Методическая разработка «Использование инфографики на уроках информатики в основной и старшей школе»
Использование инфографики на уроках информатики
Презентация "Инфографика"
PPTX / 3.34 Мб
Слайд 1 Титул
Что такое инфографика? Гизатулин Э.С.
В условиях непрерывного информационного потока появилась проблема, связанная с необходимостью анализа большого количества информации и эффективностью её усвоения, которую должен освоить обучающийся. Возникла потребность в новых эффективных средствах предоставления знаний учащимся.
Слайд 2 Что такое инфографика
Одним из способов визуализации информации является инфографика, которая до недавнего времени была известна как журналистский жанр. Однако, заимствованная оттуда, в течение последнего десятилетия она активно осваивает школьное пространство в качестве метода обучения.
Использование инфографики позволяет легко усвоить материал, так как картинка быстрее привлечет внимание зрителя, чем сплошной длинный линейный текст, или огромная таблица с данными.
Основное отличие инфографики от других видов визуализации информации – её метафоричность, то есть это не просто график, диаграмма, построенные на основе большого количества данных, это график, в который вставлена визуальная информация, аналогии из жизни, предметы обсуждения.
Инфографика – это способ передачи какой-либо идеи, основанный на иллюстративном сопровождении какой-либо информации, представленной в виде сведений или данных, часто количественных.
Слайд 3 При использовании
При использовании инфографики в образовательном процессе выделяют следующие направления:
формирование навыков функционального чтения.
организация целенаправленного восприятия информации;
способ обработки данных исследований;
запоминание информации с опорой на графические образы;
отображение важных для понимания сторон изучаемого материала;
способ делиться знаниями и результатами исследований;
Каким же образом, можно использовать инфографику на уроках информатики.
Слайд 4 Вариант 1
Вариант это использование готовой инфографики на уроке.
В данном случае методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием. Учащимся предлагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировку выводов, обобщений и постановку вопросов к представленной информации.
Также можно предлагать задания на функциональное чтение:
описать представленное событие;
представить данные в табличной форме и предположить, как они будут изменяться в дальнейшем;
составить рассказ или план;
дополнить недостающие в тексте данные, используя инфографику.
Подбирая или создавая инфографику для урока педагог должен обратить внимание:
на содержание инфографики и что из представленного должны усвоить ученики;
как скомпонован материал, как лучше организовать и наполнить его смыслом;
какие надо поставить вопросы для активизации мышления учеников.
Слайд 5 История развития
Например, при изучении темы в 11 классе «История развития вычислительной техники» ученики выполнили задание на анализ инфографики. Для них были поставлены такие вопросы, как:
Кем и когда был создан первый персональный компьютер?
Сколько примерно операций в секунду выполняли ЭВМ II поколения,
В каком году была создана Аналитическая машина Чарльза Беббиджа?
Далее используя прием развития критического мышления верно – неверно ученики анализируют инфографику, на основе анализа отмечают верные и неверные утверждения. Ставят знак “+” в нужную колонку.
На данный момент в Интернете можно найти большое количество созданных учителями вариантов инфографики по различным темам школьного курса (например, "Информационная безопасность в сети интернет", "Устройства компьютера", "Введение в программирование" и др.) Мы вместе с учениками, используем их как дополнительное домашнее задание для учеников.
Слайд 6 Вариант 2. Создание инфографики учащимися под руководством учителя на основе имеющихся данных
Визуальное представление сложной учебной информации ясно, содержательно, эстетически привлекательно, становится требованием современности.
Так как основная функция инфографики — информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия, то по способу отображения её подразделяют на следующие виды:
статичная — одиночные изображения без элементов анимации;
динамическая — инфографика с анимированными элементами (здесь может быть видеоинфографика, анимированные изображения, презентации);
интерактивная — это вид инфографики, в котором пользователю предлагается управлять отображением данных.
Инфографика строится на следующих принципах для ее создания:
актуальность и востребованность темы;
простота и краткость;
креативность;
образность;
точность и организованность информации;
эстетическая привлекательность.
Также инфографика держится на трех принципах:
Смысл;
Сравнение;
Управление вниманием.
При создании инфографики мы вместе с учениками соблюдали следующие этапы:
Сформулировали цель создания инфографики, определили для какой целевой аудитории она предназначена.
Собрали материал по теме (текстовую информацию, изображения, видео материалы, таблицы и др.)
Материал проанализировали и обработали.
Скомпоновали весь материал и привели в красивый наглядный вид.
Слайд 7 Правила инфографики
Мы также опирались с учениками при создании инфографики на следующие правила:
она должна быть информативна (доступный текст с числовым материалом, формулы, графики, схемы и т.п.);
обязательно должна быть некоторая история, раскрывающая суть сравнения;
желательно использовать картинки, в которых заложена некая метафора, они гораздо лучше притягивают к себе внимание и интерес аудитории;
доступность т.е грамотное использование элементов для быстрого понимания основного смысла. Человек должен заинтересоваться тем, о чем говорится в инфографике, понять основной смысл и далее принять эту информацию и согласится с ней.
Вариантов создания инфографики множество - это инструкция, информационный плакат, памятка, лента времени, статистические исследования.
Слайд 8. Целые числа в памяти компьютера
Например, с учениками 8 класса изучая раздел Математические основы информатики по теме «Представление чисел в компьютере» на уроке информатики был создан информационный плакат "Представление целых чисел".
Создание инфографики может быть результатом и исследовательской работы. В рамках исследовательской работы на тему "Информационное общество", а также совместно с информационно – библиотечным центром школы, учениками была создана инфографика, в которой скомбинированы такие виды как: плакат, статистические исследования.
Мы считаем, что второй вариант использования инфографики на уроках более успешен. Ученики проводят собственное исследование по теме, анализируют собранный материал, выделяют важные моменты и самостоятельно создают инфографику. Работа над ней способствует более тщательному изучению материала, развивает критическое мышление.
Слайд 9 Информационная памятка
Еще один пример созданный учениками «Информационная памятка» урок информатики в 10 классе, тема «Системы счисления». Для создания памятки ученикам были предложены ряд вопросов такие как: различие в позиционных системах счислений, различие между восьмеричной и шестнадцатеричной системой счисления? Что такое алфавит?; Какая система счисления называется непозиционной, Чему равно основание двоичной системы счисления, Какой системе счисления относится римская система счисления а также ряд других вопросов.
Слайд 10 Программы для создания
Для создания инфографики на уроках информатики мы используем онлайн-сервис Easel.ly (https://www.easel.ly). Этот сервис имеет большое количество бесплатных дизайнерских шаблонов; элементы шаблона можно удалять и добавлять, изменять их размер, цвет, расположение; можно создавать красивую инфографику онлайн без знания основ графических редакторов, а также сохранять созданное на компьютер в jpeg или pdf форматах или поделиться своей работой в социальных сетях. Также можно использовать программу на локальном компьютере EdrawMax это специализированная программа для упрощения создания графиков, схем, диаграмм, планов и д.р,, которая включает в себя множество встроенных различных объектов и форм для создания инфографики.
Слайд 11 Титул
"Инфографика учит анализу, осмыслению, критическому мышлению - чтобы создать ее, необходимо изучить информацию, выделить главное, установить связи, оценить информацию, проникнуть в суть и т.д. Даже если ученик пользуется созданной учителем инфографикой - все равно приходится анализировать, рассуждать, опираться на свои знания, в случае недостаточности знаний - стремиться к поиску новой, дополнительной информации.