Статья на тему «Использование интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Зуева Нина Александровна,
преподаватель русского языка и литературы
Интернет сегодня – правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации. А возможность ускорить поиск информации по той или иной теме или вопросу позволяет сэкономить массу учебного времени. Поэтому использование возможностей сети Интернет на уроках и во внеурочной деятельности стало нормой. Трудно найти методическое пособие, в котором давались бы практические рекомендации из опыта работы по данной теме.
Не все знают, что при использовании Интернет - ресурсов мобилизуется психическая активность обучающихся, совершенствуются практические умения и навыки; индивидуализируется процесс обучения; повышается интерес к урокам русского языка и литературы; активизируется познавательная деятельность; развивается творческий потенциал, урок делается современным.
Применение интернет - ресурсов помогают реализовать личностноориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей каждого обучающегося, их уровня обученности, склонностей. Студентам важно дать метод, путеводную нить для организации и приобретения знаний.
Электронные словари, энциклопедии, справочники, филологические сайты, толковые словари, сборники правил и нормативные документы, программы, методические разработки, научные статьи – вот неполный перечень ресурсов, к которым может обращаться педагог. Он также может обращать внимание обучающихся на тот или иной ресурс, давая, например, конкретные задания по его использованию.
Конечно, остается проблема отвлечения студентов от решения задач урока, вывод из этого только один – четкое планирование урока, в том числе поминутное. Применение возможно на каждом этапе урока, начиная с организационного момента до выдачи домашнего задания. А возможность проверить домашнее задание студента через социальные сети, облегчает труд преподавателя в несколько раз.
Примеры заданий по русскому языку с использованием ресурсов сети Интернет:
1. Работа с электронными словарями, библиотеками.
2. Использование интерактивных таблиц и схем при объяснении нового материала
3. Использование видеолекций
4. Электронные тесты, задания.
5. Участие во всероссийских интернет-олимпиадах
6. Поиск информации при организации проектной и исследовательской деятельности
7. Проведение виртуальных экскурсий
8. Проведение дистанционных мероприятий (например: дистанционная неделя русского языка и литературы, посвященная творчеству А.С.Пушкина https://урок.рф/library/pedagogicheskij_proekt_distantcionnaya_nedelya_russko_202400.html)
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео - сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.
Благодаря экранизированным произведениям русской классики, просмотру лекций ведущих преподавателей и критиков знания студентов, их интерес к чтению в целом возрастает. Использование возможностей сети Интернет дает положительные результаты: формирует компетенции, развивает творческие, исследовательские способности студентов, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные, помогает развитию познавательной деятельности у студентов и интереса к предмету, развивает у них логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
В образовательных целях можно использовать виртуальные путешествия в города и страны, изучаемые на уроке, посещение экспозиций научного содержания, музеев ученых и великих изобретений, ботанических садов и парков, а также предприятий, чья производственная технология может иллюстрировать теоретические знания. В данном контексте виртуальная экскурсия будет отличаться от традиционной лишь тем, что может быть организована и проведена в условиях учреждения.
Сегодня существует уже довольно больше количество готовых экскурсий и туров в сети Интернет, а их количество и качество постоянно растет. Кроме того, педагог может самостоятельно создавать виртуальные экскурсии, используя специальное программное обеспечение. Виртуальные экскурсии можно применять на различных уроках, как фрагментарно, так и как серию уроков по определенной тематике. К примеру, обучающимся гораздо интереснее было бы посетить музей А.С. Пушкина нежели прочитать о жизни и творчестве великого поэта в учебнике, или же просто услышав безусловно интересный рассказ педагога на уроке. Но виртуальная экскурсия позволяет погрузится в изучение темы всецело, но много будет зависеть от мастерства и умений педагога, использующего данный метод на своих уроках.
Можно организовать индивидуальную и групповую работу обучающихся по подготовке и проведению виртуальных экскурсий. В этом случае студенты, создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углубляют знания, полученные на уроках, осваивают приемы и методы исследовательской деятельности, развивают умения и навыки поиска необходимой информации.
Виртуальные экскурсии позволяют решить множество задач:
мотивировать обучающихся к самостоятельной творческой работе на примере проектных работ прошлых лет;
расширять знания по информационным технологиям;
повышать наглядности и научности обучения.
Ещё одной формой работы может быть дистанционные мероприятия. В рамках подобной формы была проведена дистанционная неделя русского языка и литературы, посвященной творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Проект реализовывался в социальной сети Вконтакте в общей группе ГБПОУ "Кизеловский политехнический техникум" https://vk.com/kizteh. Участниками проекта вступали обучающиеся техникума. Цель проекта: популяризация наследия А.С.Пушкина среди обучающихся техникума. Проект реализовывался в течение недели с 1 по 6 июня. Ежедневно в группе выкладывались задания по русскому языку и литературе, которые соответствовали изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходили за его пределы.
Были сформированны разнообразные задания и сопровождались разнообразной наглядной информацией: фотографии, иллюстрации, видеоэкскурсии, видеоматериалы. В рамках недели были проведены две олимпиады по литературе и русскому языку.
Разнообразие заданий позволило привлечь обучающихся разных курсов от 1 по 4. В течение недели приняли участие в проекте 30 обучающихся. Участники были награждены сертификатами, а победители конкурса знатоков русского языка и олимпиады по творчеству Пушкина дипломами.
В перспективе – это может быть дистанционная предметная неделя, которая предоставит возможность через продуктивную деятельность с использованием телекоммуникаций закреплять знания, полученные на уроках, развивать ключевые и предметные компетентности обучающихся, реализовывать творческий потенциал обучающихся и педагогов.
Литературные места России. Ссылки на виртуальные экскурсии.
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново | ||
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей) | | |
Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы | | |
Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского | | |
Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» | http://ypmuseum.ru/ru/muzey/virtualnye-ekskursii.html | |
Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина | | |
Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова | http://www.sholokhov.ru/museum | |
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина | ||
Красный Рог. Музей А.К. Толстого | http://galina-lukas.ru/article/1086 | |
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха" | | |
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково" | | |
Дом-музей Лескова Н.С. | http://www.leskov.org.ru/museum/ | |
Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова в Архангельской области | | |
Литературно-мемориальный музей И. А. Бунина в Ельце | http://bunin.niv.ru/bunin/museum/museum.htm | |
Дом-музей Анны Ахматовой и Николая Гумилева | http://prescott10.livejournal.com/14184.html | |
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедникМ.Цветаевой | http://www.elabuga.com/zvet/zvet.html | |
Дом творчества писателей Переделкино. | http://www.peredelkino-land.ru/pages/dom_tvorchestva_pisatelej | |
Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник.Пастернак. | http://chisto-muzei.ru/exponati/ | |
Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг» | http://musovstug.ru/Default.aspx | |
Музей-заповедник Д.И.Менделеева и А.А.Блока | | |
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово» | | |
Музей-заповедник "Усадьба "Мураново" им. Ф.И. Тютчева" | http://muranovo-museum.ru/ru/guide/usadba-i-park |
Список литературы:
1. Зарина С.Г. Использование интернет-ресурсов на уроках русского языка. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/10/18/statyaispolzovanie-internet-resursov-na-urokah-russkogo. Дата обращения 08.04.2017
2. Овчинникова И.Г.Информационно – коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ М.: Флинта, Наука; 2010
3. Родионова Т.А. Использование ИКТ-технологий на уроках русского языка и литературы. http://nsportal.ru/shkola/russkiyyazyk/library/2013/06/29/ispolzovanie-ikt-tekhnologiy-na-urokakhrusskogo-yazyka-i. Дата обращения 08.04.2014
4. http://www.uchitel-izd.ru/news/1962/131332/ Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы
Пролубщикова Наталья Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева
Кияйкина Наталья Федоровна
Галина Владимировна