12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Галина Сальникова180
Россия, Самарская обл.
«ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Сальникова Галина Владимировна

учитель – логопед

г. Новокуйбышевск, Самарская область

Задержка психического развития (ЗПР) замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.

Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: недостатки целенаправленной деятельности, повышенная истощаемость, нарушение работоспособности.

Задержка психического развития характеризуется:

замедленным темпом психического развития;

негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении;

тенденцией к компенсации и обратному развитию;

незрелостью эмоционально-волевой сферы;

личностной незрелостью; 

Особенности детей с ЗПР

1) в сенсорно-перцептивной сфере — незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;

2)  в психомоторной сфере — разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;

3) в мыслительной сфере — преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

4) в мнемической сфере — преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;

5)  в речевом развитии — ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;

6)  в эмоционально-волевой сфере — незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

7)  в мотивационной сфере — преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов;

8) в характерологической сфере — усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений.

Развитие информационно-коммуникационной компетентности учителей-логопедов является в настоящее время одной из наиболее важных задач системы образования в области логопедии. Учитель-логопед не просто знает и использует на занятии новые информационно – коммуникативные технологии, но и способен ориентироваться в современном информационном потоке, готов к отбору адекватных информационных педагогических средств, для осуществления коррекционно-педагогической деятельности.

Одним из важнейших направлений поиска в отечественной логопедии является поиск путей и способов активизации внимания ребенка с задержкой психического развития на логопедическом занятии и в связи с этим повышение его заинтересованности.

Приоритетная задача применения новых информационных технологий в логопедии – это преобразование среды жизни и развития детей, в соответствии с современным уровнем жизни, создание новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

Хорошо известно, что человек воспринимает информацию с помощью органов чувств: слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания. Результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Зрение и слух – самые мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма информации. Чем ярче и разнообразнее будет представление информации, тем эффективней будет процесс ее усвоения. Использование мультимедийных презентаций, компьютерных игр в коррекционно-образовательном процессе способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти детей значительно дольше.

Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста, слишком рано включенного в аудио- и видеосреду, невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности – картинками, игрушками, разрезными картинками, складными кубиками. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия. Поэтому необходимо уделять значительно больше внимания возможностям информационно-коммуникативных технологий и шире внедрять их в традиционные формы коррекционно-логопедической работы.

Использование учителем-логопедом элементов компьютерных технологий позволяет решить ряд центральных проблем современной коррекционной педагогики: разработки технологий выявления соотношения между развитием и обучением; построения новых “обходных” путей обучения; разработки новых педагогических технологий решения традиционных коррекционных и образовательных задач; разработки нового содержания специального образования и адекватных ему методов обучения; разработки технологий качественной индивидуализации специального обучения в работе с детьми, имеющими проблемы в речи. В то же время полноценное использование обучающих компьютерных программ, в работе с детьми дошкольного возраста практически невозможно, т.к. пользование компьютером в этом возрасте ограничено гигиеническими требованиями: ребенок 5-7 лет может “работать” за компьютером не более 5-7 минут два раза в неделю. Поэтому логопед на индивидуальных занятиях может использовать только элементы компьютерных технологий, включая упражнения, предложенные в компьютерном варианте, в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия.

На подготовительном этапе работы над звуком при проведении артикуляционной гимнастики логопед проводит занятия перед зеркалом, предлагая ребенку при реализации движения опираться на показ взрослого и на изображение артикуляционной позы на картинках или фотографиях. Этот вид работы требует многократного повторения одних и тех же движений в течение достаточно длительного времени. Постепенно интерес детей к этому виду работы ослабевает, и логопеду приходится преодолевать явное или скрытое сопротивление детей. Использование в качестве опоры картинок и символов, включенных в мультимедийную программу «Домашний логопед», позволяет длительное время поддерживать интерес ребенка. Ребенок может сам выбрать, опираясь на символы, те упражнения, которые предлагает взрослый. Здесь необходимо рассказать о работе с электронными ресурсами в виде подписки на сайт «Мерсибо», который позволяет работать над всеми разделами развития речи. В том числе и над артикуляционной гимнастикой. Игра так и называется «Артикуляционная гимнастика». А также использую мультимедийные презентации, как скачанные с просторов интернета, так и собственные. В это же время мы начинаем работу над фонематическим слухом. Здесь моими помощниками являются игры на развитие фонематического восприятия: «Игрозвуки» ( игра на подражание речевым звукам), «Кто сказал «МУ»( узнаем голоса животных) и другие с сайта «Мерсибо». И игры компьютерной программы «Учимся говорить правильно» от производителя «Новый диск». Интересные задания в разделах «Звуки города», «Транспорт», «Музыкальные инструменты» надолго увлекают детей.

При автоматизации и дифференциации поставленных звуков, вместо традиционных картинок можно использовать мультимедийные программы, позволяющие выводить на экран монитора изображения предметов, в названии которых имеется заданный звук. Ребенок дошкольного возрастам с задержкой психического развития может не только называть появившуюся на экране картинку, он может, постепенно осваивая действия с мышкой, находить нужную картинку в имеющейся программе.

Для повышения интереса детей к индивидуальным занятиям мною были подобраны материалы, сделаны презентации и подготовлены программы для автоматизации основных звуков. Подписи под картинками, включенными в каждый слайд, повышают значимость наглядной опоры, вызывают у ребенка интерес к графическому образу печатного слова и стимулируют мотивационную готовность к освоению начальных умений чтения. В своей работе по формированию связной речи я применяю слайд – презентации, созданные при помощи программы Microsoft Office PowerPoint. По теме «Осень» использую фото природы. По теме «Праздники» при создании презентаций использую фотографии с утренников. Также использую игры с диска «учимся говорить правильно» и игры с сайта «Мерсибо» такие как «Что сначала, что потом» «Рюкзак туриста» (предложения с предлогами).Использование компьютерных технологий позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. В своей работе по формированию связной речи я использую презентации для развития навыков пересказа. Для формирования связной монологической речи большое значение отводится обучению пересказу, т.к. обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Для работы над вниманием, памятью и развитием логического мышления применяются не только игры с сайта «Мерсибо», но и игры от студии «Баюн» серия «Поиграй - ка» и игры «Silkom» «Скоро в школу»

Кроме того, подготовленные в виде мультимедийной презентации материалы по проведению артикуляционной гимнастики или автоматизации звуков могут быть предложены родителям вместо традиционных рекомендаций на стенде. Такой способ выполнения рекомендаций логопеда вызывает интерес не только детей, но и родителей, которые более усердно начинают стимулировать детей к выполнению домашнего задания. Родителям рекомендую оформить подписку на сайт «Мерсибо». В «Контакте» у нас есть своя группа, где я даю домашние задания, консультирую родителей по развитию речи детей. Создана группа в системе Viber для обмена оперативной информацией. Компьютерная программа обладает двумя инструментальными функциями: педагогической диагностики и индивидуализации развивающего обучения. Это современный инструмент педагога для выявления, предупреждения или преодоление дисбаланса между обучением и развитием ребёнка, возникающего в практике, когда обучение сводится к механическому заучиванию.

При работе с мультимедийными программами реализуются следующие задачи:

1. Повышение мотивационной готовности ребенка.

2. Развитие навыков зрительно-моторной координации.

3. Изменение подходов к использованию средств наглядности (т.е. кроме плоскостного изображения используются цельные модели).

Представленные задания могут применяться в любой части индивидуального логопедического занятия: в начале – для включения ребенка в работу; в середине – для подачи основного материала; в конце – для закрепления полученных знаний. В структуру занятия могут включаться как одинаковые, так и различные по типу задания. Задания направлены на развитие у ребенка познавательных процессов, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, артикуляционной моторики, формирование звукового анализа. Чтобы привлечь внимание детей к связи между образом и словом, упражнять их в умении представлять одно и то же предметное содержание средствами наглядности и с помощью словесной речи, могут быть использованы возможности программы «Развитие речи» при проведении логопедических занятий. Используя различные программы, логопед сможет не на словах, а на деле обеспечить качественную индивидуализацию учебного процесса, так как освоение новых речевых конструкций будет происходить в свойственном ребенку темпе. Выполняя упражнения, ребенок проходит путь от совместно-разделенной деятельности с компьютером к совместной работе с партнером-сверстником и, наконец, к полной самостоятельной индивидуальной учебной деятельности. При выборе программы были использованы средства аудиозаписи, что позволяет дошкольнику, не умеющему читать, получать устную инструкцию. Принципиально важно, что в этом случае, наблюдая за индивидуальной работой детей, логопед может получить данные о том, какая форма знакового опосредования представляет наибольшую трудность для каждого конкретного ребёнка, в каких именно упражнениях он нуждается на данном этапе обучения. Компьютерные технологии позволяют обеспечить возможность свободного самостоятельного обращения к наглядным опорам как средствам, помогающим осознать смысл ситуации, взаимосвязь существенных параметров. Игра требует от ребёнка не слова, а действия. Именно то, как ребёнок оперирует параметрами и устанавливает соответствие между ними, делает открытым для учителя личный жизненный опыт впечатлений, наблюдений и действий ребёнка, о котором он ещё часто не может, не умеет рассказать, но которые в том или ином виде есть у каждого. Этот опыт и является настоящей основой формирования новых представлений и понятий. Таким образом, компьютерные программы могут использоваться в логопедической практике как дополнение к традиционным методам. Они позволит разнообразить процесс работы, внести в него ранее не используемые задания. В ходе работы стало очевидно, что использование компьютерных средств может помочь ребенку более полно реализовать собственную активную позицию при взаимодействии с взрослым. Функции контролера правильности решения коррекционных задач выполняет компьютер, а логопед становится партнером, способным оказать необходимую помощь. Положительный эмоциональный фон способствует повышению эффективности занятий. Оказалось, что применение информационных технологий в логопедической работе значительно сокращает время формирования произносительных навыков, способствует развитию самоконтроля у детей. Последовательное включение специально компьютерно-опосредованной логопедической технологии в процессе работы позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционное воздействие по преодолению недостатков речи детей.

Использование компьютерных технологий в повседневных занятиях дало положительные результаты по работе над звукопроизношением, лексико-грамматическим строем речи, связной речью и при обучении элементам грамоты, т.е. по всем направлениям работы логопеда.

Плюс это дает возможность работать над процессами высшей психической деятельности: памятью, вниманием, мышлением.

Эффективно повысилось желание у детей заниматься.

Программы могут содержать:

советы родителям как организовать дома занятия по профилактике речевых нарушений.

артикуляционную гимнастику и мелкую моторику, развитие фонематического слуха, автоматизация звуков;

пособия по речевому развитию и обучению чтению. Так же программа подходит для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи

. игровые задания на формирование слухового восприятия, развития навыков правильного произношения звуков, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения;

Задания, направленные на профилактику акустической дисграфии;

игры, на расширение знаний об окружающей действительности, на увеличение словарного запаса, развитие логического мышления, зрительной, слуховой памяти.

Чем успешнее самоконтроль, чем лучше ребенок учится управлению собственным речевым аппаратом. На заключительном этапе продолжается процесс автоматизации звуков, детям предлагаются более сложные задания.

Компьютерные программы я адаптирую к условиям логопедических занятий. Компьютерная игра лишь один из этапов обучающего занятия. В играх дается характеристика звукам: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие. Есть игры по обучению делению слов на слоги, игры на узнавание буквы, на составление слогов и слов с этой буквой. Слова включаются в предложения. Есть обучающие игры на выделение ударного слога.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

Целенаправленное использование компьютерных программ в процессе логопедического обследования детей с нарушениями речи позволяет более объективно и дифференцированно оценить возможности их устной речи.

Система приемов дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия в сочетании с традиционными средствами составляет основу методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

Результаты обучения детей свидетельствуют о том, что специальные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звукопроизношения и связной речи и в целом содействуют гармонизации развития.


8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.