Статья «Использование интерактивных тетрадей на уроках английского языка с целью повышения мотивации учащихся»
Использование интерактивных тетрадей на уроках английского языка с целью повышения мотивации учащихся
М.Э. Филонова, учитель английского языка
МАОУ «СОШ №78»
г. Кемерово, Кемеровская область
Английский язык уже долгие годы является основным иностранным языком для изучения в российских школах. Дети 8-10 лет, которые только начали свой путь в изучении столь сложного, но в то же время нужного предмета, слышат много аргументов, почему они «должны» учить язык. Английский – самый распространенный язык в мире. Английский открывает перед тобой много возможностей. Он сделает тебя привлекательнее для работодателя. Английский – это просто пропуск в мир знаний. Это все так. Но что эти слова значат для ребенка? Понимает ли второклассник слово «работодатель»? И что за сверхспособности будет иметь школьник, если он будет учить английский язык? Ребенок даже не задаст себе эти вопросы. Он просто будет учить английский, потому что заставляют! А ведь наши школьники продолжают показывать слабые знания английского на экзамене. Я долгое время искала ответ на вопрос о том, как мотивировать ученика на плодотворную работу на уроках. Ведь мотивация – главная сложность в этом деле. Мы все понимаем, как трудно бывает ребенку при знакомстве с грамматикой, выполнении домашних упражнений на начальном этапе изучения английского языка. Столкнувшись с трудностями и непониманием однажды, ребенок может потерять интерес к предмету навсегда. А ведь хорошее начало – залог успеха. Мы также знаем, как неинтересно бывает ребенку, который успешен в языке, на уроках в школе. Чем лучше ваш ребёнок знает английский, тем менее интересно ему будет заниматься английским в школе. Следуя словам Л.Н. Толстого, которые говорят о том, что всё, чему учат ученика, должно быть понятным и увлекательным, я нашла методику, применение которой уже показало обнадеживающие результаты. Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно. Школа налагает на ребенка обязательства выполнять домашние задания для получения оценки. Но ведь ему должен быть интересен сам процесс освоения нового языка, и он должен быть заинтересован прежде всего сам. Как сделать так, чтобы ребенок готовил домашние задания дома не потому, что надо, а потому, что сам захотел? Как мотивировать ребенка на успех? Ответ на этот вопрос мне помогли найти интерактивные технологии обучения. В современных реалиях для обеспечения эффективности на уроках иностранного языка на высоком уровне просто необходимо использование современных образовательных технологий. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что абсолютно все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Практически в каждом коллективе есть ученики, которые испытывают сложности в общении со своими одноклассниками, с учителем, стеснительные, застенчивые. Применение интерактивных тетрадей помогает им проявить себя творчески, раскрыть свой потенциал. Они сделали наши уроки необычными и увлекательными. Использовать данную методику – значит сделать урок современным и интересным для всех участников процесса.
Интерактивная тетрадь – это тетрадь, которая содержит в себе интерактивные шаблоны для изучения лексики по разным темам. Это также незаменимый способ преподнести грамматические правила ярко и сделать их запоминающимися, ведь большинство учеников не любят изучать грамматику. Систематичность в изучении грамматики необходима при изучении английского языка. Задача учителя – найти тот метод, который поможет разнообразить подачу грамматического материала подборкой интересных шаблонов и схем. С помощью интерактивных тетрадей можно сделать изучение грамматики увлекательным даже для самого скучающего ученика. Мной отмечено, что к данным шаблонам ученики возвращаются каждый раз, когда испытывают трудности. Их можно использовать и на этапе введения материала, и на этапе отработки материала, как демонстрационный материал, и, что самое важное, для повторения темы. Использование шаблонов помогает создать условия для практического использования различных конструкций, повторения материала. Известно, что основная цель уроков английского языка – научить общаться в новой языковой среде. Интерактивные тетради помогают ученику делать это, ориентируясь на собственные интересы. Ведь ребенок всегда с энтузиазмом и интересом делится именно тем, чем интересуется сам.
Мы, учителя, должны принимать во внимание то, что каждый ребенок отличается особенностями восприятия информации, и строить образовательный процесс с учетом этих особенностей. В зависимости от типа восприятия все люди делятся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов. Выбрав правильную форму подачи нового материала, мы имеем больше шансов, что ребенок усвоит необходимую информацию. Ребенок-визуал часто записывает информацию в блокнот. В данном случае очень полезно использование любых наглядных материалов. В интерактивных тетрадях мы используем шаблоны, рисунки, схемы, картинки. Дети-кинестетики лучше усваивают материал, если они попробуют что-то сделать, у них ярко выражена склонность к ручному труду. В интерактивной тетради мы на уроках вклеиваем шаблоны, представленные в виде кармашков с карточками, выдвигающихся элементов, шаблонов-гармошек, двигающихся картинок, окошек. В данном случае задействуется моторика, дети постоянно на уроках трогают и двигают элементы. Очевидно, что все это будет способствовать легкому усвоению любого материала ребенка-кинестетика. Дискреты всю полученную информацию на уроках должны изучить и в строгом порядке разложить по полочкам, перевести в схемы. Дискрет всегда думает о причине того или иного явления. Подача грамматического материала посредством интерактивных тетрадей является настоящим подспорьем для ребенка-дискрета при разучивании различных конструкций и выражений. Естественно, что ребенок, несмотря на свою принадлежность к тому или иному психологическому типу, должен пользоваться и другими органами чувств. А задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку развить все каналы восприятия. Именно от этого зависит успех всего обучения.
Интерактивные тетради – это инновационный формат подачи материала на уроках. Для учителя это способ компактно организовать информацию по каждой изучаемой теме, интерактивные элементы помогают сэкономить пространство, структурировать сложный грамматический материал, которого с каждым учебным годом становится все больше и больше. Применяя данную технологию, учитель помогает своим ученикам детально понять сложный материал и многократно повторять его. Также работа с интерактивными тетрадями развивает познавательный интерес и способствует развитию творческого потенциала каждого обучающегося, добавляет креатив и разнообразие в повседневные уроки.
Педагог должен дозировать использование данного метода на своих уроках. Не стоит прибегать к данной работе слишком часто. Ученики могут привыкнуть к разнообразию на занятиях и не воспринимать другие виды работы. Все хорошо в меру. Для учителя важно найти ту золотую середину, чтобы обеспечить некий баланс и держать детей в ожидании чего-то интересного и нового, чтобы в нужное время применить необходимый шаблон. Учитель может использовать их не только на уроке, но и задавать домашние задания с элементами интерактивных шаблонов. В этом случае ученики проявляют свою индивидуальность и фантазию, демонстрируют творческие способности, так они сами решают, как организовать свое пространство в тетради, сделать его приятным глазу, удобным для применения. Причем каждый ученик выполняет задания в соответствии со своими возможностями. Данная форма домашнего задания хороша тем, что к процессу ее выполнения дети могут привлекать родителей. Выполнение домашних заданий доставляет много хлопот и ребенку, и его родителям, но не в случае с интерактивными тетрадями. Родитель в процессе выполнения может похвалить ребенка. Это не может не сказаться на повышении мотивации у ребенка учить английский язык. Таким образом, поддерживается и интерес к самим тетрадям. Так, ученику на шаблоне в виде экрана телефона предлагается нарисовать картинку (сделать фото, как в телефоне) и подписать, что он делает на рисунке в данный момент, используя настоящее продолженное время. Получается, ученик словно подписывает фото. Ученик в силу своих способностей сам составляет предложение на английском языке, чем совершенствует свою грамматику и навыки письменной речи. Например, мы использовали шаблон холодильника с открывающейся дверцей, где в конвертиках предлагаются картинки с едой, которые нужно разложить по полкам холодильника. Тут удобно тренировать оборот there is/there are и some, any, no, исчисляемые и неисчисляемые существительные, совершенствовать лексические навыки. В таком случае ребенок делает домашние задания не потому, что надо, не для того, чтобы получить оценку. Он делает это по собственному желанию, потому что сам захотел, потому что интересно. Труд ученика должен быть ему приятным, а не принудительным. Эту задачу я себе и ставила, начав применять методику интерактивных тетрадей на своих уроках.
Каждая интерактивная тетрадь индивидуальна и не похожа на другие. Потому как индивидуален и каждый ученик. Задача педагога и состоит в том, чтобы способствовать развитию индивидуальности каждого ученика. Использование такого подхода в учебном процессе благотворно влияет на мотивацию, способствует расширению познавательных интересов ученика. Это своего рода эксклюзивный продукт, повторение которого невозможно.
Работая с данной технологией, я столкнулась только с одним недостатком данного метода. Это колоссальный труд учителя и его время. Все материалы готовятся заранее. Но, доказав себе как педагогу, что это один из путей достижения успешности, вспоминаю слова Л.Н. Толстого о том, что «чем труднее учителю, тем легче ученику». Поэтому недостатком такую работу совсем не считаю.
Новые требования общества к уровню образованности личности должны менять содержание, средства и методы педагогического процесса. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их творческого потенциала способствует формированию мотивации в учебе в целом. В современной школе учение должно быть с увлечением.