Статья на тему «Подходы и решения при разработке логопедического обследования в школе для детей с ОВЗ»

0
0
Материал опубликован 3 November 2020

Статья на тему «Подходы и решения при разработке логопедического обследования в школе для детей с ОВЗ»

Термин «инклюзивное образование» прочно входит в лексикон педагогов, и это неудивительно, поскольку специфика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках обычной школы считается одной из самых актуальных проблем для учителей, психологов, социальных работников и педагогов-логопедов в том числе.

Логопедическое сопровождение особенных детей в условиях общеобразовательной школы должно быть направлено на поиск наиболее подходящего пути коррекционной работы. Выполнение данного условия будет способствовать положительной адаптации ребёнка в обществе. Диагностическое обследование в школе считается важнейшим этапом работы, так как на этом шаге определяются факторы риска отдельных школьников с ОВЗ. В ходе проверки педагог-логопед фиксирует особенности развития всех компонентов речи.

Разработка логопедического обследования для детей с ОВЗ имеет особую специфику. Перед его началом необходимо собрать анамнез по каждому школьнику, детально зафиксировать в нём со слов родителей особенности развития ребёнка от рождения до текущего момента и условия жизни. Это необходимо для того, чтобы выявить причину нарушения и построить на результатах анкетирования дальнейшую программу коррекции.

Логопедическое обследование можно разделить на выявление коррекционных проблем в различных сферах развития:

социальное (здесь стоит обратить внимание на общение с другими детьми, эмоциональное состояние, средства общения и способности самообслуживания);

двигательное (сюда входит развитие общей моторики, возможностей кистей пальцев на руках, артикуляционного аппарата, уровень познавательной активности, внимание, запас необходимых знаний и сенсорное развитие);

речевое (здесь следует отметить особенности понимания обращённой к школьнику речи, её экспрессивность, словарный запас, грамматический строй, фонематические процессы, слоговую структуру, дыхание, голос и разборчивость произносимой речи).

Разработка логопедического обследования не может быть сумбурным и спонтанным процессом, поэтому она нуждается в чётком планировании. Сначала педагог-логопед составляет общий план мероприятия, указывает этапы работы и раскрывает их суть. Затем каждый этап подробно расписывается и последовательно связывается с другими. И только потом определяется формат работы (игра или урок) и подбирается логопедический материал к каждому занятию. При этом следует помнить, что каждый ребёнок индивидуален, и все инструменты для диагностики должны соответствовать состоянию его речевого развития.

Протокол логопедического обследования может быть содержать следующие пункты:

ФИО ребёнка и адрес его проживания;

информация о родителях;

жалобы родителей;

информация о раннем развитии;

строение и подвижность артикуляционного аппарата;

особенности речи;

уровень вербального интеллекта.

Диагностика общего развития школьников с ОВЗ помогает выяснить, на каком уровне находятся знания обследуемых. В связи с этим, разработка может включать в себя:

логопедические задания на определения цветов, геометрических форм и прочих характеристик предметов;

задания на понимание пространственно-временных закономерностей;

задания на знание базовых математических понятий;

задания на умение классифицировать предметы и др.

Для получения корректных данных диагностическое обследование желательно проводить в течение 1 часа.

После того, как обследование завершится, можно составлять заключение о речевом здоровье ребёнка. Полученные в ходе диагностики данные в обязательном порядке обсуждаются с родителями, и здесь педагог-логопед высказывает своё мнение о направлениях коррекционного сопровождения ребёнка. Если дальнейшая логопедическая поддержка необходима, то исходя из особенностей психофизиологического развития школьника педагог планирует индивидуальные или групповые занятия.

Регулярное логопедическое обследование поможет отследить качественную и количественную динамику уровня речевого развития у учащегося с ОВЗ за определённые периоды времени. Вместе с тем, диагностика поможет в организации дальнейшей работы по коррекции логопедических нарушений.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации