12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костоусова Елена Юрьевна1862
Преподаватель социально-экономических дисциплин БУ ПО ХМАО-Югры "Югорский политехнический колледж"
Россия, Ханты-Мансийский АО, Югорск
Материал размещён в группе «Интерактивные ресурсы для урока»

Костоусова Елена Юрьевна

БУ «Югорский политехнический колледж», г. Югорск, ХМАО-Югры


«Использование интерактивного метода «Перекрестный опрос» на этапе рефлексии»


Цель : повысить мотивацию педагогов к применению интерактивных методов обучения.


Задача:

- Познакомить педагогов с методом «Перекрестного опроса» используя приемы «Тонких и толстых вопросов» и «Ромашка Блума».

На сегодняшний день наиболее современной формой активных методов обучения являются - Интерактивные методы.


Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. (рис.1).

t1582188276aa.png

Рисунок 1 Интерактивный метод


Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.


Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности.

Студент может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

На стадии рефлексии при размышлении - демонстрация понимания пройденного можно использовать такой интерактивный метод, как «Перекрестный опрос».

При данном методе студентам предлагается составить по 5 вопросов (используя прием «Тонкие и толстые вопросы» или «Ромашка Блума»).

После чего студенты задают по одному вопросу любому учащемуся из группы. (При этом он сначала называет фамилию и имя студента, которому задается вопрос, а после озвучивает сам вопрос). Студент, давший правильный ответ, задает свой вопрос другому учащемуся. Если учащийся затрудняется ответить, то вопрос может быть переадресован другому участнику. При этом, за каждый правильный ответ, студент получает балл, за дополнение 0,5 балла.

Роль преподавателя при данном опросе – контролирующая. При необходимости преподаватель регулирует процесс, осуществляет контроль за временем и правильностью вопросов и ответов. В конце опроса студенты подсчитывают баллы. Преподаватель по результатам ставит оценки.

Теперь хотелось бы немного остановиться на самих приемах, используемых при составлении вопросов.


Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы подразумевают однозначные ответы, а толстые требуют рассуждения.

«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать информацию, текст.

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

обучает студента на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;

отрабатывает умение формулировать вопросы;

воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

При перекрестном опросе очень важно чтобы студенты не только давали правильные развернутые ответы, но и умели грамотно задавать вопросы.

К сожалению, нельзя не согласиться, что студенты не умеют задавать вопросы. Точнее, вопросы, задаваемые учащимися, являются односложными, в лучшем случае опирающимися только на факты.

Задача педагога научить студента правильно формулировать вопрос. Ведь вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет.

Поэтому необходимо создать условия, необходимые для успешного развития умения задавать вопросы.

Для эффективного использования приема «Тонкие и толстые» вопросы, можно студентам предложить клише вопросов.

Например

Тонкие ?

В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ.

Толстые ?

В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.

   Кто … ?
   Что …? 
   Когда … ?
   Может ...?
   Будет ...?
   Мог ли ...?
   Как звать ...? 
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?

 Дайте 3 объяснения, почему...? 
 Объясните, почему...?
 Почему Вы думаете ...?
 Почему Вы считаете ...?
 В чем различие ...? 

Какие факторы влияют….?

Что могло повлиять….?
 Предположите, что будет, если...?

С чем связано…?
 Что, если ...?

Вопросов должно быть столько, чтобы, отвечая на них, можно было бы полностью раскрыть изучаемую тему.


Прием «Ромашка Блума»

Задачу можно конкретизировать, используя другой прием, так называемую «ромашку Блума». Это систематика вопросов, основанная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Для осмысления полученной информации Блум предложил следующие шесть типов вопросов:

Простые

Уточняющие

Объясняющие

Творческие

Оценочные

Практические



Клише для формулирования вопросов

Простые. На проверку знания текста, фактической информации, которая в нём содержится.

Где? Как? Какая? Почему? Сколько? Куда? Зачем? Когда? Кто?

Уточняющие. Это провокацион-ные вопросы. Ответы на них, разумеется, могут быть как положительные, так и отрицательные.

Правда ли что…?, Правильно ли я понял (-а), что…?, Возможно ли…?

Объясняющие. Требуют умения видеть причинно-следственные связи. Однако если эти связи в тексте разъясняются, то из разряда объясняющих этот вопрос перейдёт в разряд простых.

Почему…?, Каким образом…? В связи с чем…?

Творческие. Содержат элементы предсказания. Обычно с частицей «бы».

Что было бы, если …?, Что бы ты сделал, если бы..?, Как изменилась бы ситуация, если бы..?

Оценочные. Требуют наличия чётких представлений о критериях оценки каких-либо событий, явлений.

Что характерно для данной ситуации…?,

Как вы относитесь к тому, что…?, Почему мы используем эти методы …?, Почему данный способ лучше чем…?, Чем одно отличается от другого?

Практические. Цель практических вопросов – проверить умение применять теоретические знания в деятельности

Где это может пригодиться?, Как Вы будете действовать в ситуации, когда…?, Как работает данный метод?, Как поступить в случае если…?, Где в обычной жизни можно наблюдать…?

Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании.

Т.о. студенты учатся грамотно и правильно формулировать вопросы. Кроме того, при перекрестном, опросе они должны знать ответы на задаваемые вопросы, для того чтобы оценить правильность полученного на вопрос ответа от оппонента.

Приемы «Тонкие и толстые вопросы» и «Ромашка Блума» - универсальны, и могут быть использованы на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы, пробуждающие интерес к теме, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, на стадии рефлексии при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что каждый метод должен соответствовать целям этапа, целям всего занятия и теме занятия. Не забывайте учитывать и тот факт, что активные слишком эмоциональны, поэтому вводить их надо постепенно, обучая учащихся дискуссии, вызывая положительные эмоции. Но главное помните, что больше всего учащиеся утомляются в бездействии.



Опубликовано в группе «Интерактивные ресурсы для урока»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.