Использование изученных речевых конструкций в самостоятельной (устной и письменной) речи обучающихся с нарушением слуха
Использование изученных речевых конструкций в самостоятельной
(устной и письменной) речи обучающихся с нарушением слуха
Ляпина Г.А.,
учитель начальных классов
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 г. Энгельса»
Обучая школьников с нарушением слуха оформлять в речи определения некоторых понятий, суждений, относящихся к содержанию разных учебных предметов, выражать речевыми средствами операции сравнения разных объектов, делать выводы, заключения, а также спрашивать и отвечать на вопросы, сообщать о результатах выполнения задания или собственных наблюдений, обращаться с поручениями к товарищу, учитель насыщает их речевой опыт готовыми предложениями. Он заботится об их лексической наполняемости и грамматической правильности, о разнообразии структур в той мере, какая присуща естественной нормированной речи.
Одна из важнейших задач в школе-интернате для глухих детей – развитие различных форм речи:
устной;
диалогической;
разговорной;
связной;
письменной.
Взаимодействие между устной и письменной формами в развитии связной речи приводит к более полному пониманию событий, явлений.
Несмотря на общую основу. Каждый из видов речи формируется со своими особенностями:
диалогическая - краткая, динамическая;
связная - планомерная, последовательная, состоящая из полных, развернутых, кратких предложений.
Употребляя предложения как речевые единицы, на которые проецируется весь категориальный строй языка (часть речи и их формы), учащиеся неосознанно усваивают словоизменение (склонение, спряжение), словосоединение и образование слов от корня. Языковым материалом во многих случаях выступают не только предложения, но и целые тексты, так что предметом усвоения становятся связи не только между словами, но и между предложениями.
Например, в 4 классе детей учат писать сочинения на заданную тему. С этой целью используются все формы речи, речевые конструкции, нацеленные на более полное и расширенное раскрытие заданной темы. Трудность состоит в том, что, отправляясь от конкретности, от реальности, данной в ощущениях и выраженной в словах, надо подняться до обобщения, используя элементы творчества. Помогут детям различные отработанные речевые конструкции, которые направлены на развитие грамматического строя речи, на умение правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий.
Важно расширить объём речевых средств для выражения временных, пространственных, причинных и других отношений. Постоянно уточнять видовременные значения глагола-сказуемого, который является стержнем предложения.
Задания по использованию речевых конструкций при составлении предложений:
Составьте предложение, в котором говорится о ребятах.
Что делают?
Кто?
Что?
Ребята собирают листья.
Добавляется картинка «В парке». Учитель снова выстраивает схему:
Что делают?
Кто?
Что?
Какой вопрос можно добавить?
Где?
Кто?
Что делают?
Что?
Где?
Задание «Слова перепутались».
Золотые ребята собирают в парке листья.
- Составьте по схеме предложение правильно.
У
Где?
чащиеся составляют предложение по схеме:
Что делают?
Кто?
Что?
Ребята собирают листья в парке.
- На какой вопрос отвечает это слово золотые?
- Какие?
- Куда добавить слово золотые?
- Золотые листья.
/Учащиеся читают предложение/
Кто?
Что делают?
Какие?
Что?
Где?
Ребята собирают золотые листья в парке.
медленно
тихо
печально
весело
радостно
Задание «Найди ошибку».Предлагается предложение:
Печально ребята собирают золотые листья в парке.
- На какой вопрос отвечает слово печально?
- Как?
- Какая тут ошибка? Выберите правильное слово?
- Весело.
Как?
Кто?
Что делают?
Какие?
Что?
Где?
Весело ребята собирают золотые листья в парке.
Задание «Слова пропали».
Убираются схема предложения и слова. Предлагается новое слово:
Осенью … …. …. … … … .
Учащимся предлагается восстановить предложение.
Какой вопрос к слову осенью?
Когда? ==?
Что делают?
Какие?
Что?
Где?
Кто?
Как?
Осенью весело ребята собирают золотые листья в парке.
Таким образом, с помощью речевых конструкций составляется полное предложение. Данное предложение может быть использовано при написании сочинения «Золотая осень».
Могут быть использованы и другие конструкции:
Как ты думаешь, можно ли так сказать:
- Осенние листья опали на дерево.
- Нет.
- Почему? Объясни.
Где начало сказки?
Предлагается серия картинок.
- Установи последовательность.
- Придумай к каждой картинке предложение.
Составь свою историю.
Предлагается картинка, где есть начало,
а продолжение ученик должен придумать сам.
Соедини предложение из нескольких простых предложений.
У берёзы золотые резные листья.
У осины багряные круглые листья.
У берёзы золотые резные листья, а у осины багряные круглые листья.
Все рассмотренные конструкции помогают учащимся правильно строить предложения, расширяют их словарный запас.
Всё в языке существует не изолированно, а в очень тесном переплетении, что и реализует коммуникативную направленность системы обучения языку при изучении грамматики: от речи к языку, от употребления – к анализу и специальному продуцированию тех конструкций, которые требуются.