценностного отношения к памятникам культуры является важным как на уровне основного общего , так и на уроке среднего общего образования. Однако , анализ результатов ЕГЭ по истории показывает, что задания, которые предполагаю демонстрацию знаний основных фактов, процессов, явлений истории культуры России основных фактов, процессов, явлений истории культуры России (задание 7) , а так же работа с изображениями (задание 15-16 , в 2022 задание 14-15) выполнены на достаточно низком уровне, что свидетельствует о недостаточном усвоении элементов .
Таблица 1. Процент выполнения задания обучающимися
Год | Задание 7 | Задание 15 (14) | Задание 16 (15) |
2020 | 39 * | 59 | 42 |
2021 | 38 | 57 | 42 |
2022 | 31 | 52 | 37, 5 |
*имеет самый низкий процент выполнения из всех заданий части 1.
Таким образом, необходим поиск методов для повышения уровня знания культуры России, а так же эстетического воспитания обучающихся. Одним из возможных педагогических средств, позволяющих решить эту задачу может являться применение элементов метода арт –технологии на уроках истории. В данном пособии будут продемонстрированы возможные варианты использования арт-технологии на уроках истории и во внеуроченой деятельности
Раздел 1. Теоретическая база методических рекомендаций
К определению понятия «арт-технология» существует несколько подходов. Наиболее полным и содержательным определением выступает следующее : «Арт-технология – это совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе» [4].
История арт-педагогики берет свое начало в начале XX века, когда внимание к художественному образованию стало возрастать. Одним из первых, кто систематизировал подходы к обучению искусству, был итальянский педагог Мария Монтессори. Она акцентировала внимание на важности эстетического восприятия и самостоятельности ученика, что положило начало новым методам в арт-педагогике. Особое значение средствам искусства в формировании личности ребёнка через участие его в художественно-творческой деятельности придавал Л.С. Выготский, отмечая, что процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребёнка [2].
В российской науке Арт-педагогика находится в стадии становления, активно развивается и занимает свою нишу в системе общего образования и дополнительного образования. Формированию арт-педагогики способствуют исследователи Медведева Е.А., Лебедева Л.Д., Гришина А.В., Ахмедова Э.М., Анисимов В. П., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А., Донская Т.К., Сергеева Н.Ю. и многие другие. Творческая деятельность, на которой базируется арт-технология, обеспечивает повышение интереса обучающихся к учебе, обеспечивает ее успешность, пробуждает стремление понять себя и окружающих, помогает детям осознать собственные эмоциональные состояния.
Уникальность арт-технология заключается в том, что в ее основе лежат достижения и искусства, и науки.
Арт (от англ. art) – визуальное искусство, технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств. Таким образом, арт-технология – это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.
Основная цель арт-технологии – создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности.
Задачи арт-технологии (по М.В. Киселевой):
актуализация и развитие творческих способностей учащихся;
повышение самооценки и самосознания;
развитие эмоционально-нравственного потенциала;
формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;
формирование умения выражать эмоции;
формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация;
развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия [4].
Возможности применения арт-технологии охватывают достаточно широкий спектр ее применения. Егорова И.А., рассматривая плоскости педагогических технологий, отмечает, что в содержательной стороне арт-технологии предметом художественно-образного представления может быть любое содержание, отличающиеся целостностью и системностью. Собственно, технологический аспект арт-технологии может быть представлен разнообразно: психологический анализ художественных произведений, применение визуально-пластических средств, музыки, драмы, движения, танца, разыгрывание сценок, ситуаций, моделирующих различные аспекты профессиональной деятельности. И личностный аспект связан с субъектами педагогического процесса, их ценностными ориентациями, индивидуальными особенностями поведения, деятельности [1].
Стоит отметить, что арт-технологии – это разнообразные формы и методы, которые помогают в процессе обучения, используя элементы искусства для повышения заинтересованности и творческой активности учащихся. В контексте уроков истории они могут включать такие виды, как изобразительное искусство, театр, музыка, литература и мультимедийные технологии.
На наш взгляд целесообразно использовать элементы арт- технологии в той ее части, которая предполагает погружение в событие, в данном случае историческое, средствами искусства. Одним из элементов этой технологии можно считать метод иллюстрации. Он в педагогике применяется, чтобы показать учащимся разнообразные предметы, объекты и явления в естественной форме. Также возможно ознакомление детей с изображениями все тех же предметов и явлений. Его относят к наглядным методам обучения. Работа с иллюстративным материалом на уроках истории позволяет распознавать исторические объекты и личностей, находить сведения, необходимые для ответа на вопрос, сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях, составлять развернутое повествование, использовать иллюстрации в качестве самостоятельного источника знаний, составлять по рисунку характеристику исторических объектов, процессов, передать эмоциональную атмосферу исторического времени, события.
Во-первых, элементы изобразительного искусства, такие как картины, скульптуры, фрески и т.д., могут быть использованы для создания атмосферы определенной эпохи. Например, на уроке о Древнем Египте можно показать ученикам изображения фараонов и пирамид, чтобы они могли представить себе, как выглядела эта цивилизация. Также можно использовать картины и скульптуры для иллюстрации важных событий и персонажей, что поможет ученикам лучше запомнить их историю. Для стимулирования творческого мышления уместно предложить обучающимся схематически зарисовать увиденное.
Во-вторых, элементы изобразительного искусства могут быть использованы для развития критического мышления учеников. Просмотр и анализ картин и скульптур может помочь им понять исторические события и их значение, а также научиться интерпретировать источники исторической информации.
В-третьих, для улучшения понимания и восприятия материала, можно предложить создавать свои собственные произведения искусства, отражающие исторические события или персонажей [5].
Интеграция искусства в процесс обучения истории представляет собой многообъемный подход, который требует от педагогов не только знаний в обеих областях, но и умения связывать их так, чтобы вдохновлять учащихся на творчество и глубокое осмысление исторических событий. Стратегия использования арт-технологий в совместной деятельности открывает новые горизонты для исторического образования, поскольку это дает возможность не только изучать историю, но и создавать собственные нарративы на основе полученных знаний создавать собственные нарративы на основе полученных знаний [11].
Арт-технология предлагает различные формы работы с обучающимися. По количеству участников выделяют индивидуальную, групповую, коллективную формы, по степени активности участников – пассивную, активную, смешанную формы работы с учащимися.
Индивидуальная форма работы с учащимися предполагает непосредственное взаимодействие учителя и одного ученика.
При групповой форме работы учащиеся делятся на группы, которые создаются на различных основаниях. Коллективная форма подразумевает работу учителя со всем классом целиком.
Пассивная форма работы основывается на том, что ученик использует художественные произведения, созданные другими людьми. Это могут быть музыкальные произведения, картины, книги.
Активная форма предполагает создание учащимися своих собственных произведений: рисунков, скульптур, танцев.
Смешанная форма используется, когда ученик прибегает к произведениям искусства (сказки, картины, скульптуры и т.п.) для создания своих собственных продуктов творчества.
В основе арт-технологии лежит техника активного воображения, которая предлагает учащимся возможность для самовыражения и самореализации через результаты своей творческой художественной деятельности [1].
Важно отметить, что педагоги должны научиться адаптировать методы арт-технологий в зависимости от уровня подготовки учащихся. Разработка дифференцированных заданий поможет каждому ученику работать на своем уровне, что в свою очередь способствует созданию более включающей образовательной среды. Учащиеся, которым сложно дается художественное самовыражение, могут начать с небольших заданий, которые не требуют значительных навыков, как коллажей или использование цифровых технологий. Цель состоит в том, чтобы каждый ребенок мог найти для себя способ самовыражения, который вдохновит его исследовать историю.
Арт-технологии представляют собой мощный инструмент для развития творческих способностей. Одной из основных рекомендаций для педагогов является интеграция творческих заданий в традиционный учебный процесс. Направляя внимание учащихся на определенное историческое событие, необходимо предложить им создать «художественное произведение», связанное с этим событием. Это углубляет понимание материала и развивает креативное мышление, способствует формированию личностного подхода к изучаемой теме. Таким образом, внедряя указанный выше подход, учитель может создать пространство, в котором история становится не просто предметом для изучения, а жизненным и увлекательным процессом, насыщенным творчеством и самовыражением.
Данные рекомендации могут быть применены в любом типе общеобразовательной организации, реализующей общеобразовательные программы, а также программы профильного обучения, педагогами, которые осуществляют работу по формированию предметных и личностных результатов обучающихся.
Раздел 2. Применение арт-технологии для формирования предметных и личностных результатов на уроках истории
Арт-технологии могут быть адаптированы для различных уровней обучения и возрастных категорий. Для 5-7 классов можно использовать более простые методы, такие как рисунок или поделки, которые позволяют детям творчески осмысливать исторические события через игру. Например, на уроке о Древнем Египте можно показать ученикам изображения фараонов и пирамид, чтобы они могли представить себе, как выглядела эта цивилизация. Также можно использовать картины и скульптуры для иллюстрации важных событий и персонажей, что поможет ученикам лучше запомнить их историю. Для стимулирования творческого мышления уместно предложить обучающимся схематически зарисовать увиденное.
В старших классах целесообразно использовать арт-технологию на уроках истории для анализа причинно-следственных связей, формулирования оценочных суждений, при работе с изображениями.
Класс | Тема урока | Элемент арт-технологии | Формируемые предметные результаты | Формируемые личностные результаты |
5 | Познания древних египтян | А | характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма) | осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений |
6 | Внешняя политика Руси в IX-XI вв | Пассивная форма. Работа с изображениями | базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и всемирной истории; | уважение к историческому природному наследию |
| Повторение по теме «Русь в IX-XV вв» | П | умение работать с изобразительными источниками ‒ извлекать, анализировать, систематизировать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, определять информационную ценность и значимость источника | формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; |
7 | Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство | Р Рассмотри кто изображен на картине? Во что одеты люди? Что они делают? Сделайте вывод к какому времени может относится историческое событие? Подумай, Какое историческое событие изобразил на своей картине Василий Суриков? | умение работать с изобразительными источниками ‒ извлекать, анализировать, систематизировать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, определять информационную ценность и значимость источника | осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; |
8 | Оппозиция реформам Петра I | Творческое задание. Озвучь картину. Что могли сказать друг другу герои картины художника-передвижника Николая Ге ? | умение анализировать визуальные источники исторической информации | готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков |
9 | Реформы 1860-1870-х-движение к правовому государству и гражданскому обществу | Р Можем ли мы по картине Кустодиева понять отношение народа к такой большой реформе? И решила ли эта реформа поставленные перед ней задачи? Аргументируйте свою точку зрания. | умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; | осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; |
10 | Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях. | Р | Умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России | способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества; |
11 | Русь в конце X- начале XII вв. | * | Умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху, формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов | развитию эмоционального интеллекта обучающихся, в особенности – самосознания (включая способность осознавать на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать свое эмоциональное состояние, соотнося его с эмоциями людей в известных исторических ситуациях) |
* Одним из важных этапов на уроках истории является работа с репродукцией картины как источника исторической информации, визуального документа, который повествует о том или ином событии, процессе или явлении. Так на уроке истории в 10 классе по теме « Расцвет Древнерусского государства» при изучении принятия Русской Правды, обучающимся предлагается поработать с картиной А.Д. Кившенко «Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава Мудрого» Учитель дает краткую информацию об авторе картины, подчеркивает, что картина была написана XIX в. Учащиеся делают вывод, что она не является историческим источником, однако служит важным источником исторической информации.
Вопросы и задания:
1) Что мы можем сказать об эпохе Ярослава Мудрого, пользуясь данным источником информации?
2) Каково отношение художника к изображаемому событию?
3) Что на картине может быть преувеличенным?
Учитель обобщает предположения обучающихся. Так формируется первое представление о событии.
Следующий этап работы - получение более детальной информации.
Вопросы и задания:
1) На какие три категории можно разделить участников собрания, изображенных на картине (князь и дружина, народ, священнослужители)
2) Рассмотрим каждую категорию отдельно. По каким признакам вы определили князя?
3) Какие признаки государственности мы можем увидеть на картине? (свод законов, армия, аппарат управления)
4) Что означает присутствие на картине священнослужителей? (церковь согласна с принятие закона)
5) Почему Русскую Правду зачитывают вслух? (основная масса населения не грамотная)
6) Что можно сказать о простом народе, глядя на картину? (есть бедно и богато одетые люди, что свидетельствует о неравенстве)
7) Какие эмоции испытывают люди?
8) Достаточно ли нам этого информационного источника для того , чтобы выяснить что содержалось в Русской Правде и почему это вызвало разные эмоции?
Таким образом, учитель подводит к следующему этапу урока - работа с историческим текстовым документом.
Использование элементов арт- технологии на уроке истории позволяет создать творческую атмосферу коллективного поиска, повышает мотивацию, делает скучный и довольно сложный процесс анализа источника информации, увлекательным, развивает мышление, речь.
Раздел 3. Применение арт-технологии во внеурочной деятельности
В рамках внеурочной деятельности элементы арт-технологии могут подразумевать сложные проекты и исследовательские работы, включающие в себя как индивидуальные, так и коллективные усилия. К примеру, выполнение совместного проекта, в котором учащиеся будут изучать историю определенной эпохи, используя различные арт-технологии, поможет развить у них навыки командной работы и организованности. Например, после изучения определенной исторической эпохи ученики могут быть разделены на группы, которые создают хронологическую ленту событий с помощью коллажей. Это позволит визуализировать информацию и сделает процесс обучения интерактивным и увлекательным.
Арт-технологии могут быть использованы в рамках проектной деятельности для формирования личностных результатов в сфере патриотического воспитания, а именно ценностного отношения к достижениям своей Родины- боевым подвигам и трудовым достижениям народа. Учащемуся предлагается создать проект по теме «Создание портретов великих русских полководцев». Результатом проекта является комплект портретов для кабинета истории, с краткой информацией о полководце. Автор проекта, ученица 9 класса, изучила биографию каждого полководца, отобрала важную, при этом сама нарисовала портреты, передав характерные черты полководцев.
| |
| |
|
Индивидуальный проект ученицы 9 класса Абрамовой Александры, 2022
На занятиях внеурочной деятельности, посредством работы с картинами мирового искусства, возможно раскрыть ценностный аспект изучения истории.
Можно предложить воспитанникам рассмотреть репродукцию картины Николауса Кнюпфера «Солон у правителя Лидии Креза».
1) Посмотрите на картину нидерландского художника эпохи возрождения Николауса Кнюпфера и попробуйте определить: между кем происходит взаимодействие? С какой целью?
2) Картина называется «Солон у правителя Лидии Креза». Знакомы вам эти герои?
3) К какому историческому периоду относятся события, которые передает художник ?
Учитель предлагает предположить, о чем состоялся разговор между главными героями. А затем обобщает предположения учеников, дополняет их , создавая яркий эмоциональный образ диалогов двух миров. «….Мы вновь обратимся к нашим героям. Встреча Солона и Креза последнего царя Лидии, которого , кстати через несколько лет завоевали Персы. является блистательной иллюстрацией встречи двух миров: Античности и Востока.
Я сейчас кратко перескажу вам, как описывает эту встречу Плутарх, а вы попробуйте сделать вывод, о том, как складывались взаимоотношения между представителями различных цивилизаций? Чем же закончилась первая встреча двух миров?
Опустим увлекательную историю о том, как и почему Солон оказался в Лидии , я предлагаю вам это выяснить дома самостоятельно, если вас это заинтересовало, а мы начнем с того, что Солон предстал пред Крезом. Крез приказал отвести его в сокровищницу, овеянную легендами, особо алчные люди сходили там с ума. «Ну, спросил у Солона Крез, видел ли ты человека, счастливее меня?» Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был человек высокой нравственности, оставил после себя детей, пользующихся добрым именем, имущество, в котором есть всё необходимое, погиб со славой, храбро сражаясь за отечество…. Солон показался Крезу чудаком и грубияном, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и власти. «А нас, — воскликнул Крёз уже с гневом, — ты не ставишь совсем в число людей счастливых?» Солон ответил :
— Царь Лидийский! Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всём меру. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей. Кому бог пошлёт счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А назвать счастливым человека при жизни, пока он ещё подвержен опасности, — это всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания. После этих слов Солон удалился».
Вопросы и задания:
1) Чем же закончилась встреча двух миров? (непониманием)
2) А почему не поняли друг друга два собеседника? (ценности разные) .
3) А чьи ценности вам ближе?
4) Как выстраивать взаимоотношения, если ценности разные? (попытаться понять)
Таким образом, посредством работы с иллюстрацией, поднимается очень важный ценностный аспект, который заставляет обучающихся задуматься об истинных и ложных ценностях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Арт-технологии в образовательном процессе. Автор: Туркова Ирэн Салмановна[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/21/articles/89294
Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании. Монография. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2004. – 184 с.
Верховодова Р.А., Галустов Р.А. Артпедагогика как система интегративного применения элементов искусства в образовательном процессе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2011. – №1 – С. 19-24.
Егорова И.А. Сфера и возможности применения арт-технологий в обучении / И.А.Егорова // Вестник ТИУиЭ. – 2008. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sfera-ivozmozhnosti-primeneniya-art-tehnologiy-v-obuchenii (дата обращения: 05.01.2022)
Киселева М.В. «Арт-технологии в образовательном процессе». СПб.: Речь, 2008 М.В. Киселева «Арт-технологии в образовательном процессе». СПб.: Речь, 2008
Методика обучения истории. Художественные образы на уроках истории: учебное пособие для вузов / В.В. Шоган, Е.В. Сторожакова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 301 с.
Наглядные методы обучения.ТГУ, 2004. – 184 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija obuchenija/nagljadnye-metody-obuchenija/
Российская педагогическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.вокабула.рф/энциклопедии/российская-педагогическая-энциклопедия/ метод иллюстрации/
Светоносова Л.Г. Арт-технологии как средство формирования педагогической культуры будущего учителя / Л.Г. Светоносова // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Т. 4. № 3. – Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN316.pdf
Федеральная рабочая программа основного общего образования. История 2022 . – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/09/frp_istoriya_5-9-klassy-1.pdf
Федеральная рабочая программа Среднего общего образования. История (углублённый уровень).2023 Режим доступа: Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/30_ФРП_История_10-11-классы_угл.pdf
Христидис Т. В. Артпедагогика как область научно-практического знания // Вестник МГУКИ. – 2016. – №6 (74). – С. 140-145.
Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 134 с.
Шоган В.В., Шоган Е.В. Методика преподавания социальногуманитарных дисциплин в высшей школе: учебное пособие // Южный федеральный университет, Педагогический институт.– Ростов-на-Дону: Изд-во ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – 332 с.
12