Статья на тему «Подходы и решения при разработке логопедического обследования в школе для детей с ОВЗ»
Статья на тему «Подходы и решения при разработке логопедического обследования в школе для детей с ОВЗ»
Термин «инклюзивное образование» прочно входит в лексикон педагогов, и это неудивительно, поскольку специфика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках обычной школы считается одной из самых актуальных проблем для учителей, психологов, социальных работников и педагогов-логопедов в том числе.
Логопедическое сопровождение особенных детей в условиях общеобразовательной школы должно быть направлено на поиск наиболее подходящего пути коррекционной работы. Выполнение данного условия будет способствовать положительной адаптации ребёнка в обществе. Диагностическое обследование в школе считается важнейшим этапом работы, так как на этом шаге определяются факторы риска отдельных школьников с ОВЗ. В ходе проверки педагог-логопед фиксирует особенности развития всех компонентов речи.
Разработка логопедического обследования для детей с ОВЗ имеет особую специфику. Перед его началом необходимо собрать анамнез по каждому школьнику, детально зафиксировать в нём со слов родителей особенности развития ребёнка от рождения до текущего момента и условия жизни. Это необходимо для того, чтобы выявить причину нарушения и построить на результатах анкетирования дальнейшую программу коррекции.
Логопедическое обследование можно разделить на выявление коррекционных проблем в различных сферах развития:
социальное (здесь стоит обратить внимание на общение с другими детьми, эмоциональное состояние, средства общения и способности самообслуживания);
двигательное (сюда входит развитие общей моторики, возможностей кистей пальцев на руках, артикуляционного аппарата, уровень познавательной активности, внимание, запас необходимых знаний и сенсорное развитие);
речевое (здесь следует отметить особенности понимания обращённой к школьнику речи, её экспрессивность, словарный запас, грамматический строй, фонематические процессы, слоговую структуру, дыхание, голос и разборчивость произносимой речи).
Разработка логопедического обследования не может быть сумбурным и спонтанным процессом, поэтому она нуждается в чётком планировании. Сначала педагог-логопед составляет общий план мероприятия, указывает этапы работы и раскрывает их суть. Затем каждый этап подробно расписывается и последовательно связывается с другими. И только потом определяется формат работы (игра или урок) и подбирается логопедический материал к каждому занятию. При этом следует помнить, что каждый ребёнок индивидуален, и все инструменты для диагностики должны соответствовать состоянию его речевого развития.
Протокол логопедического обследования может быть содержать следующие пункты:
ФИО ребёнка и адрес его проживания;
информация о родителях;
жалобы родителей;
информация о раннем развитии;
строение и подвижность артикуляционного аппарата;
особенности речи;
уровень вербального интеллекта.
Диагностика общего развития школьников с ОВЗ помогает выяснить, на каком уровне находятся знания обследуемых. В связи с этим, разработка может включать в себя:
логопедические задания на определения цветов, геометрических форм и прочих характеристик предметов;
задания на понимание пространственно-временных закономерностей;
задания на знание базовых математических понятий;
задания на умение классифицировать предметы и др.
Для получения корректных данных диагностическое обследование желательно проводить в течение 1 часа.
После того, как обследование завершится, можно составлять заключение о речевом здоровье ребёнка. Полученные в ходе диагностики данные в обязательном порядке обсуждаются с родителями, и здесь педагог-логопед высказывает своё мнение о направлениях коррекционного сопровождения ребёнка. Если дальнейшая логопедическая поддержка необходима, то исходя из особенностей психофизиологического развития школьника педагог планирует индивидуальные или групповые занятия.
Регулярное логопедическое обследование поможет отследить качественную и количественную динамику уровня речевого развития у учащегося с ОВЗ за определённые периоды времени. Вместе с тем, диагностика поможет в организации дальнейшей работы по коррекции логопедических нарушений.