Статья «Использование эвритмической гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

1
0
Материал опубликован 9 May 2022

Использование эвритмической гимнастики в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. 
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка, гармонизации его личности должно уделяться достаточное внимание. В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка. Поэтому, в настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия. 
Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Инновация проявляется в бодром, деятельном, таинственном и доброжелательном ритме жизни, где ребёнок существует, окунаясь в атмосферу свободы и творчества, раскрывает себя, преобразовывая свой внутренний мир и эффективно улучшая своё эмоциональное состояние. Наряду с душевной гармонизацией, укрепляются и волевые качества. Инициатива воли с помощью эвритмического искусства укрепляется на всю дальнейшую жизнь, поскольку в детстве человек выполняет движения, которые одновременно являются и душевным движением. Игра - ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии. 
В последнее время элементы этой технологии использую в своей работе как нетрадиционный подход к формированию двигательной культуры детей. Эта технология мне предоставляет возможность искать свой собственный стиль работы с детьми. Практический опыт, приобретенный мной в работе с дошкольниками, позволяет мне сделать вывод, что занятия с эвритмическими упражнениями на музыкальных занятиях в игровой форме, обладают огромными не использованными ресурсами в повышении эффективности системы художественно -эстетического воспитания дошкольников.

Эвритмические занятия вызывают интерес у детей, особенно их форма, необычное построение и наполнение. Технология эвритмия не предусматривает специальной подготовки, то есть разучивание песен, стихов и движений. Дети двигаются и повторяют текст игры в силу своих желаний, возможностей и возрастных особенностей. Педагог рассказывает историю или сказку, сопровождая рассказ эвритмическими жестами, рождающимися из образов, ритмическими упражнениями. Занятия очень образны, подвижны, ритмичны и имеют большое развивающее значение для детей.

Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями.
Сначала это несложные этюды и образы. (Грустный заяц, весёлые клоуны, хитрая лиса и т. д.). Затем – это импровизации в танцах («Бабочки», «Карнавал животных», «Скоморохи»).
Танцевальные композиции продумываются с учетом не только двигательного развития, но и творчества. В этом смысле танцевальные композиции подбираются так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей. Коммуникативные и сюжетные танцы:
«Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков). Шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы. «Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом. «Крадущаяся кошка» (Д. Пучинни, Вальс). -движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.

«Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска)- лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.«Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7)- дети передают, по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.

Такие задания в игровой форме дают детям больше самостоятельности, самореализации. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей и.т.д.

Качает травку ветерок 

(дети покачиваются из стороны в сторону)

Дрожат, дрожат травинки! 

(быстро машут поднятыми над головой кистями рук)

От гибких рук до тонких ног

Прогнулись наши спинки 

(два раза в ритм словам прогибают спину)…..

Цель эвритмии - развитие культуры движения детей дошкольного возраста. На эвритмических занятиях я реализуются следующие задачи:
- формировать и корректировать осанку, чувство темпа и ритма движений, внимание, пространственную ориентацию;

-развивать двигательные качества: силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость;

- корректировать координацию движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног);

- улучшать психическое состояние (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

- расширять эмоциональный опыт, развивать навыки взаимодействия друг с другом;

- формировать творческое начало («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей).  

Развитие культуры движения дошкольников средствами эвритмии осуществляется на основе следующих принципов: 
- Принципа природосообразности; 
применяется для того, чтобы ребенок на занятиях мог пройти путь становления мышления от наглядно - образного к логически - абстрактному без навязывания ему определенных шаблонов действия. Дети приобретают свой опыт для раскрытия творческих проявлений и самореализации. 
- Принцип здоровьесбережения; 
предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в непосредственно образовательной деятельности. 
- Принцип развития творческого воображения; 
предполагает создание ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать, в полной мере реализовывать свой творческий потенциал. 
- Принцип формирования способности к сопереживанию; 
применение этого принципа позволяет ребенку в ходе проведения упражнений получать различные ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность, ребенок учится контролировать свое поведение. 
Разученные музыкально-ритмические этюды, композиции широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации

Эвритмия для дошкольников включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке: 
- ритмические игры; 
- развитие мелкой моторики; 
- развитие крупной моторики (упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы); 
- пространственная ориентация; 
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива); 
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением; 
- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях; 
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.

-коммуникативные танцы-несложные танцевальные движения, включающие элементы невербального общения и импровизации

Заключение:

Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей. Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения. 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.