12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья21

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

Копейского городского округа





Утверждено


решением педагогического совета


от 01.09.2020 г.протокол № 1


директор МОУ «СОШ № 13»


______________ Ю.Э.Туманова



Рабочая программа


по коррекции нарушений устной и письменной речи


Уровень образования (класс): начальное общее, класс 5-6


Количество часов по программе: 132ч


Учитель-логопед (Ф.И.О) Чугунова Наталья Юрьевна


Программа разработана на основе: Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.











Копейск 2020

Структура программы коррекционной работы:

Пояснительная записка

Направления коррекционной работы учителя–логопеда

Характеристика обучающихся с ЗПР, включающая основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей

Перспективный план работы с детьми с нарушением речи системного харрактера, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.

Календарно – тематическое планирование занятий с группами обучающихся с нарушением речи системного характера (5-6 класс)



































1. Пояснительная записка

Цель программы

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с АООП НОО для детей с нарушением психологического развития, на основе ОБУП С(к)ОУ VII вида, и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с ЗПР в освоении АООП начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа обеспечивает сопровождение детей с ЗПР, обучающихся в общеобразовательной школе, в рамках деятельности ШПМПк (внутришкольного психолого – медико – педагогического консилиума). Зачисление и выпуск детей на логопедические занятия производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет 2 года.

Задачи программы

Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными ЗПР;

Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;

Создание условий, способствующих освоению детьми с задержкой психического развития АООП начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ЗПР;

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ЗПР по вопросам их речевого развития.

Условия реализации программы коррекционной работы

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопеда по сопровождению детей с ЗПР организуется на основании:

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 5 ФЗ-273).

Приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 734)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”

АООП НОО на основе рекомендация к учебному плану для детей с нарушением психологического развития.

Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"

Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. Т.Б. Бессоновой. М.: АПК и ППРО, 2010.

Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»

Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"


Программа разработана с учетом диагностических данных обследования устной и письменной речи. За основу планирования взята авторская логопедическая программа коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников. Л.М.Козыревой, Программно-методические материалы «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо» О.А. Ишимова. С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение ,2014.



Психолого-педагогическое обеспечение:

обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

Для обследования уровня развития речи используется синтезированная экспресс методика на основе следующих программ:

Трубникова Н.М. Логопедическое обследование (Методические рекомендации) Уральский государственный педагогический университет

Лалаева Р.И. Венедиктова Л.В. Нарушение письма у младших школьников. Диагностика

Фотекова Т.А. Акутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.

Стребелева Е.А. Психолого – педагогическая диагностика развития детей.

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

При планировании занятий использовалась авторская логопедическая программа коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников. Л.М.Козыревой, Программно-методические материалы «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо» О.А. Ишимова. С.Н. Шаховская.

Материально-техническое и информационное обеспечение

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.

Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета»





























2. Направления коррекционной работы

Программа коррекционной работы учителя – логопеда при сопровождении детей с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание (Приложение 1).



3. Характеристика обучающихся с ЗПР

 В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам.

Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным.









Распределение учебных часов по годам обучения учащихся с ОВЗ обучающихся по программе 7.1.




п/п

Разделы

Количество часов



1



Диагностика учащихся


5 класс

6 класс



5




4

2

Коррекция устной и письменной речи


61

62


ИТОГО:

66

66



Место курса.


учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся групповые (не более 3-5 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность логопедических занятий 1-2 раза в неделю, в зависимости от речевого нарушения. Продолжительность группового занятия 40 минут, индивидуального 20 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп-схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития, возрастным критерием. Общий объем учебного времени групповых занятий в год составляет 132 часа, 2 раза в неделю пятый и шестой классы. Индивидуальные занятия посещают 17 человек, 2 раза в неделю и один ребенок раз в неделю. Всего занятий в неделю – 35 (соответственно 17,5 часов).

Перспективный план работы с группами учащихся с нарушением речи системного характера



Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

устойчивости внимания;

наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

способности к запоминанию;

способности к переключению;

навыков и приемов самоконтроля;

познавательной активности;

произвольности общения и поведения;

Формирование полноценных учебных умений:

планирование предстоящей деятельности:

а) принятие учебной задачи;

б) активное осмысление материала;

в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;

контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.;

применение знаний в новых ситуациях;

анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Работа над произносительной стороной речи.

Коррекция и развитие фонематических процессов:

Формирование полноценных фонематических процессов.

Формирование представлений о звукобуквенном составе слова.

Формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

Коррекция лексической – грамматической стороны речи:

Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.

Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой культуры высказывания.

Установление логики (связности и последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.

Отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

Коррекция дизорфографии:

Обучать:

распознавать части речи и их основные признаки;

изменять слова по числам, родам и падежам;

определять род, число и падеж существительных и прилагательных;

производить разбор слова по звуковому составу;

различать понятия словоизменение и словообразование;

выделять из текста слова, словосочетания и предложения;

устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;

устанавливать связи между частями сложного предложения;

составлять и анализировать сложное предложение.



Результаты освоения коррекционно-развивающей области на логопедических занятиях:

  1. Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи детей:

- исправить дефектное звукопроизношение,

- сформировать звуко-слоговую структуру слова,

- развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез)

  3. Сформировать лексический компонент речи:

- уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы;

- сформировать семантическую структуру слов;

- развить лексическую системность и семантические поля;

- закрепить парадигматические и синтагматические связи слов;

- сформировать парадигму словообразования;

- закрепить учебную лингвистическую терминологию;

- избавить словарный запас от слов – паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.

  4. Сформировать грамматическую сторону речи учащихся:

- устранить имеющиеся аграмматизмы;

- закрепить категориальное значение различных частей речи;     

- дифференцировать категориальное значение различных частей речи;

- уточнить грамматическое значение слов;

- сформировать грамматические и морфологические обобщения;

- сформировать парадигму словообразования;

- развить морфемный и морфологический анализ.

  5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:

- сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;

- расширить фразу до необходимого объёма;

- развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.

   6. Скоррегировать нарушения письменной речи: дислексию и дисграфию.

   8. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:

- мышление – развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и сериация на основе различного речевого материала;

-свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение;

- зрительную и речеслуховую память;

- временные и пространственные представления;

- мелкую моторику.

9. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:

-  Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу.

- Формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с учителем- логопедом деятельности.

10. Сформировать произвольную сферу через действия: целеполагания, планирования, рефлексии, самоанализа, оценки, волевой саморегуляции.

11. Минимизировать эмоциональные расстройства: проявления неуверенности, тревожности.

12. Формирование коммуникативных умений и навыков:

- самостоятельно планировать речевое высказывание;

- точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

- конструировать диалогические и монологические высказывания;

- совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики;

- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;

- обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением.

13. Сформировать нравственные установки ребёнка через смысловое содержание речевого материала.



























Тематическое планирование

по логопедической коррекции

для учащихся 5-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2020 – 2021 учебный год

п\п

Тема

Кол-во часов

Орфограммы. Виды орфограмм


1

Виды орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм

1

2

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова

1

3

Правописание проверяемых согласных в корне в корне слова

1

4

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

5

Разделительные Ь и Ъ

1

6

Буквы И, У, А после шипящих. Раздельное написание предлогов с другими слова

1

7

Глагол как часть речи. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

1

8

Правописание личных окончаний глаголов

1

9

Имя существительное как часть речи

1

10

Имя прилагательное как часть речи

1

11

Местоимение как часть речи

1


3. Синтаксис, пунктуация, культура речи


12

Синтаксис. Пунктуация

1

13

Словосочетание. Разбор словосочетания

1

14

Предложение

1

15

Нераспространённые и распространённые предложения

1

16

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

17

Определение

1

18

Обстоятельство

1

19

Предложения с однородными членами

1

20

Простые и сложные предложения

1

21

Синтаксический разбор сложного предложения

1


4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи.


22

Фонетика. Система звуков русского языка. Гласные звуки

1

23

Согласные звуки

1

24

Согласные твердые и мягкие

1

25

Согласные звонкие и глухие

1

26

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1

27

Двойная роль букв е, ё, ю, я

1

28

Фонетический разбор слова

1


5. Лексика. Культура речи


29

Слово и его лексическое значение

1

30

Однозначные и многозначные слова

1

31

Прямое и переносное значение слов

1

32

Омонимы. Синонимы. Антонимы

1


6. Морфемика. Орфография. Культура речи.


33

Окончание – значимая часть слова

1

34

Основа слова

1

35

Корень – главная значимая часть слова

1

36

Суффикс – значимая часть слова

1

37

Приставка – значимая часть слова

1

38

Правописание гласных и согласных в приставках

1

39

Буквы з, с на конце приставок

1

40

Буквы а-о в корне –лаг-лож

1

41

Буквы а-о в корне –раст-рос-

1

42

Буквы ё-о после шипящих в корне

1

43

Буквы и-ы после ц

1


7. Морфология. Орфография. Культура речи


44

Род имен существительных. Существительные общего рода

1

45

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

46

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

47

Три склонения имен существительных

1

48

Падеж имен существительных

1

49

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

2

50

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

1


8. Имя прилагательное


51

Имя прилагательное как часть речи

1

52

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1


9. Глагол


53

Глагол как часть речи. Не с глаголами

1

54

Неопределенная форма глагола. Правописание –тся и –ться, -чь и –чься в глаголах (повторение)

1

55

Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида

1

56

Буквы е-и в корнях с чередованием

1

57

Время глагола. Прошедшее время

1

58

Настоящее время.

1

59

Будущее время

1

60

Спряжение глаголов

1

61

Итоговый диктант.

1


Диагностика устной и письменно речи












Тематическое планирование

по логопедической коррекции

для учащихся 6-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2020 – 2021 учебный год



п\п

Тема

Кол-во часов


1 Повторение изученного в 5 классе


1

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов

1

2

Части речи. Морфологический разбор слова

1

3

Орфограммы в окончаниях слов

1

4

Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания

1

5

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

1

6

Прямая речь. Диалог

1


2 Лексика. Культура речи

1

7

Общеупотребительные слова

1

8

Профессионализмы

1

9

Диалектизмы

1

10

Новые слова (неологизмы)

1

11

Устаревшие слова



3 Фразеология. Культура речи

1

12

Морфемика и словообразование

1

13

Правописание чередующихся гласных О и А в корне -КАС- /-КОС-

1

14

Правописание чередующихся гласных О и А в корне -ГАР-/-ГОР-, -КЛАН/-КЛОН-, -ТВАР-/-ТВОР-

1

15

Правописание чередующихся гласных О и А в корне -ЗАР-/-ЗОР-, -ПЛОВ-/-ПЛАВ-

1

16

Правописание корней с чередующимися гласными Е-И

1

17

Буквы Ы и И после приставок на согласный

1

18

Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-

1

19

Соединительные гласные О и Е в сложных словах

1

20

Морфемный и словообразовательный разбор слова

1


4 Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное


21

Имя существительное как часть речи

1

22

Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные

1

23

Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -МЯ

1

24

Несклоняемые имена существительные

1

25

Род несклоняемых имен существительных

1

26

Имена существительные общего рода и их употребление в речи

1

27

НЕ с существительными

1

28

Согласные Ч и Щ в суффиксах -ЧИК-/-ЩИК-


29

Правописание гласных в суффиксах -ЕК-/-ИК-

1

30

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

1


5 Имя прилагательное

1

31

Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе

1

32

Степени сравнения имен прилагательных


33

Употребление прилагательных в сравнительной и превосходной степени

1

34

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные

1

35

Относительные прилагательные

1

36

Притяжательные прилагательные

1

37

Морфологический разбор имени прилагательного

1

38

НЕ с именами прилагательными

1

39

Буквы О и Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

1

40

Н и НН в суффиксах прилагательных

1

41

Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК-

1

42

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1


6 Имя числительное

1

43

Числительные простые и составные


44

Мягкий знак в середине и на конце числительных

1

45

Порядковые числительные

1


7 Местоимение

1

46

Разряды местоимений. Личные местоимения

1

47

Склонение личных местоимений

1

48

Возвратное местоимение себя

1

49

Вопросительные и относительные местоимения

1

50

Неопределённые местоимения


51

Дефисное написание неопределённых местоимений

1

52

Отрицательные местоимения

1

53

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях


54

Притяжательные местоимения

1

55

Указательные местоимения

1

56

Определительные местоимения

1

57

Морфологический разбор местоимения

1


8 Глагол

1

58

Наклонение глагола

1

59

Изъявительное наклонение глагола

1

60

Повелительное наклонение глагола

1

61

Правописание гласных в суффиксах глаголов

1

62

Итоговый диктант.

1


Диагностика устной и письменно речи









Литература

Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998 г.


Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.


Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.


Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.


Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.


Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.


Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001 г.


Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.

Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001.


Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г.


Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г.

Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г.


Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г.































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.