Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
Копейского городского округа
Утверждено
решением педагогического совета
от 01.09.2020 г.протокол № 1
директор МОУ «СОШ № 13»
______________ Ю.Э.Туманова
Рабочая программа
по коррекции нарушений устной и письменной речи
Уровень образования (класс): начальное общее, класс 5-6
Количество часов по программе: 132ч
Учитель-логопед (Ф.И.О) Чугунова Наталья Юрьевна
Программа разработана на основе: Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Копейск 2020
Структура программы коррекционной работы:
Пояснительная записка
Направления коррекционной работы учителя–логопеда
Характеристика обучающихся с ЗПР, включающая основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей
Перспективный план работы с детьми с нарушением речи системного харрактера, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.
Календарно – тематическое планирование занятий с группами обучающихся с нарушением речи системного характера (5-6 класс)
1. Пояснительная записка
Цель программы
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с АООП НОО для детей с нарушением психологического развития, на основе ОБУП С(к)ОУ VII вида, и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с ЗПР в освоении АООП начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа обеспечивает сопровождение детей с ЗПР, обучающихся в общеобразовательной школе, в рамках деятельности ШПМПк (внутришкольного психолого – медико – педагогического консилиума). Зачисление и выпуск детей на логопедические занятия производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет 2 года.
Задачи программы
Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными ЗПР;
Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
Создание условий, способствующих освоению детьми с задержкой психического развития АООП начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ЗПР;
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ЗПР по вопросам их речевого развития.
Условия реализации программы коррекционной работы
Нормативно-правовое обеспечение:
Работа логопеда по сопровождению детей с ЗПР организуется на основании:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 5 ФЗ-273).
Приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 734)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
АООП НОО на основе рекомендация к учебному плану для детей с нарушением психологического развития.
Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. Т.Б. Бессоновой. М.: АПК и ППРО, 2010.
Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
Программа разработана с учетом диагностических данных обследования устной и письменной речи. За основу планирования взята авторская логопедическая программа коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников. Л.М.Козыревой, Программно-методические материалы «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо» О.А. Ишимова. С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение ,2014.
Психолого-педагогическое обеспечение:
– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;
– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);
– обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Для обследования уровня развития речи используется синтезированная экспресс методика на основе следующих программ:
Трубникова Н.М. Логопедическое обследование (Методические рекомендации) Уральский государственный педагогический университет
Лалаева Р.И. Венедиктова Л.В. Нарушение письма у младших школьников. Диагностика
Фотекова Т.А. Акутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.
Стребелева Е.А. Психолого – педагогическая диагностика развития детей.
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
– преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
– коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).
При планировании занятий использовалась авторская логопедическая программа коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников. Л.М.Козыревой, Программно-методические материалы «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо» О.А. Ишимова. С.Н. Шаховская.
Материально-техническое и информационное обеспечение
В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.
Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.
Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета»
2. Направления коррекционной работы
Программа коррекционной работы учителя – логопеда при сопровождении детей с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание (Приложение 1).
3. Характеристика обучающихся с ЗПР
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам.
Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.
Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным.
Распределение учебных часов по годам обучения учащихся с ОВЗ обучающихся по программе 7.1.
№ п/п | Разделы | Количество часов | |
1 | Диагностика учащихся | 5 класс | 6 класс |
5 | 4 | ||
2 | Коррекция устной и письменной речи | 61 | 62 |
| ИТОГО: | 66 | 66 |
Место курса.
учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся групповые (не более 3-5 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность логопедических занятий 1-2 раза в неделю, в зависимости от речевого нарушения. Продолжительность группового занятия 40 минут, индивидуального 20 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп-схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития, возрастным критерием. Общий объем учебного времени групповых занятий в год составляет 132 часа, 2 раза в неделю пятый и шестой классы. Индивидуальные занятия посещают 17 человек, 2 раза в неделю и один ребенок раз в неделю. Всего занятий в неделю – 35 (соответственно 17,5 часов).
Перспективный план работы с группами учащихся с нарушением речи системного характера
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приемов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения;
Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности:
а) принятие учебной задачи;
б) активное осмысление материала;
в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;
контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.;
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Работа над произносительной стороной речи.
Коррекция и развитие фонематических процессов:
Формирование полноценных фонематических процессов.
Формирование представлений о звукобуквенном составе слова.
Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
Коррекция лексической – грамматической стороны речи:
Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой культуры высказывания.
Установление логики (связности и последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
Отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Коррекция дизорфографии:
Обучать:
распознавать части речи и их основные признаки;
изменять слова по числам, родам и падежам;
определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
производить разбор слова по звуковому составу;
различать понятия словоизменение и словообразование;
выделять из текста слова, словосочетания и предложения;
устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;
устанавливать связи между частями сложного предложения;
составлять и анализировать сложное предложение.
Результаты освоения коррекционно-развивающей области на логопедических занятиях:
1. Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи детей:
- исправить дефектное звукопроизношение,
- сформировать звуко-слоговую структуру слова,
- развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез)
3. Сформировать лексический компонент речи:
- уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы;
- сформировать семантическую структуру слов;
- развить лексическую системность и семантические поля;
- закрепить парадигматические и синтагматические связи слов;
- сформировать парадигму словообразования;
- закрепить учебную лингвистическую терминологию;
- избавить словарный запас от слов – паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.
4. Сформировать грамматическую сторону речи учащихся:
- устранить имеющиеся аграмматизмы;
- закрепить категориальное значение различных частей речи;
- дифференцировать категориальное значение различных частей речи;
- уточнить грамматическое значение слов;
- сформировать грамматические и морфологические обобщения;
- сформировать парадигму словообразования;
- развить морфемный и морфологический анализ.
5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:
- сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;
- расширить фразу до необходимого объёма;
- развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.
6. Скоррегировать нарушения письменной речи: дислексию и дисграфию.
8. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:
- мышление – развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и сериация на основе различного речевого материала;
-свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение;
- зрительную и речеслуховую память;
- временные и пространственные представления;
- мелкую моторику.
9. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:
- Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу.
- Формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с учителем- логопедом деятельности.
10. Сформировать произвольную сферу через действия: целеполагания, планирования, рефлексии, самоанализа, оценки, волевой саморегуляции.
11. Минимизировать эмоциональные расстройства: проявления неуверенности, тревожности.
12. Формирование коммуникативных умений и навыков:
- самостоятельно планировать речевое высказывание;
- точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;
- конструировать диалогические и монологические высказывания;
- совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением.
13. Сформировать нравственные установки ребёнка через смысловое содержание речевого материала.
Тематическое планирование
по логопедической коррекции
для учащихся 5-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам
на 2020 – 2021 учебный год
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
| Орфограммы. Виды орфограмм | |
1 | Виды орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм | 1 |
2 | Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова | 1 |
3 | Правописание проверяемых согласных в корне в корне слова | 1 |
4 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 |
5 | Разделительные Ь и Ъ | 1 |
6 | Буквы И, У, А после шипящих. Раздельное написание предлогов с другими слова | 1 |
7 | Глагол как часть речи. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. | 1 |
8 | Правописание личных окончаний глаголов | 1 |
9 | Имя существительное как часть речи | 1 |
10 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
11 | Местоимение как часть речи | 1 |
| 3. Синтаксис, пунктуация, культура речи | |
12 | Синтаксис. Пунктуация | 1 |
13 | Словосочетание. Разбор словосочетания | 1 |
14 | Предложение | 1 |
15 | Нераспространённые и распространённые предложения | 1 |
16 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 |
17 | Определение | 1 |
18 | Обстоятельство | 1 |
19 | Предложения с однородными членами | 1 |
20 | Простые и сложные предложения | 1 |
21 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 |
| 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи. | |
22 | Фонетика. Система звуков русского языка. Гласные звуки | 1 |
23 | Согласные звуки | 1 |
24 | Согласные твердые и мягкие | 1 |
25 | Согласные звонкие и глухие | 1 |
26 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 |
27 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | 1 |
28 | Фонетический разбор слова | 1 |
| 5. Лексика. Культура речи | |
29 | Слово и его лексическое значение | 1 |
30 | Однозначные и многозначные слова | 1 |
31 | Прямое и переносное значение слов | 1 |
32 | Омонимы. Синонимы. Антонимы | 1 |
| 6. Морфемика. Орфография. Культура речи. | |
33 | Окончание – значимая часть слова | 1 |
34 | Основа слова | 1 |
35 | Корень – главная значимая часть слова | 1 |
36 | Суффикс – значимая часть слова | 1 |
37 | Приставка – значимая часть слова | 1 |
38 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 |
39 | Буквы з, с на конце приставок | 1 |
40 | Буквы а-о в корне –лаг-лож | 1 |
41 | Буквы а-о в корне –раст-рос- | 1 |
42 | Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 |
43 | Буквы и-ы после ц | 1 |
| 7. Морфология. Орфография. Культура речи | |
44 | Род имен существительных. Существительные общего рода | 1 |
45 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 |
46 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 |
47 | Три склонения имен существительных | 1 |
48 | Падеж имен существительных | 1 |
49 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 2 |
50 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 |
| 8. Имя прилагательное | |
51 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
52 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 |
| 9. Глагол | |
53 | Глагол как часть речи. Не с глаголами | 1 |
54 | Неопределенная форма глагола. Правописание –тся и –ться, -чь и –чься в глаголах (повторение) | 1 |
55 | Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида | 1 |
56 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 |
57 | Время глагола. Прошедшее время | 1 |
58 | Настоящее время. | 1 |
59 | Будущее время | 1 |
60 | Спряжение глаголов | 1 |
61 | Итоговый диктант. | 1 |
| Диагностика устной и письменно речи | |
по логопедической коррекции
для учащихся 6-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам
на 2020 – 2021 учебный год
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
| 1 Повторение изученного в 5 классе | |
1 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов | 1 |
2 | Части речи. Морфологический разбор слова | 1 |
3 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 |
4 | Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания | 1 |
5 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | 1 |
6 | Прямая речь. Диалог | 1 |
| 2 Лексика. Культура речи | 1 |
7 | Общеупотребительные слова | 1 |
8 | Профессионализмы | 1 |
9 | Диалектизмы | 1 |
10 | Новые слова (неологизмы) | 1 |
11 | Устаревшие слова | |
| 3 Фразеология. Культура речи | 1 |
12 | Морфемика и словообразование | 1 |
13 | Правописание чередующихся гласных О и А в корне -КАС- /-КОС- | 1 |
14 | Правописание чередующихся гласных О и А в корне -ГАР-/-ГОР-, -КЛАН/-КЛОН-, -ТВАР-/-ТВОР- | 1 |
15 | Правописание чередующихся гласных О и А в корне -ЗАР-/-ЗОР-, -ПЛОВ-/-ПЛАВ- | 1 |
16 | Правописание корней с чередующимися гласными Е-И | 1 |
17 | Буквы Ы и И после приставок на согласный | 1 |
18 | Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- | 1 |
19 | Соединительные гласные О и Е в сложных словах | 1 |
20 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 |
| 4 Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное | |
21 | Имя существительное как часть речи | 1 |
22 | Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные | 1 |
23 | Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -МЯ | 1 |
24 | Несклоняемые имена существительные | 1 |
25 | Род несклоняемых имен существительных | 1 |
26 | Имена существительные общего рода и их употребление в речи | 1 |
27 | НЕ с существительными | 1 |
28 | Согласные Ч и Щ в суффиксах -ЧИК-/-ЩИК- | |
29 | Правописание гласных в суффиксах -ЕК-/-ИК- | 1 |
30 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | 1 |
| 5 Имя прилагательное | 1 |
31 | Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе | 1 |
32 | Степени сравнения имен прилагательных | |
33 | Употребление прилагательных в сравнительной и превосходной степени | 1 |
34 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные | 1 |
35 | Относительные прилагательные | 1 |
36 | Притяжательные прилагательные | 1 |
37 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
38 | НЕ с именами прилагательными | 1 |
39 | Буквы О и Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 1 |
40 | Н и НН в суффиксах прилагательных | 1 |
41 | Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК- | 1 |
42 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 1 |
| 6 Имя числительное | 1 |
43 | Числительные простые и составные | |
44 | Мягкий знак в середине и на конце числительных | 1 |
45 | Порядковые числительные | 1 |
| 7 Местоимение | 1 |
46 | Разряды местоимений. Личные местоимения | 1 |
47 | Склонение личных местоимений | 1 |
48 | Возвратное местоимение себя | 1 |
49 | Вопросительные и относительные местоимения | 1 |
50 | Неопределённые местоимения | |
51 | Дефисное написание неопределённых местоимений | 1 |
52 | Отрицательные местоимения | 1 |
53 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях | |
54 | Притяжательные местоимения | 1 |
55 | Указательные местоимения | 1 |
56 | Определительные местоимения | 1 |
57 | Морфологический разбор местоимения | 1 |
| 8 Глагол | 1 |
58 | Наклонение глагола | 1 |
59 | Изъявительное наклонение глагола | 1 |
60 | Повелительное наклонение глагола | 1 |
61 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 |
62 | Итоговый диктант. | 1 |
| Диагностика устной и письменно речи | |
Литература
Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998 г.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.
Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.
Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001 г.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г.
Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г.
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г.