Статья «Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием»
Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием
На уроках русского языка, при изучении орфографии учащиеся начальных классов испытывают трудности при изучении слов с безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением - словарными словами. Безударную гласную в таких словах нужно запомнить. Я хотела бы рассказать о различных видах работ по запоминанию словарных слов, которые дают большой эффект, делают урок интересным.
При знакомстве со словарным словом акцентирую внимание детей на отличия, которые подходят только этому слову, и затем связываю их с орфограммой, которую надо запомнить. Например, изучаем слово берёза. Говоря о берёзе, предлагаю назвать признак, который отличает берёзу от других деревьев. Дети сразу называют этот признак: берёза белая.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Да, берёза имеет кору белого цвета. А дальше даю рифмованные строчки для запоминания безударной гласной е.
Белые берёзы все,
После «б» пишите «е»
На этапе знакомства со словарными словами , очень важно, чтобы внимание учащихся сконцентрировать на изучаемой орфограмме. Для этого на доске пишу изучаемое на уроке слово, выделяя цветным мелком нужную орфограмму.
Далее, на этапе закрепления правильного написания словарного слова, детям предлагается слово, которое изучали на прошлом занятии. Но они его должны отгадать. Тут на помощь приходят: ребусы, шарады или кроссворды.
Учащимся предлагаю кроссворд, где спрятано название птицы, но для этого им нужно разгадать загадку.
|
о |
|
о |
|
а |
«Как бы мне пошла кор-р-рона!» -
Важно каркает ……(ворона).
Учащиеся отгадывают загадку, заполняют кроссворд. Выделяют гласные.
Использование занимательного материала это способ ещё раз выделить трудную орфограмму и запомнить её написание.
|
а |
|
а |
|
|
а |
|
Чёрный, красный, жёлтый, синий,
С начинкой твёрдой в середине-
Я с острым ножиком дружу
И что хочу – изображу. (Карандаш)
|
а |
|
у |
|
|
а |
Стоит Антошка на одной ножке
На нём сто одёжек и все без застёжек. ( Капуста)
|
о |
р |
о |
|
Прошу вас все слова назвать,
Где –оро- надо написать.
При разгадывании кроссворда можно использовать игру «Подскажи словечко».
Не гляди ты так сурово!
Молочко нам дай,... (корова)
Белобока, воровита,
Тащит всё что заблестит,
И трещит всегда без прока,
Угадали кто?- (Сорока)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это …(ворона).
Чтобы закрепить написание словарного слова можно использовать шуточные вопросы, загадки. Такие как:
Назовите слова, в которых спрятались ноты ?
(фамилия, синица, режиссёр и др.)
Какие слова любят ёж и ужи.
( режиссёр, варежка)
3 Какие слова любит ворона?
( картон, карман, карета).
А лягушка? ( квартал).
Ещё одной разновидностью работ по закреплению изучения словарных слов являются шарады.
Первый слог найдешь средь нот,
А второе - бык несет.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути.
(Ответ: «До-рога».)
Как только учащиеся усвоили материал и не допускают ошибок при написании, можно использовать загадки, где отгадка - словарное слово. Педагог зачитывают загадку, а ученики записывают ответ . Также можно предложить загадки с хоровыми ответами.
Например: «Доскажи словечко».
Рано утром всех на луг
Собирает нас пастух.
А к вечеру всем молока
Я людям дать готова
Угадали, кто же я?
Конечно же …( корова).
Дремучий лес к стеклу прирос-
Нарисовал его … ( мороз).
Трещала с самого утра:
«Пора Пор-р-ра
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … ( сорока).
Изучение словарных слов можно завершить самостоятельной работой по закреплению умения правильно писать изученное слово в письменной работе. С этой целью можно предложить такие виды работы, как:
Учащимся предлагается: прослушать стихотворение, и записать все словарные слова, например:
К нам пришли на огород
Помидор, морковь, горох.
Прибежали огурцы,
Озорные молодцы!
Предложить учащимся для изучения сюжетную картинку, и написать на листочках словарные слова.