Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»
Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»
Цели:
- знакомство с технологией развития критического мышления через чтение и письмо и основными приёмами использования технологии ТРКМ на уроках;
- повышение профессиональной компетентности учителей-словесников в области изучения современных образовательных технологий.
Предварительная работа: участники мастер-класса произвольно делятся на несколько групп (по 4-5 человек в группе).
Ход мастер-класса:
Организационный момент. Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на мастер-классе. В ходе мастер-класса мы с Вами познакомимся с ТРКМ и её основными технологическими приёмами. А начать мастер-класс я хотела бы с одной притчи.
Один праведный человек, беседуя с Богом, попросил у него: «Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад».
Бог подвел человека к двум дверям, открыл одну и провёл человека внутрь. Там был большой круглый стол, в середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, которая вкусно пахла. Человеку безумно захотелось есть.
Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными, умирающими от голода. У всех у них были ложки с длинными ручками, прикреплёнными к рукам. Они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам.
Праведный человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: «Ты увидел Ад».
Затем они направились ко второй двери. Бог отворил её. Тут был такой же огромный круглый стол, та же огромная чаша с пищей. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.
Человек изумился: «Как это возможно? Я не понимаю».
Бог улыбнулся: «Всё просто. Они научились кормить друг друга».
Как вы думаете, уважаемые коллеги, в чём заключается смысл этой притчи?
Это притча называется «О рае и аде», и смысл её в том, что нужно делиться друг с другом. Я надеюсь, что сегодня мы все будем работать дружно и слаженно, и в процессе работы поделимся своими мыслями, эмоциями, взаимно обогатимся и приобретём новые знания.
Основная часть мастер-класса.
Стадия вызова. Мозговой штурм.
Коллеги! Что вам уже известно о технологии развития критического мышления через чтение и письмо? Если не известно, тогда попробуйте предположить, что может лежать в основе этой технологии.
Обмен мнениями в группах. Афиширование своих мыслей и предположений.
Давайте поближе познакомимся с ТРКМ.
Стадия осмысления. Характеристика технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторами программы являются Чарльз Темпл, Джинни Стил и Курт Мередит. Эту технологию можно использовать в различных предметных областях, видах и формах работы.
Её использование позволяет выработать у учащихся следующие умения:
- работать с потоком информации;
- ясно и корректно выражать свои мысли;
- самостоятельно решать возникающие проблемы;
- работать в группе, выстраивать взаимоотношения в коллективе.
Часто мы с вами, уважаемые коллеги, сталкиваемся с низкой активностью учащихся на уроке и с их нежеланием учиться. Такое отношение к учёбе и учебному предмету может быть следствием недопонимания учащимися заданий, предлагаемых учителем, отсутствия у учащихся умения работать с различными источниками информации.
Использование технологии ТРКМ позволяет формировать у учащихся умение находить, систематизировать и перерабатывать информацию.
Составление кластера «Технологические этапы ТРКМ» и их характеристика.
На стадии вызова учащиеся высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы. Все их высказывания фиксируются. На данном этапе не должно быть «правильных» или «неправильных» высказываний.
Обмен мнениями способствует возникновению вопросов у учащихся, которые будут мотивировать их на поиск ответов и изучение нового материала.
Учитель на этом этапе работы стимулирует учащихся к актуализации знаний по изучаемой теме, к обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации полученной информации. Если фаза вызова была реализована успешно, то у школьников возникает мотивация для дальнейшей работы.
На этапе осмысления учащиеся уже работают с новой информацией. Они сопоставляют новую информацию с имеющимися знаниями, обращают внимание на поиск ответов на возникшие ранее трудности.
Учитель на этом этапе является непосредственным источником новой информации. При этом его задача состоит в ясном и заинтересованном изложении информации. Если учащиеся работают с текстом, учитель следит за степенью их активности и внимательности при чтении.
На фазе рефлексии учащиеся перерабатывают новую информацию. В процессе этой работы происходит отбор учащимися наиболее значимой информации. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, при этом устанавливают страивают причинно-следственные связи.
Можно использовать как письменные формы, так и устные формы рефлексии. Обмен идеями даёт возможность учащимся познакомиться с различными представлениями об изучаемом предмете или явлении, расширить свой лексикон. Диалог на стадии рефлексии позволяет рассмотреть различные варианты мнений на поставленный вопрос.
Знакомство с приёмами ТРКМ.
Приёмы ТРКМ интересны и весьма разнообразны. Сейчас мы познакомимся лишь с некоторыми из данных приёмов.
Приём «Кластер» может быть использован на стадии вызова и рефлексии. Суть приёма заключается в том, что информация о каком-либо понятии, явлении, событии систематизируется в виде кластеров. Этот приём мы с вами сегодня использовали при знакомстве с технологическими этапами ТРКМ. Вы уже догадались, что в центре кластера находится ключевое понятие, с которым логически связываются последующие ассоциации учащихся. В результате подобной работы получается своего рода опорный конспект по изучаемой теме. Этот приём позволяет в речи учащихся активизировать лексические единицы, при этом объединяя их в связное высказывание. Приём «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления изученного материала. Учащиеся высказывают свои предположения о возможных вариантах развития сюжета литературного произведения, анализируют поднятые автором проблемы, обсуждают текст. Приём «Таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал)». Цель приёма - развивать мыслительные способности учащихся и вырабатывать у них собственную позицию по изучаемой теме. С помощью таблицы учащиеся собирают уже имеющиеся знания по данной теме, систематизируют новые данные. Приём «Мозговая атака» развивает креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества. Приём используется для создания банка идей, из которых нужно выбрать лучшую. Приём «Синквейн». Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1 строка - одно существительное, заключающее тему синквейна. 2 строка - два прилагательных, характеризующие тему синквейна. 3 строка - три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна. 4 строка - фраза или предложение из четырёх слов, передающее отношение к теме. Это может быть и цитата или крылатое выражение, подобранное к теме синквейна. 5 строка - одно слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, выражающее личное отношение к ней. Составление синквейна развивает у учащихся умение делать краткие выводы. Приём «Чтение с остановками». Учитель называет название текста и предлагает учащимся определить, о чём будет этот текст. Далее текст читается по частям. После каждой остановки учащимся задаётся проблемный вопрос или вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем тест читается далее. Учащиеся проверяют свои предположения. Приём «Перепутанные цепочки». Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные и неверные. Учащиеся работают индивидуально, отмечают перепутанные цепочки. Затем проходит обсуждение результатов работы в группе, учащиеся уточняют и исправляют ошибки. Приём «Верные и неверные утверждения». В начале урока учащимся даются утверждения по изучаемой теме. Среди них нужно отметить верные неверные утверждения и обосновать свой выбор. На стадии рефлексии учащиеся могут самостоятельно составить утверждения и обменяться ими для оценки их правильности. Приём «Корзина идей, понятий, имен...». Этот приём можно использовать при организации работы учащихся на стадии актуализации имеющегося у них опыта и знаний. С его помощью можно выявить представления и знания учащихся по изучаемой теме. На доске изображается корзина, в которую «собирается» всё, что учащиеся вместе знают об изучаемой теме. Учитель задаёт вопрос о том, что известно учащимся по теме. Каждый ученик вспоминает и делает записи в тетради по проблеме. Затем учащиеся обмениваются информацией и делятся друг с другом известным знанием. Все сведения в виде тезисов записываются учителем в корзину идей. При этом они не комментируются, даже если являются ошибочными. В ходе урока разрозненные факты и мнения связываются в логические цепочки. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации. Приём «Написание эссе» предполагает свободное письмо на заданную тему, Приём позволяет учащимся проявить свою самостоятельность и индивидуальность, представить оригинальность решения проблемы, аргументировать свою точку зрения. Обычно эссе пишется в классе сразу после обсуждения проблемы (приём занимает не более 5 минут). Практическая работа педагогов в группах по разработке плана урока русского языка или литературы по выбранным темам с использованием приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, их обсуждение. Рефлексия. Подведение итогов работы мастер-класса. Уважаемые коллеги! А сейчас составьте синквейн на тему «Мастер-класс». Педагоги по желанию читают получившиеся синквейны, высказывают своё мнение о мастер-классе. |
Использованные источники: