Статья «Использование игровых технологий и методов в образовательном процессе»
Использование игровых технологий и методов в образовательном процессе
Л.Е. Суворова, преподаватель
ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»
В настоящее время потребность в творческой активности специалиста резко возрастает. Решение данной проблемы зависит от технологии обучения будущих специалистов. Новые требования общества к уровню профессионализма предполагают и так называемые инновационные технологии в профессиональном образовании. Инновационные технологии в профессиональном образовании, как и технологии в образовании вообще, ведущую роль отводят средствам обучения, которые благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий достаточно разнообразны.
В процессе работы со студентами на учебных занятиях мною используются такие активные и интерактивные формы обучения как: дискуссия, деловая игра, использование электронных учебников и сети Интернет, компьютерные симуляции, дистанционное обучение, а также использование программы мониторинга Classroom manager как средство помощи при реализации активных форм обучения [3].
Например, на дисциплине операционные системы и среды используется программа VirtualBox, которая позволяет создать виртуальную машину и позволяет установить на нее различные операционные системы и поработать с ними. Используя данное программное обеспечение, я обычно провожу деловую игру, где студенты выступают в роли сотрудников компании по ремонту компьютерных систем и каждый сотрудник должен решить проблемы в разных операционных системах.
Также мною используется деловая игра (или ее элементы) на практических занятиях, где студентам даются определенные роли, и они в ходе игры используют медиаресурсы или создают их сами, например по дисциплине веб-дизайн, проводится игра, где часть студентов выступает в роли заказчиков сайта, а часть в роли веб-разраотчика, что позволяет студентам рассматривать принципы построение сайтов с разных точек зрения.
Также часто использую игровое мобильное приложение Kahoot. Данное приложение позволяет педагогу создавать задания в виде теста с различными типами вопросов. Студенты регистрируются в данном приложении и по коду, который дает преподаватель, активируют игру. Игра может быть выведена на экран для удобства демонстрации лучших ответов и самых быстрых студентов. Затем запускается игра педагогом и выводится вопрос и время, отведенное на указание ответа. По итогам игры приложение автоматически выбирает 3-х победителей, тех, кто максимально быстро и правильно отвечал на вопросы. Данная игра не только помогает формировать общие и профессиональные компетенции, но и мотивирует студентов на повышение своих результатов, т.к. используется рейтинговая оценка.
Во внеурочной деятельности часто использую метод проведения онлайн-олимпиад, викторин, конкурсов и веб-квестов, тем самым формируя интерес к учебным дисциплинам, к специальности или поднимая актуальные вопросы, решая воспитательные задачи.
Игровое обучение в форме деловой игры применяется в основном на практических занятиях, так например, студенты заранее подготавливают рекламу технического устройства или программного продукта (в частности разработанного ими) с использованием наглядности. На уроках информатики и ИКТ деловые игры применяю на практических занятиях связанных с изучением принципов создания форумов, участия в онлайн конференциях, анкетировании, размещение и использовании ресурсов в сети Интернет.
Компьютерные симуляции используются мной в основном на уроках при изучении тем связанных с устройством компьютера, подключением периферийных устройств и знакомством с топологией сетей. При этом студенты выступают в роли специалистов, каждому из которых дано свое техническое задание и студент может на своем компьютере подключить периферийные или внутренние устройства компьютера и составить топологию, и посмотреть наглядно, что произойдет при таком подключении.
Все выше перечисленное позволяет формировать профессиональные компетенции студентов специальности программирование в компьютерных системах и компьютерные системы и комплексы.