Использование информационных и инновационных технологий, в деятельности направленной на развитие речи и коммуникации детей с ОВЗ, с целью индивидуализации учебного процесса

1
0
Материал опубликован 8 April 2020 в группе

Использование современных технологий и методов для развития речи и коммуникации детей с ОВЗ.

Новизна проекта заключаются в том, что инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Объект проекта: современные образовательные технологии, которые применяются в учебном процессе.

Предмет проекта: эффективность использования современных образовательных технологий (педагогических технологий) в учебной деятельности в условиях современного образовательного учреждения .

Гипотеза проекта: Разработка и использование современных методов повысит эффективность образовательного процесса, будет способствовать развитию речи и коммуникации детей с ОВЗ

Цель проекта: Разработка и использование современных методов обучения детей с ОВЗ

Задачи проекта:

1) изучить теоретический материал о современных образовательных технологиях (педагогических технологиях) в образовательном процессе в условиях современной школы;

2) выявить степень эффективности использования современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС;

3) разработать и внедрить комплекс мероприятий по теме проекта.

















I этап: Аналитический

t1586325910aa.gifТрудности в обучении детей с ОВЗ















Прежде чем перейти к изучению столь обширной темы, я учувствовала в дискуссии «Стим технологии в образовании», прослушала видео лекцию Мерсибо. «Интерактивные методы активизации речи у детей с задержкой речевого и психического развития». А так же прочла книги об арт терапии, введении в сказкотерапию, об использовании интерактивной доски на занятиях.

Работу над этим проектом я начала в сентябре 2018 года. И как всегда в начале учебного года, провела диагностику, где получила данные о речевом развитии учеников 1х классов, после обследования, мы провели психолого-педагогический консилиум где разработали индивидуальный план развития на каждого ребенка. На данном графике мы видим общие результаты детей 2х классов, всего детей с УО 18 человек.

100% из них, имеют недостатки в артикуляционной моторике, смазанное общее звучание у 58% детей, нарушения фонематического слуха у 83%, 70% дошкольников имеют нарушения звукопроизношения, 33% нарушения слоговой структуры, у 3 детей речи отсутствовала и у 1 ребенка, речь находилась на этапе становления, это 8% и 4% соответственно. t1586325910ab.gif



II этап. Практический

Для достижения максимально возможных успехов, повышения эффективности и разнообразия образовательного процесса , я решила использовать в своей работе современные методы образования.

Такие как Арт-терапия, Современные технологии логопедического и пальчикового массажа, современные технологии сенсорного воспитания и конечно же информационные технологии.

Что бы познакомится с Арт-терапевтическими технологиями, мною были прочитаны пособия Татариной Е.В. , Киселевой М.В.,Шевченко М.А., с целью получить представления о методиках работы с детьми в данном направлении. После ознакомления, я принялась разрабатывать планы занятий, опираясь на личностно-ориентированный метод. Таким образом, с каждым ребенком, проводилась работа с внедрением арт-терапевтических технологий, минимум 1 раз в неделю.

К арт-технологиям относится:

Музыкотерапия

Активная музыкотерапия – решает задачи психоэмоционального состояния

Пассивная музыкотерапия – Вокалотерапия(пение); танцетерапия; хоротерапия; коррекционная ритмика; психогимнастика.

Чаще всего мы использовали вокалотерапию, она применяется при коррекции ЗПР и нарушений речи; включает в себя работу с гласными звуками(громкость,внятность,красота речи); речевую гимнастику (развитие речевого дыхания, голоса, дикции, развитие фонематического слуха); развитие навыка(звукового,звукосилового,звукобуквенного анализа, подготовка к общей грамоте);

Пропевание гласных звуков оказывает воздействие на различные органы –

И- производят колебания в голове

Э-глотка,гортань,щитовидная и паращитовидная железы

О-средняя часть груди

ОУ-нижняя часть легких, сердце, печень, желудок

П-почки

ОО-ИИ-сердце

Помимо музыкотерапии, занятия строились с использованием имаготерапии, это и куклотерапия; образно-ролевая драмтерапия; психодрама; сказкотерапия; либропсихотерапия; библиотерапия

Помогает в коррекции коммуникативных проблем, страхов,агрессивности. Содействует расширению ролевого репертуара. Использование пересказа драмматического произведения, переход рассказа в заранее запланирнованные диалоги между взрослым и ребенком, развивает ситуацию. Имаготерапия Используется при нарушении поведения, страхах, нарушении коммуникативной среды.

-создает коммуникативную направленность каждого слова и высказывания ребенка;

- совершенствует лексикограмматические средства языка;

- совершенствует звуковые стороны речи;

- развивает диалогическую и монологическую речь;

- повышает эффективность игровой мотивации детской речи;

- приводит к взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Изотерапия – включает в себя лепку; нетрадиционное рисование; изготовление коллажей; живопись; дудлинг рисование(закорючек)

Она разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаевает психику ребенка. Раскрывает его потенциал, вдохновляет и открывает новые возможности.

А такое направление как Песочная терапия развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность, совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности, способствует расширению словарного запаса, помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, позволяют развивать фонематический слух и восприятие, способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений, помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма, повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.

После полученного опыта работы с детьми в данном направлении, мною было разработано выступления для метод.объединения на тему: «Создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе коррекционно-логопедической деятельности», «Сказкотерапия, как средство развития речи и коммуникации детей с ОВЗ».

К современным технологиям логопедического и пальцевого массажа относятся и  массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж травяными мешочками; массаж камнями; массаж зондами, зондозаменителями; массаж приборами Су-Джок терапии.

Эти технологии были использованы мной на каждом занятии с детьми, а после полученного опыта, я так же поделилась знаниями в педагогической гостинной в рамках работы опорной площадки, на тему : «Кинезиологическая гимнастика. Упражнение для развития межполушарного взаимодействия».

Это относится к Биоэнергопластике – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Следующая, используемая мной технология, сенсорного развития. С одной стороны, данная практика, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в школе и для многих видов труда. В своей работе я использую 2 направления, это

Цветотерапия (хромотерапия).

Креативная игротерапия (песочная терапия);

Занятия для сенсорного воспитания, были актуальны в первую очередь для детей с особенностями развития и аутизмом. С ними данная техника применялась на каждом индивидуальном логопедическом занятии.

Используя эти методы, у детей повысился интерес к занятиям, они лучше стали переключаться с одного вида деятельности на другой. Во-вторых, идет развитие речи и познавательных процессов. В-третьих, развивается мелкая моторика, что способствует становлению графомоторных навыков.

Отсюда можно сделать вывод, что учитель, применяя хромотерапию и песочную терапию в своей работе, решает главные задачи:

Сбережение здоровья ребенка

Развитие и коррекция нарушенных функций организма

Ну и конечно же, современные методы в образовании не могут быть отдалены от информационных технологий. Они могут быть использованы и для проведения занятий, как индивидуальных, например, по коррекции звукопроизношения, так и подгрупповых по развитию речи. Презентации могут быть использованы и для диагностики речевых нарушений, ведении речевых карт и заполнении документации, а так же даже для обучения чтению и развитию мелкой моторики







III этап Заключительный

t1586325910ac.gif

Итогами проведенной работы стали значительные улучшения речевого развития детей.

Нарушения артикуляционной моторики сохранилось лишь у 3х детей, смазанное звучание речи ушло у 90% этой группы, нарушения фонематического слуха и звукопроизношения сохранилось у 25% детей, слоговая структура улучшилась почти у всех дошкольников данной группы, а так же, 1 ребенок из 3х заговорил, и пополнил ряды тех, у кого речь на этапе становления.

Вывод: Таким образом, для современного обучения характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. При применении современных технологий и методов в образовании, занятия становятся более эффективными.



Список литературы:

Акименко В.М. Новые логопедические технологии

Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.

Бабина Е. С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010

Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста

Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.

Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.

Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением .

Правдива О. В. Логопедия. — М., 1973.

Сусанина И.В. Введение в арт-терапию: учебное пособие.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации