Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках общепрофессиональнрго цикла и профессиональных модулей, а также во внеурочной деятельности студентов
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках общепрофессионального цикла и профессиональных модулей, а также во внеурочной деятельности студентов
В настоящее время происходит активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования, что приводит к информатизации образовательного процесса. Одним из важнейших требований, предъявляемых к современному преподавателю среднего профессионального образования, является уровень его - информационной компетенции, который и определяет его конкурентоспособность и профессионализм. Современному преподавателю помимо своих профессиональных обязанностей, дополнительно приходится заниматься воспитательной, научной, методической и управленческой деятельностью. В зависимости от того или иного вида деятельности ему необходимо использовать компьютерные или информационные технологии. Реализация ФГОС не может быть выполнена без качественной и систематической подготовки педагогического коллектива к применению на учебных занятиях информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Не исключением стали предметы общепрофессионального цикла и профессиональных модулей. Данные технологии позволяют получать, систематизировать, передавать и обрабатывать информацию, а также осуществлять коммуникацию между коллегами, учениками, родителями или их законными представителями, а также различными воспитательными и надзорными службами.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационные технологии - это система методов, средств, обеспечивающих обработку, хранение, передачу и отображение информации. Информационные технологии напрямую связаны с компьютерными технологиями.
Коммуникационные технологии определяют методы, средства взаимодействия человека с внешней средой. В данном случае компьютер обеспечивает индивидуальное многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации, где главной задачей является успешная адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Т.е. профессионализм педагогов складывается из синтеза компетенций, включающих в себя научно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющую.
Причин для внедрение в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий можно привести множество:
С его помощью можно более продуктивно обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов.
Набрать, отредактировать и распечатать текст или представить в электронном виде.
Накопленный материал может быть в случае необходимости легко скорректирован или дополнен.
Доступ к Интернету, может помочь в поиске и получении разнообразной и полезной информации.
Компьютер универсален, при работе с ним можно использовать все полезные наработки программного обучения, им можно заменить устаревающие средства наглядности.
При изучении общепрофессиональных и технических дисциплин можно безопасно наглядно продемонстрировать принцип действия узлов, механизмов, агрегатов и технологические процессы. Компьютер выступает как часть исследовательской установки, лабораторного практикума, на нем можно моделировать различные физическо-химические процессы.
В помощь предметнику для организации занятий в настоящее время выпускается множество учебных программ.
Разрабатывать самостоятельно тесты, использовать готовые программы или оболочки, проводить компьютерное тестирование.
Новые средства обучения, технологии могут быть эффективными только в том случае, когда педагог сам владеет ими в совершенстве. Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности студентов. При подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала; для закрепления знаний, в процессе контроля их качества; выполнении домашнего задания; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала; написание докладов, рефератов и т.д. Например, это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения: мультимедийные энциклопедии, электронные учебники; разработка уроков сопровождения с использованием цифрового проектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке и другие формы. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Я применяю ИКТ в образовательном процессе по таким направлениям как:
- подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы);
- мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
- внутрипредметные информационно коммуникационные технологии – использование на учебных занятиях пакета программ MS Office (Excel, Word, Publisher, Visio), справочные правовые системы;
- интерактивное обучение в индивидуальном режиме (дистанционном режиме);
- проведения лабораторных занятий и практических работ;
- обработка учащимися экспериментальных данных (построение таблиц, графиков, создание отчётов), при написании научных и исследовательских работ;
- контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
- использование сети Интернет в учебное время.
Использование ИКТ дает положительные результаты такие как:
- индивидуализация обучения;
- интенсификация самостоятельной работы студентов;
- повышение познавательной активности и мотивации;
- объем выполненных заданий больше, чем на обычном уроке;
- возможность выбора уровня трудности задания;
- возможность проявить индивидуальные творческие способности.
При этом важна роль учителя как наставника в организации эффективной учебной деятельности, направленной на формирование у учащихся знаний и способности применять их на практике.
Подводя итог использования информационно-коммуникационных технологий, я резюмирую, что на учебных занятиях существенно повышается эффективность, ускоряется процесс подготовки к уроку, обеспечивается наглядность, возможно использования большого количества дидактического материала, что позволяет сделать урок динамичным, наглядным и информационно насыщенным, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза. Использование ИКТ в образовательном процессе - один из способов повышения мотивации, обеспечивающий развитие творческой личности не только обучающегося, но и педагога. Помогает реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самообразование, самореализацию, учиться контролировать свою деятельность, оценивать собственные результаты, стремится к достижению положительных результатов, подчиняя свои действия поставленной цели.