12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юля16
0

Использование анимационных технологий на уроках информатики в коррекционной школе


Яхина Юлия Рафисовна, учитель информатики, высшая категория.

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Салаватская коррекционная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья,

город Салават, Республика Башкортостан

Внутренний мир ребенка с особыми образовательными потребностями сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье? Каким образом осущевить его безболезненное вхождение в мир своих сверстников?

«Использование анимационных технологий

на уроках информатики»

Обучение информатике детей с ограниченными возможностями в коррекционных школах педагоги могут использовать не только для формирования новых знаний и умений в области информационных технологий, но и для социализации и адаптации таких учащихся. Новые технологии мотивируют познавательный интерес детей, позволяют реализовать индивидуальный подход в обучении, дифференцировать сложность заданий, тренировать и закреплять учебные навыки.

В своей статье я хочу поделиться опытом о терапевтическом значении информатики в коррекционных школах. На уроках информатики дети с интересом овладевают программой Paint. Эта  одна из самых популярных прикладных программ, с разнообразными возможностями и способствующими самостоятельному творчеству. Ученики, изучающие информатику первый год, получают возможность работать с цветом, графическими примитивами (выполнять схемы, чертежи), выполнять и редактировать рисунки. 

Обучающиеся сначала учатся рисовать, а затем оживлять своих героев с помощью анимации.

Цель анимационной арттерапии стимуляция максимальной реализации компенсаторного потенциала мозга каждого ребенка-инвалида, независимо от тяжести его заболевания средствами обучения анимации.
Задачи:

1.Развитие познавательной, двигательной и речевой активности детей

2. Обучение использованию различных изобразительных средств, формирование практических умений, развитие способностей к восприятию формы и содержания в художественных композициях.
3. Развитие общей и мелкой моторики, элементарных графомоторныхнавыков; развитие слухо-зрительно-моторной координации,формирование пространственной ориентировки.
4. Социализация детей через работу в команде, привлечение их к участию в различных творческих конкурсах.
Основа анимационной терапии — это создание такой терапевтической среды, где ребенку будет предоставлен полный простор для фантазии и самовыражения, не скованный ни чьим контролем, для того, чтобы раскрылся его творческий потенциал. Любой ребенок сможет проявить себя на одном или нескольких этапах создания мультфильма, будь то написание сценария, изготовление персонажей и фона, съемка или озвучивание мультфильма

Опыт создания собственного мультфильма – это игра, позволяющая ребенку думать и говорить образами, понимать себя и окружающий мир, это диалог между внутренним миром ребенка и внешней действительностью. Анимация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, так как сочетает в себе теоретические и практические виды деятельности, а их результатом является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей.

КАК происходит процесс анимационной арттерапии?

1.Первый этап - это просмотр и обсуждение мультфильма с в соответствии с психолого-педагогическими и гигиеническими требованиями. Педагог перед просмотром дает детям конкретное задание, связанное с темой занятия. Например, обсуждение просмотренного мультфильма может идти по таким вопросам:
1. Сюжет (история): какая в мультфильме идея? Все ли тебе было понятно в мультфильме? Что в истории было для тебя самым интересным? «Зацепила» ли история тебя лично? С самого ли начала? Фильм получился слишком длинный, слишком короткий? Или – в самый раз? Можно ли из мультфильма вырезать что-то лишнее? Какие были в мультфильме смешные моменты, грустные, трогательные, страшные? Какими средствами это удалось автору выразить?
2. Герои: что в облике героев тебе запомнилось больше всего. Есть ли у героев в облике что-то очень особенное: «свои» движения, походка, мимика, голос? Какой у героя характер? Насколько этот характер сложен? Или сложность здесь вовсе не нужна? Использованы ли в мультфильме необычные превращения героев? Или, может быть, именно в этом мультфильме превращать или создавать необыкновенного, фантастического героя вовсе необязательно? Вызывает ли герой сочувствие, сопереживание? Или вспоминается ли вам что-то из вашей жизни, похожее на то, что было в мультфильме? Как бы ты определил, что несут в мир герои этого мультфильма.
3. Монтаж (история в движении): какие сцены тебе запомнились? Достаточно ли разнообразны монтажные планы в мультфильме? Выразительны ли крупные планы, передают ли они настроение и характер героя. Много ли в мультфильме движения? Какие удачные примеры движения ты запомнил? Каков темп мультфильма – быстрый или медленный? Соответствует ли это общей задаче автора и общей атмосфере фильма? Есть ли в мультфильме разговоры героев. Как они сняты?
4. Изображение: какая техника использована в мультфильме? Какие возможности этой техники использованы? Какие картинки кадров остались в твоей памяти. Хорошо ли картинка читалась? Успел ли ты все на ней разглядеть? Соответствует ли выбранное автором цветовое решение задаче фильма?
5.Звук: что тебе понравилось в звуковом оформлении мультфильма? Что ты можешь сказать о каждом из звуковых планов? Всегда ли хорошо слышен (и хорошо понятен) голос? Какую роль в мультфильме играет музыка? Были ли в мультфильме интересные и необычные шумы?

2. Технология создания мультфильма: знакомство с разными направлениями мультипликации и основными техниками создания мультфильмов, отработка их на практике (песочная анимация, бумажная перекладка, пластилиновая объемная анимация и пластилиновая перекладка, кукольная и рисованная анимация.

3. Разработка сценария. Здесь учитель может сам начать рассказывать сказку или рассказ, а дети должны сами продолжить и завершить.

Если ж ребенок завершает свой рассказ отрицательными моментами, где зло побеждает добро, то учителю нужно задуматься и направить ребенка направить в положительное русло.

4. Описание героев, продумка их внешнего вида. В процессе обучения анимационным техникам с детьми обсуждаются эмоции героев , как это отобразить с помощью мимики и жеста.

5.Техника безопасности, правила и порядок работы в группе.

6. Распределение обязанностей в группе (написание сценария, распределение ролей и функций, изготовление персонажей, рисование фона, съёмка мультфильма, запись голоса, поиск музыки и шумов, монтаж мультфильма, презентация фильма).

7. Просмотр мультфильма. обсуждение.

В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

Занимаясь мультипликацией, ребенок с ограниченными возможностями получает неограниченные возможности для самовыражения, формирования навыков мастерства и воплощения первых жизненных открытий. Это улучшает его психофизиологическое состояние. Вот такое интересное развлечение и лечение!

Список литературы:

  1. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе [текст] / М.В. Киселева. – Речь, 2007. – 336 с.
  2. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [текст] / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
  3. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие [текст] / С.Г. Рыбакова. – СПб.: Речь, 2007. - 144 с.
  4. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [текст] / Е.А. Янушко. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.
  5. Сборник программно-методических материалов для повышения квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [текст] / Сост. З.П. Антонова, У.В. Косарёва, Н.Н. Матвеева; Под ред. Е.Я. Когана, В.А. Прудниковой. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 295 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.