Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» для учащихся с ОВЗ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовыми основаниями разработки программы учебного курса «Чтение и развитие речи» для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида являются:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года".
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15).
- Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вид под ред. В. В. Воронковой.
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи программы обучения :
1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
3. Учить самостоятельно работать с книгой.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие артикуляционной моторики;
· формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
· развитие высших психических функций;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· развитие речи, владение техникой речи;
· расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
В процессе обучения чтению уделяется особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся VIII вида. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей учеников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально-благоприятный климата в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.
Уроки чтения для детей со сложной структурой дефекта организуются как объяснительное чтение и ставят перед собой задачи развития у учащихся навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, сообщения первоначальных сведений о природе и обществе, а также нравственного и эстетического воспитания учащихся. Объяснительное чтение предполагает обучение умению соблюдать паузы в интонации, логическое ударение, интонацию прямой речи. Уделяется большое внимание разбору содержания текста, раскрываются и уточняются понятия, выясняется значение отдельных слов. Обращается внимание на характер и речь персонажей. При разборе содержания, объяснении незнакомых слов демонстрируются картины, предметы, муляжи, макеты, кинофильмы и другие средства наглядности. Значительное место на уроках объяснительного чтения занимает неоднократное перечитывание текста и его частей. Обучение чтению является наиболее трудным разделом обучения языку у учащихся со сложной структурой дефекта.
Наряду с художественными произведениями в круг чтения входят и научно - популярные статьи, которые не только читаются и разбираются, но и изучаются, в результате чего учащиеся получают определенные знания и умения, полезные советы, инструкции.
После завершения работы над очередной темой проводится обобщение пройденного к каждой теме. Учитель, заранее, подбирает произведения для дополнительного внеклассного чтения. Обобщению и повторению прочитанного помогают вопросы, имеющиеся в учебнике. Осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.
Закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально - благоприятный климат в классе, разнообразные формы учебной деятельности, ситуация успеха, различные виды помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактические игры.
Осуществление возможной внеурочной деятельности по предмету достигается за счет участия в предметных неделях, участия в олимпиадах, предметных викторинах и конкурсах.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Уроки чтения и развития речи имеют большое значение во всей системе учебно-воспитательной работы в школах для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Уроки чтения – это база, на которой строится все обучение, это основа для дальнейшего развития ученика.
Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяются представления детей об окружающей действительности, обогащаются их наблюдения.
Данная рабочая программа предполагает 4 часа в неделю при пятидневной рабочей неделе. Согласно годового календарного графика и учебного расписания общее число годовых часов составляет 136 ч: I четверть - 32 часа, II четверть - 32 часа, III четверть - 40 часов, IV четверть - 32 часа. Различия в количестве часов отражено в тематическом планировании.
Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Тема |
Количество часов |
Здравствуй, школа! |
1 |
Что такое хорошо… |
15 |
Уж небо осенью дышало… |
16 |
Народные сказки |
12 |
О труде и трудолюбии |
9 |
Произведения русских и зарубежных писателей |
11 |
Идёт волшебница зима |
14 |
Люби все живое |
16 |
В стране чудес |
10 |
Весна идет! |
21 |
Лето наступило |
11 |
ИТОГО: |
136 |
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижения определенных личностных и предметных результатов:
Личностные результаты:
· Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
· Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
· Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
· Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
· Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья».
· Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
· Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо).
· Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар, строитель, швея, плотник.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
· осознанное и правильное чтение текста вслух и про себя целыми словами;
· ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
· определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
· участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
· пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
Достаточный уровень:
· чтение текста вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
· ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
· определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
· чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
· определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
· чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
· пересказ текста полностью и выборочно;
· выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание чтения. Произведения устного народного творчества ( пословицы, скороговорки, загадки, потешки , заклички , песни, сказки, былины).Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения, .статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения. Осознанное , правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Работа с текстом. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности , причинности и смысла читаемого . Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям, придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц , оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи. Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; название заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности
|
I четверть- 32часа |
|||
1 |
Чтение и анализ произведения В. Лебедева – Кумача «Здравствуй, школа!» |
1 |
Работа над выразительностью. Работа по иллюстрациям учебника. Чтение вслух, «про себя» Словесное рисование. |
Что такое хорошо… |
|||
2 |
Чтение и анализ произведения Э. Шима «Брат и младшая сестра» |
1 |
Чтение и анализ текста, выделение главной мысли, словесное рисование, выборочное чтение. Комбинированное чтение |
3 |
Чтение и анализ произведения А .Седугина «Молоток» |
1 |
Работа по содержанию, выделение главной мысли, словесное рисование. Обсуждение главных героев и их. поступков Чтение по цепочке. |
4 |
Чтение и анализ произведения Е. Пермяка «Пичугин мост» |
2 |
Работа по содержанию, выделение главной мысли, словесное рисование, составление плана пересказа. |
5 |
Чтение и анализ произведения В. Голявкина «Был не крайний случай» |
1 |
Работа по содержанию, выделение главной мысли. Чтение по цепочке. Обсуждение главных героев и их. поступков |
6 |
Чтение и анализ произведения по И.Дику «Счастливая ручка» |
1 |
Работа по осознанию смысла читаемого. Комбинированное чтение. Словесное рисование. |
7 |
Чтение и анализ произведения по Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда» |
2 |
Работа по осознанию смысла читаемого, над выразительностью. Составление плана пересказа. Чтение по ролям. |
8 |
Чтение и анализ произведения по Л. Давыдычеву «Виктор Макроусов». |
2 |
Чтение и анализ текста, выделение главной мысли, словесное рисование, выборочное чтение. |
9 |
Чтение и анализ произведения А. Гайдара «Тимур и его команда» |
3 |
Чтение и анализ текста, выделение главной мысли, словесное рисование. Составление плана пересказа. |
10 |
Чтение и анализ произведения В. Осеевой «Печенье» |
1 |
Чтение по ролям, работа над выразительностью сознательностью и чтения. |
11 |
Внеклассное чтение Л. Пантелеев «Буква «ты»» |
1 |
Чтение по ролям, работа над выразительностью сознательностью и чтения. Чтение по цепочке. |
Уж небо осенью дышало… |
|||
12 |
Чтение и анализ произведения по В. Пескову «Осенний лес» |
1 |
Комбинированное чтение и анализ текста, выделение главной мысли, словесное рисование. |
13 |
Чтение и анализ произведения А. Твардовского «Лес осенью» |
1 |
Чтение и анализ текста, работа над выразительностью, словесное рисование |
14 |
Чтение и анализ произведения О.Высотской «Осеннее утро» |
1 |
Чтение и анализ текста, работа над выразительностью словесное рисование. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем |
15 |
Чтение и анализ произведения В.Гаршина «Лягушка - путешественница» |
4 |
Чтение текста, выделение главной мысли, словесное рисование, выборочное чтение. Работа по иллюстрации. Анализ ситуации сюжета, беседа по содержанию. |
16 |
Чтение и анализ произведения И. Крылова «Стрекоза и муравей» |
1 |
Чтение текста, работа над выразительностью, словесное рисование. Анализ ситуации сюжета, беседа по содержанию |
17 |
Чтение и анализ произведения по Д. Мамину-Сибиряку «Приемыш» |
2 |
Работа по содержанию, выделение главной мысли, словесное рисование, составление плана пересказа. Комбинированное чтение |
18 |
Чтение и анализ произведения по Д. Мамину-Сибиряку «Тарас и Соболько» |
1 |
Выборочное чтение, анализ ситуаций, составление пересказа. |
19 |
Чтение и анализ произведения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» |
1 |
Работа над интонацией, выразительностью |
20 |
Чтение и анализ произведения Н. Мишутина «Про лягушку - хохотушку» |
2 |
Ролевое чтение, инсценировка ситуаций. Беседа по тексту, выборочное чтение. |
21 |
Обобщающий урок по теме «Уж небо осенью дышало» |
1 |
Сравнение стихотворений разных авторов. Составление устного рассказа о природе, с включением описания в своём крае. Словарная работа. |
22 |
Внеклассное чтение Г. Скребицкий «Сиротка» |
1 |
Чтение по ролям, работа над выразительностью сознательностью и чтения. |
По плану: 32 часа Дано: |
|||
II четверть |
|||
Народные сказки |
|||
1 |
Чтение и анализ произведения «Гуси - лебеди» (русская народная сказка) |
3 |
Работа по составлению плана пересказа, подбор заголовков к частям рассказа, выборочное чтение. Рисование любимых сказок |
2 |
Чтение и анализ произведения «Чудесный клад» (Молдавская сказка) |
3 |
Чтение и анализ текста. Работа по содержанию, выделение главной мысли, словесное рисование, составление плана пересказа. |
3 |
Чтение и анализ произведения «Росомаха и лисица» (Эвенкийская сказка) |
2 |
Чтение и анализ текста. Работа по содержанию, выделение главной мысли, словесное рисование. Словесное рисование. Объяснение слов и выражений по словарю. |
4 |
Чтение и анализ произведения «Отчего у зайца длинные уши» (Мансийская сказка) |
1 |
Чтение и анализ текста. Работа по содержанию, выделение главной мысли, словесное рисование, работа по иллюстрации. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено |
5 |
Чтение и анализ произведения «Лиса и волк» (Русская народная сказка) |
1 |
Чтение и анализ текста. Работа по содержанию, выделение главной мысли, |
6 |
Обобщающий урок по теме «Народные сказки» |
1 |
|
7 |
Внеклассное чтение Русская народная сказка «Зимовье» |
1 |
Чтение по ролям, работа над выразительностью сознательностью и чтения. |
О труде и трудолюбии |
|||
8 |
Чтение и анализ произведения К. Ушинского «Два плуга» |
1 |
Чтение и анализ текста, выделение главной мысли, словесное рисование, выборочное чтение |
9 |
Чтение и анализ русской сказки «Самое дорогое» |
2 |
Работа по содержанию, чтение по ролям, составление иллюстраций к сказке |
10 |
Чтение и анализ произведения басни И.А. Крылова «Трудолюбивый медведь» |
1 |
Чтение и анализ текста, выделение главной мысли |
11 |
Чтение и анализ произведения «Айога» (Нанайская сказка) |
1 |
Работа по составлению плана пересказа, подбор заголовков к частям рассказа, выборочное чтение. |
12 |
Чтение и анализ произведения С. Маршака «Лодыри и кот» |
1 |
Чтение и анализ текста, выделение главной мысли. Словесное рисование |
13 |
Чтение и анализ произведения И. Крылова «Лебедь, щука и рак» |
1 |
Чтение и анализ текста, выделение главной мысли. Работа по осознанию смысла читаемого, над выразительностью |
14 |
Чтение и анализ произведения А. Тетивкина «Школа» |
1 |
Работа над выразительностью и интонацией |
15 |
Чтение и анализ произведения Е. Пермяка «Для чего руки нужны?» |
1 |
Работа по содержанию, чтение по ролям, составление иллюстраций к рассказу. |
Произведения русских и зарубежных писателей |
|||
16 |
Чтение и анализ произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» |
5 |
Чтение и анализ текста. Работа по содержанию, выделение главной мысли, словесное рисование |
17 |
Чтение и анализ произведения Дж. Свифта «Гулливер в стране лилипутов» |
3 |
Чтение и анализ текста, выделение главной мысли, словесное рисование. |
18 |
Чтение и анализ произведения Братьев Гримм «Соломинка, уголек и боб» |
2 |
Работа по содержанию, чтение по ролям, составление иллюстраций к рассказу. Работа над выразительностью. |
19 |
Обобщающий урок по теме «Произведения русских и зарубежных писателей» |
1 |
Анализ прочитанных произведений. Высказывание своих непосредственных суждений о прочитанном |
По плану: 32 часа Дано: |
|||
III четверть |
|||
Идет волшебница Зима |
|||
1 |
Чтение и анализ произведения И. Никитина «Встреча зимы» |
1 |
Работа над интонацией, составление словесных иллюстраций. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем |
2 |
Чтение и анализ произведения по И. Соколову-Микитову «Зима в лесу»
|
1
|
Работа по содержанию. Выделение в тексте слов, выражений по теме. Комбинированное чтение |
3 |
Чтение и анализ произведения И. Антонова «Сад друзей» |
1 |
Анализ ситуации сюжета, беседа по содержанию. |
4 |
Чтение и анализ произведения И. Сурикова «Детство» |
1 |
Анализ текста, выделение главной мысли, чтение по ролям |
5 |
Чтение и анализ произведения Л. Толстого «Филиппок» |
2 |
Работа по составлению плана пересказа, подбор заголовков к частям рассказа, выборочное чтение. |
6 |
Чтение и анализ произведения Н. Некрасова «Мужичок с ноготок» |
1 |
Комбинированное чтение. Работа над интонацией, составление словесных иллюстраций |
7 |
Чтение и анализ произведения Ю. Дмитриева «Для чего нужен снег» |
1 |
Работа по содержанию. Выделение в тексте слов, выражений по теме. |
8 |
Чтение и анализ произведения Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором» |
1 |
Работа над интонацией, составление словесных иллюстраций |
9 |
Чтение и анализ произведения Н. Носова «Бенгальские огни» |
2 |
Чтение и анализ текста, выделение главной мысли, словесное рисование, выборочное чтение |
10 |
Чтение и анализ произведения М. Пляцковского «Какая бывает зима?» |
1 |
Анализ текста, выделение главной мысли |
11 |
Обобщающий урок по теме «Идет волшебница зима» |
1 |
Анализ прочитанных произведений. Высказывание своих непосредственных суждений о прочитанном |
12 |
Внеклассное чтение Рассказы М. Пришвина |
1 |
Чтение по ролям, работа над выразительностью сознательностью и чтения. |
Люби все живое |
|||
13 |
Чтение и анализ произведения В. Костылева «Береза» |
1 |
Анализ текста, выделение главной мысли Чтение, ответы на вопросы. |
14 |
Чтение и анализ произведения Л.Н. Толстого «Как я ездил верхом» |
2 |
Анализ текста, выделение главной мысли. Обсуждение главных героев и их. поступков. |
15 |
Чтение и анализ произведения Н. Вагнер «Мальчик и дворовая собака» |
2 |
Комбинированное чтение. Деление текста на части, Озаглавливание его. Пересказ по плану. |
16 |
Чтение и анализ произведения В. Тарасова «Четвероногий друг» |
2 |
Обсуждение заглавия текста. Чтение правильно, целыми словами. Составление характеристик героев, подтверждая примерами из текста. |
17 |
Чтение и анализ произведения М. Пришвина «Гаечки» |
1 |
Анализ текста, выделение главной мысли Чтение, ответы на вопросы. |
18 |
Чтение и анализ произведения М. Горького «Воробьишко» |
3 |
Работа с текстом, выделение главной мысли. Работа по осознанию смысла читаемого, над выразительностью |
19 |
Внеклассное чтение «Рассказы о животных» (Б. Житков, Е. Чарушин, Н. Пришвин) |
1 |
Чтение, анализ работа над выразительностью сознательностью и чтения. |
20 |
Чтение и анализ произведения А. Баркова «Пожарник Карл» |
2 |
Чтение, анализ текста. Деление на части по данному плану. Пересказ с опорой на текст.Рассматривание иллюстрации. |
21 |
Чтение и анализ произведения по Г. Скребицкому «Медвежонок» |
1 |
Анализ текста, выделение главной мысли. Описание внешности героя с использованием иллюстрации |
22 |
Обобщающий урок по теме «Люби все живое» |
1 |
Анализ прочитанных произведений. Высказывание своих непосредственных суждений о прочитанном |
В стране чудес |
|||
23 |
Чтение и анализ произведения И. Токмаковой «В чудной стране» |
1 |
Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем |
24 |
Чтение и анализ произведения по А. Милну «Вини-Пух и все-все-все» |
3 |
Работа над выразительностью. Работа по иллюстрациям учебника. Чтение вслух, «про себя» . |
25 |
Внеклассное чтение Волшебные сказки |
2 |
Чтение по ролям, работа над выразительностью сознательностью и чтения. |
26 |
Чтение и анализ произведения Л. Толстого «Золотой ключик» |
4 |
Работа по содержанию, выделение главной мысли. Чтение по цепочке. Обсуждение главных героев и их. поступков |
По плану: 40 часов Дано: |
|||
IV четверть |
|||
Весна идет! |
|||
1 |
Чтение и анализ произведения Ф. Тютчева «Весенние воды» |
1 |
Чтение и анализ текста, выделение главной мысли. Работа по осознанию смысла читаемого, над выразительностью |
2 |
Народные приметы, загадки, пословицы о весне |
1 |
Разбор примет. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение |
3 |
Чтение и анализ произведения В. Ситникова «Утро» |
1 |
Обсуждение заглавия текста. Чтение правильно, целыми словами.
|
4 |
Чтение и анализ произведения Л. Толстого «Весна» |
1 |
Чтение и анализ текста. Чтение правильно, целыми словами. Работа над выразительностью |
5 |
Чтение и анализ произведения И. Никитина «Полюбуйся…» |
1 |
Чтение и анализ текста. Рассматривание иллюстраций, подбор отрывки текста к иллюстрации. |
6 |
Чтение и анализ произведения А. Платонова «Еще мама» |
3 |
Обсуждение заглавия текста. Чтение правильно, целыми словами. Чтение по ролям. Словесное рисование. |
7 |
Внеклассное чтение Стихи о весне |
1 |
Обсуждение заглавия текста. Чтение правильно, целыми словами. |
8 |
Чтение и анализ произведения Н. Саконской «Разговор о маме» |
1 |
Работа по содержанию, чтение по ролям, составление иллюстраций к тексту. |
9 |
Чтение и анализ произведения Л. Квитко «Бабушкины руки» |
1 |
Обсуждение заглавия текста. Чтение правильно, целыми словами. |
10 |
Чтение и анализ произведения Е. Кононенко «Резеда» |
1 |
Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем |
11 |
Чтение и анализ произведения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» |
3 |
Выделение с помощью учителя главной мысли текста, высказывание своё отношение к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующие героев, события. |
12 |
Чтение и анализ произведения А. Баркова «Яшка» |
1 |
Анализ ситуации сюжета, беседа по содержанию. |
13 |
Чтение и анализ произведения Ф. Тютчева «Весенняя гроза» |
1 |
Чтение, анализ, ответы на вопросы по содержанию |
14 |
Чтение и анализ произведения В. Орлова «Лесной цветок» |
1 |
Чтение и анализ текста, выделение главной мысли. Работа по осознанию смысла читаемого, над выразительностью |
15 |
Чтение и анализ произведения Н.Сладкова «Медведь и солнце» |
1 |
Работа по осознанию смысла читаемого. Комбинированное чтение. Словесное рисование. |
16 |
Обобщающий урок по теме «Весна идет» |
1 |
Анализ прочитанных произведений. Высказывание своих непосредственных суждений о прочитанном |
17 |
Внеклассное чтение Рассказы Н. Сладкова |
1 |
Чтение по ролям, работа над выразительностью сознательностью и чтения. |
Лето наступило |
|||
18 |
Чтение и анализ произведения И. Никитина «Вечер ясен и тих» |
1 |
Анализ ситуации сюжета, беседа по содержанию. |
19 |
Чтение и анализ произведения К. Паустовского «Заботливый цветок» |
1 |
Работа по содержанию, чтение по ролям, составление иллюстраций к тексту. |
20 |
Чтение и анализ произведения Н. Некрасова «Крестьянские дети» |
1 |
Ролевое чтение, инсценировка ситуаций. Беседа по тексту, выборочное чтение |
21 |
Чтение и анализ произведения Н. Носова «Огородники» |
2 |
Комбинированное чтение. Деление текста на части, Озаглавливание его. Пересказ по плану |
22 |
Чтение и анализ произведения И. Антонова «У речки» |
1 |
Чтение и анализ текста, выделение главной мысли. Работа по осознанию смысла читаемого, над выразительностью |
23 |
Чтение и анализ произведения М. Пришвин «Золотой луг» |
2 |
Комбинированное чтение. Деление текста на части, Озаглавливание его. Пересказ по плану |
24 |
Чтение и анализ произведения В. Драгунского «Третье место в стиле баттерфляй» |
1 |
Работа по осознанию смысла читаемого. Комбинированное чтение. Словесное рисование. |
25 |
Чтение и анализ произведения М. Бородицкой «Последний день учения» |
1 |
Работа по содержанию, чтение по ролям, составление иллюстраций к тексту. |
26 |
Обобщение по теме «Лето наступило» |
1 |
Анализ прочитанных произведений. Высказывание своих непосредственных суждений о прочитанном |
По плану: 32 часа Дано: |
|||
За год: 136 часов Дано: |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Средства обучения:
- Наглядные пособия (динамические, статические).
- Технические средства обучения: компьютер, проектор.
2. Рекомендуемая учебно-методическая литература:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В. В. Воронковой; 4-е издание. М.: Просвещение, 2008.
2. Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Чтение 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение 2010 г.
3. Дополнительная литература:
1. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. – М.: Просвещение, 2005.
2. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
3. Гусева Г.М. Уроки чтения в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя / Г.М.Гусева, Е.Н. Моргачева. – М.: Просвещение, 2007.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетради для закрепления произношения звуков». – М.: Гном-Пресс, 1998.
5. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г.Петровой. – М: Просвещение, 1976.