Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» для учащихся с ОВЗ

6
0
Материал опубликован 14 January 2018 в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовыми основаниями разработки программы учебного курса «Чтение и развитие речи» для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  являются:

-  Федеральный  закон  "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года".

-  Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

-  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15).

- Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вид под ред. В. В. Воронковой.

Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи программы обучения :

1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

 3. Учить самостоятельно работать с книгой.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

· развитие артикуляционной моторики;

 · формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

· развитие высших психических функций;

· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

 · развитие речи, владение техникой речи;

 · расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

 · коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

 

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

В процессе обучения чтению уделяется особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся VIII вида. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей учеников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально-благоприятный климата в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.

Уроки чтения для детей со сложной структурой дефекта организуются как объяснительное чтение и ставят перед собой задачи развития у учащихся навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, сообщения первоначальных сведений о природе и обществе, а также нравственного и эстетического воспитания учащихся. Объяснительное чтение предполагает обучение умению соблюдать паузы в интонации, логическое ударение, интонацию прямой речи. Уделяется большое внимание разбору содержания текста, раскрываются и уточняются понятия, выясняется значение отдельных слов. Обращается внимание на характер и речь персонажей. При разборе содержания, объяснении незнакомых слов демонстрируются картины, предметы, муляжи, макеты, кинофильмы и другие средства наглядности. Значительное место на уроках объяснительного чтения занимает неоднократное перечитывание текста и его частей. Обучение чтению является наиболее трудным разделом обучения языку у учащихся со сложной структурой дефекта.

Наряду с художественными произведениями в круг чтения  входят и научно - популярные статьи, которые не только читаются и разбираются, но и изучаются, в результате чего учащиеся получают определенные знания и умения, полезные советы, инструкции.

После завершения работы над очередной темой проводится обобщение пройденного к каждой теме. Учитель, заранее, подбирает произведения для дополнительного внеклассного чтения. Обобщению и повторению прочитанного помогают вопросы, имеющиеся в учебнике. Осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение,  объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.

Закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.  Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально - благоприятный климат в классе, разнообразные формы учебной деятельности, ситуация успеха, различные виды помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактические игры.

Осуществление возможной внеурочной деятельности по предмету достигается за счет участия в предметных неделях, участия в олимпиадах, предметных викторинах и конкурсах. 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Уроки чтения и развития речи имеют большое значение во всей системе учебно-воспитательной работы в школах для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Уроки чтения – это база, на которой строится все обучение, это основа для дальнейшего развития ученика.

Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяются представления детей об окружающей действительности, обогащаются их наблюдения.

Данная рабочая программа предполагает 4 часа в неделю при пятидневной рабочей неделе. Согласно годового календарного графика и учебного расписания общее число годовых часов составляет 136 ч: I четверть - 32 часа, II четверть - 32 часа, III  четверть - 40 часов, IV  четверть - 32 часа. Различия в количестве часов отражено в тематическом планировании.

Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

Тема

Количество часов

Здравствуй, школа!

1

Что такое хорошо…

15

Уж небо осенью дышало…

16

Народные сказки

12

О труде и трудолюбии

9

Произведения русских и зарубежных писателей

11

Идёт волшебница зима

14

Люби все живое

16

В стране чудес

10

Весна идет!

21

Лето наступило

11

ИТОГО:

136


ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижения определенных личностных и предметных результатов:

Личностные результаты:

·           Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

·           Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

·           Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

·           Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.

·           Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья».

·           Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

·           Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо).

·           Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар, строитель, швея, плотник.

   Предметные результаты

Минимальный уровень:

·           осознанное и правильное чтение текста вслух и про себя целыми словами;

·           ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

·           определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

·           участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

·           пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

 

Достаточный уровень:

·           чтение текста вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

·           ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

·           определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

·           чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

·           определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

·           чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

·           пересказ текста полностью и выборочно;

·           выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание чтения. Произведения устного народного творчества ( пословицы, скороговорки, загадки, потешки , заклички , песни, сказки, былины).Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения, .статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.

Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле.

Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

Навык чтения. Осознанное , правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Работа с текстом. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности , причинности и смысла читаемого . Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям, придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц , оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи. Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; название заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности

 

I четверть- 32часа

1

Чтение и анализ произведения В. Лебедева – Кумача «Здравствуй, школа!»

1

Работа над выразительностью. Работа по иллюстрациям учебника. Чтение  вслух, «про себя»  Словесное рисование.

Что такое хорошо…

2

Чтение и анализ произведения

Э. Шима «Брат и младшая сестра»

1

Чтение и анализ текста, выделение главной мысли, словесное рисование, выборочное чтение. Комбинированное чтение

3

Чтение и анализ произведения

 А .Седугина «Молоток»

1

Работа по содержанию, выделение главной мысли, словесное рисование. Обсуждение главных героев и их. поступков Чтение по цепочке.

4

Чтение и анализ произведения

Е. Пермяка «Пичугин мост»

2

Работа по содержанию, выделение главной мысли, словесное рисование,  составление плана пересказа. 

5

Чтение и анализ произведения

 В. Голявкина «Был не крайний случай»

1

Работа по содержанию, выделение главной мысли. Чтение по цепочке. Обсуждение главных героев и их. поступков

6

Чтение и анализ произведения по И.Дику «Счастливая ручка»

1

Работа по осознанию смысла читаемого. Комбинированное чтение. Словесное рисование.

7

Чтение и анализ произведения по Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда»

2

Работа по осознанию смысла читаемого, над выразительностью. Составление плана пересказа. Чтение по ролям.

8

Чтение и анализ произведения по Л. Давыдычеву «Виктор Макроусов».

2

Чтение и анализ текста, выделение главной мысли, словесное рисование, выборочное чтение.

9

Чтение и анализ произведения А. Гайдара «Тимур и его команда»

3

Чтение и анализ текста, выделение главной мысли, словесное рисование. Составление плана пересказа.

10

Чтение и анализ произведения В. Осеевой «Печенье»

1

Чтение по ролям, работа над выразительностью сознательностью и чтения.

11

Внеклассное чтение Л. Пантелеев «Буква «ты»»

1

Чтение по ролям, работа над выразительностью сознательностью и чтения. Чтение по цепочке.

Уж небо осенью дышало…

12

Чтение и анализ произведения по В. Пескову «Осенний лес»

1

Комбинированное чтение  и анализ текста, выделение главной мысли, словесное рисование.

13

Чтение и анализ произведения А. Твардовского «Лес осенью»

1

Чтение и анализ текста, работа над выразительностью, словесное рисование

14

Чтение и анализ произведения О.Высотской «Осеннее утро»

1

Чтение и анализ текста, работа над выразительностью словесное рисование. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем

15

Чтение и анализ произведения В.Гаршина «Лягушка - путешественница»

4

Чтение  текста, выделение главной мысли, словесное рисование, выборочное чтение. Работа по иллюстрации. Анализ ситуации сюжета, беседа по содержанию.

16

Чтение и анализ произведения И. Крылова «Стрекоза и муравей»

1

Чтение текста, работа над выразительностью, словесное рисование.

Анализ ситуации сюжета, беседа по содержанию

17

Чтение и анализ произведения по Д. Мамину-Сибиряку «Приемыш»

2

Работа по содержанию, выделение главной мысли, словесное рисование,  составление плана пересказа. Комбинированное чтение

18

Чтение и анализ произведения по Д. Мамину-Сибиряку «Тарас и Соболько»

1

Выборочное чтение, анализ ситуаций, составление пересказа.

19

Чтение и анализ произведения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

1

Работа над интонацией, выразительностью

20

Чтение и анализ произведения Н. Мишутина «Про лягушку - хохотушку»

2

Ролевое чтение, инсценировка ситуаций. Беседа по тексту, выборочное чтение.

21

Обобщающий урок по теме «Уж небо осенью дышало»

1

Сравнение стихотворений разных авторов. Составление устного рассказа о природе, с включением описания в своём крае. Словарная работа.

22

Внеклассное чтение 

Г. Скребицкий «Сиротка»

1

Чтение по ролям, работа над выразительностью сознательностью и чтения.

По плану: 32 часа

Дано:

II четверть

Народные сказки

1

Чтение и анализ произведения «Гуси - лебеди» (русская народная сказка)

3

Работа по составлению плана пересказа, подбор заголовков к частям рассказа, выборочное чтение. Рисование любимых сказок

2

Чтение и анализ произведения «Чудесный клад» (Молдавская сказка)

3

Чтение и анализ текста. Работа по содержанию, выделение главной мысли, словесное рисование,  составление плана пересказа. 

3

Чтение и анализ произведения «Росомаха и лисица» (Эвенкийская сказка)

2

Чтение и анализ текста. Работа по содержанию, выделение главной мысли, словесное рисование. Словесное рисование. Объяснение слов и выражений по словарю.

4

Чтение и анализ произведения «Отчего у зайца длинные уши» (Мансийская сказка)

1

Чтение и анализ текста. Работа по содержанию, выделение главной мысли, словесное рисование, работа по иллюстрации. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено

5

Чтение и анализ произведения «Лиса и волк» (Русская народная сказка)

1

Чтение и анализ текста. Работа по содержанию, выделение главной мысли,

6

Обобщающий урок по теме «Народные сказки»

1

 

7

Внеклассное чтение  Русская народная сказка «Зимовье»

1

Чтение по ролям, работа над выразительностью сознательностью и чтения.

О труде и трудолюбии

8

Чтение и анализ произведения К. Ушинского «Два плуга»

1

Чтение и анализ текста, выделение главной мысли, словесное рисование, выборочное чтение

9

Чтение и анализ русской сказки «Самое дорогое»

2

Работа по содержанию, чтение по ролям, составление иллюстраций к сказке

10

Чтение и анализ произведения басни И.А.  Крылова «Трудолюбивый медведь»

1

Чтение и анализ текста, выделение главной мысли

11

Чтение и анализ произведения «Айога» (Нанайская сказка)

1

Работа по составлению плана пересказа, подбор заголовков к частям рассказа, выборочное чтение.

12

Чтение и анализ произведения С. Маршака «Лодыри и кот»

1

Чтение и анализ текста, выделение главной мысли. Словесное рисование

13

Чтение и анализ произведения И. Крылова «Лебедь, щука и рак»

1

Чтение и анализ текста, выделение главной мысли. Работа по осознанию смысла читаемого, над выразительностью

14

Чтение и анализ произведения А. Тетивкина «Школа»

1

Работа над выразительностью и интонацией

15

Чтение и анализ произведения Е. Пермяка «Для чего руки нужны?»

1

Работа по содержанию, чтение по ролям, составление иллюстраций к рассказу.

Произведения русских и зарубежных писателей

16

Чтение и анализ произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

5

Чтение и анализ текста. Работа по содержанию, выделение главной мысли, словесное рисование

17

Чтение и анализ произведения Дж. Свифта «Гулливер в стране лилипутов»

3

Чтение и анализ текста, выделение главной мысли, словесное рисование.

18

Чтение и анализ произведения Братьев Гримм «Соломинка, уголек и боб»

2

Работа по содержанию, чтение по ролям, составление иллюстраций к рассказу. Работа над выразительностью.

19

Обобщающий урок по теме «Произведения русских и зарубежных писателей»

1

Анализ прочитанных произведений. Высказывание своих непосредственных суждений о прочитанном

По плану: 32 часа

Дано:

III четверть

Идет волшебница Зима

1

Чтение и анализ произведения И. Никитина «Встреча зимы»

1

Работа над интонацией, составление словесных иллюстраций. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем

2

Чтение и анализ произведения по И. Соколову-Микитову «Зима в лесу»

 

1

 

Работа по содержанию. Выделение в тексте слов, выражений по теме. Комбинированное чтение

3

Чтение и анализ произведения И. Антонова «Сад друзей»

1

Анализ ситуации сюжета, беседа по содержанию.

4

Чтение и анализ произведения И. Сурикова «Детство»

1

Анализ текста, выделение главной мысли, чтение по ролям

5

Чтение и анализ произведения Л. Толстого  «Филиппок»

2

Работа по составлению плана пересказа, подбор заголовков к частям рассказа, выборочное чтение.

6

Чтение и анализ произведения Н. Некрасова «Мужичок с ноготок»

1

Комбинированное чтение. Работа над интонацией, составление словесных иллюстраций

7

Чтение и анализ произведения Ю. Дмитриева «Для чего нужен снег»

1

Работа по содержанию. Выделение в тексте слов, выражений по теме.

8

Чтение и анализ произведения Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором»

1

Работа над интонацией, составление словесных иллюстраций

9

Чтение и анализ произведения Н. Носова  «Бенгальские огни»

2

Чтение и анализ текста, выделение главной мысли, словесное рисование, выборочное чтение

10

Чтение и анализ произведения М.  Пляцковского  «Какая бывает зима?»

1

Анализ текста, выделение главной мысли

11

Обобщающий урок по теме «Идет волшебница зима»

1

Анализ прочитанных произведений. Высказывание своих непосредственных суждений о прочитанном

12

Внеклассное чтение Рассказы

М. Пришвина

1

Чтение по ролям, работа над выразительностью сознательностью и чтения.

Люби все живое

13

Чтение и анализ произведения В. Костылева «Береза»

1

Анализ текста, выделение главной мысли Чтение, ответы на вопросы.

14

Чтение и анализ произведения Л.Н. Толстого «Как я ездил верхом»

2

Анализ текста, выделение главной мысли. Обсуждение главных героев и их. поступков.

15

Чтение и анализ произведения Н. Вагнер «Мальчик и дворовая собака»

2

Комбинированное чтение. Деление текста на части,

Озаглавливание его. Пересказ по плану.

16

Чтение и анализ произведения В. Тарасова «Четвероногий друг»

2

Обсуждение заглавия текста.

Чтение правильно, целыми словами.

Составление характеристик героев, подтверждая примерами из текста.

17

Чтение и анализ произведения М. Пришвина «Гаечки»

1

Анализ текста, выделение главной мысли Чтение, ответы на вопросы.

18

Чтение и анализ произведения М. Горького «Воробьишко»

3

Работа с текстом, выделение главной мысли. Работа по осознанию смысла читаемого, над выразительностью

19

Внеклассное чтение «Рассказы о животных» (Б. Житков, Е. Чарушин, Н. Пришвин)

1

Чтение, анализ работа над выразительностью сознательностью и чтения.

20

Чтение и анализ произведения А. Баркова «Пожарник Карл»

2

Чтение, анализ текста. Деление на части по  данному плану. Пересказ с опорой на текст.Рассматривание иллюстрации.

21

Чтение и анализ произведения по Г. Скребицкому «Медвежонок»

1

Анализ текста, выделение главной мысли. Описание внешности героя с использованием иллюстрации

22

Обобщающий урок по теме «Люби все живое»

1

Анализ прочитанных произведений. Высказывание своих непосредственных суждений о прочитанном

В стране чудес

23

Чтение и анализ произведения И. Токмаковой «В чудной стране»

1

Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем

24

Чтение и анализ произведения по А. Милну «Вини-Пух и все-все-все»

3

Работа над выразительностью. Работа по иллюстрациям учебника. Чтение  вслух, «про себя» .

25

Внеклассное чтение Волшебные сказки

2

Чтение по ролям, работа над выразительностью сознательностью и чтения.

26

Чтение и анализ произведения Л. Толстого «Золотой ключик»

4

Работа по содержанию, выделение главной мысли. Чтение по цепочке. Обсуждение главных героев и их. поступков

По плану: 40 часов

Дано:

IV четверть

Весна идет!

1

Чтение и анализ произведения Ф. Тютчева «Весенние воды»

1

Чтение и анализ текста, выделение главной мысли. Работа по осознанию смысла читаемого, над выразительностью

2

Народные приметы, загадки, пословицы о весне

1

Разбор примет. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение

3

Чтение и анализ произведения В. Ситникова «Утро»

1

Обсуждение заглавия текста.

Чтение правильно, целыми словами.

 

4

Чтение и анализ произведения Л. Толстого «Весна»

1

Чтение и анализ текста. Чтение правильно, целыми словами. Работа над выразительностью

5

Чтение и анализ произведения И. Никитина «Полюбуйся…»

1

Чтение и анализ текста. Рассматривание иллюстраций, подбор отрывки текста к иллюстрации.

6

Чтение и анализ произведения А. Платонова «Еще мама»

3

Обсуждение заглавия текста.

Чтение правильно, целыми словами. Чтение по ролям. Словесное рисование.

7

Внеклассное чтение Стихи о весне

1

Обсуждение заглавия текста.

Чтение правильно, целыми словами.

8

Чтение и анализ произведения Н. Саконской «Разговор о маме»

1

Работа по содержанию, чтение по ролям, составление иллюстраций к тексту.

9

Чтение и анализ произведения Л. Квитко «Бабушкины руки»

1

Обсуждение заглавия текста.

Чтение правильно, целыми словами.

10

Чтение и анализ произведения Е. Кононенко «Резеда»

1

Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем

11

Чтение и анализ произведения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

3

Выделение с помощью учителя главной мысли текста, высказывание своё отношение к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующие героев, события.

12

Чтение и анализ произведения А. Баркова «Яшка»

1

Анализ ситуации сюжета, беседа по содержанию.

13

Чтение и анализ произведения Ф. Тютчева «Весенняя гроза»

1

Чтение, анализ, ответы на вопросы по содержанию

14

Чтение и анализ произведения В. Орлова «Лесной цветок»

1

Чтение и анализ текста, выделение главной мысли. Работа по осознанию смысла читаемого, над выразительностью

15

Чтение и анализ произведения Н.Сладкова «Медведь и солнце»

1

Работа по осознанию смысла читаемого. Комбинированное чтение. Словесное рисование.

16

Обобщающий урок по теме «Весна идет»

1

Анализ прочитанных произведений. Высказывание своих непосредственных суждений о прочитанном

17

Внеклассное чтение Рассказы Н. Сладкова

1

Чтение по ролям, работа над выразительностью сознательностью и чтения.

Лето наступило

18

Чтение и анализ произведения И. Никитина «Вечер ясен и тих»

1

Анализ ситуации сюжета, беседа по содержанию.

19

Чтение и анализ произведения  К. Паустовского «Заботливый цветок»

1

Работа по содержанию, чтение по ролям, составление иллюстраций к тексту.

20

Чтение и анализ произведения Н. Некрасова «Крестьянские дети»

1

Ролевое чтение, инсценировка ситуаций. Беседа по тексту, выборочное чтение

21

Чтение и анализ произведения Н. Носова «Огородники»

2

Комбинированное чтение. Деление текста на части,

Озаглавливание его. Пересказ по плану

22

Чтение и анализ произведения И. Антонова «У речки»

1

Чтение и анализ текста, выделение главной мысли. Работа по осознанию смысла читаемого, над выразительностью

23

Чтение и анализ произведения  М. Пришвин «Золотой луг»

2

Комбинированное чтение. Деление текста на части,

Озаглавливание его. Пересказ по плану

24

Чтение и анализ произведения В. Драгунского «Третье место в стиле баттерфляй»

1

Работа по осознанию смысла читаемого. Комбинированное чтение. Словесное рисование.

25

Чтение и анализ произведения М. Бородицкой «Последний день учения»

1

Работа по содержанию, чтение по ролям, составление иллюстраций к тексту.

26

Обобщение по теме «Лето наступило»

1

Анализ прочитанных произведений. Высказывание своих непосредственных суждений о прочитанном

По плану: 32 часа

Дано:

За год: 136 часов

Дано:


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Средства обучения:

  • Наглядные пособия (динамические, статические).
  • Технические средства обучения: компьютер, проектор.

2. Рекомендуемая учебно-методическая литература:

       1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В. В. Воронковой; 4-е издание. М.: Просвещение, 2008.

       2. Смирнова З.Н.,  Гусева Г.М.  Чтение  4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение 2010 г.

3. Дополнительная литература:

 

1.  Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши.  – М.: Просвещение, 2005.

2.  Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.

3. Гусева Г.М. Уроки чтения в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя / Г.М.Гусева, Е.Н. Моргачева. – М.: Просвещение, 2007.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетради для закрепления произношения звуков». – М.: Гном-Пресс, 1998.

5. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г.Петровой. – М: Просвещение, 1976.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации