Использование краеведческой технологии на уроках русского языка и литературы: интеграция регионального контекста в образовательный процесс.
Использование краеведческой технологии на уроках русского языка и литературы: интеграция регионального контекста в образовательный процесс.
В современной педагогике актуализируется задача формирования у обучающихся не только предметных знаний и универсальных учебных действий, но и глубокой личностной связи с малой родиной, осознания её культурно-исторического наследия. Краеведческая технология, понимаемая как система методов и приемов, направленных на целенаправленное изучение и использование местного (регионального, локального) материала в образовательных целях, становится мощным инструментом для решения этой задачи на уроках русского языка и литературы. Её внедрение позволяет преодолеть абстрактность учебного материала, сделать его личностно значимым, способствует развитию познавательного интереса, патриотизма и культурной идентичности учащихся. Данная работа раскрывает потенциал, методы и практику применения краеведения в рамках этих дисциплин.
Краеведение в образовании опирается на ряд ключевых принципов:
Принцип регионализации образования: учет региональных особенностей при реализации федеральных образовательных стандартов (ФГОС).
Принцип интеграции: гармоничное включение краеведческого материала в содержание основных предметов без нарушения их логики.
Принцип научности: использование достоверных, проверенных источников информации о крае.
Принцип доступности и посильности: соответствие материала возрастным и психологическим особенностям учащихся.
Принцип систематичности и последовательности: поэтапное изучение краеведческого материала от простого к сложному.
Принцип связи с жизнью: прямое обращение к окружающей ученика действительности.
Принцип деятельностного подхода: активная самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и презентации краеведческой информации.
Нормативная база ФГОС ООО, ФГОС СОО подчеркивает важность:
* Формирования российской гражданской идентичности.
* Воспитания чувства патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.
* Осознания своей этнокультурной принадлежности.
* Развития мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
* Формирования целостного мировоззрения.
Краеведение является прямым инструментом реализации этих требований.
Цели и задачи использования краеведческой технологии
Основные цели:
Образовательные: углубление и конкретизация знаний по русскому языку и литературе через призму местного материала; развитие исследовательских навыков.
Развивающие:развитие познавательного интереса, критического мышления, творческих способностей, коммуникативных компетенций, умений работать с различными источниками информации.
Воспитательные: формирование патриотизма, гражданственности, уважения к истории и культуре родного края, бережного отношения к языку и литературному наследию; воспитание толерантности (в полиэтнических регионах).
На уроках русского языка и литературы возможно реализовать следующие конкретные задачи :
Русский язык: изучение местной топонимики, антропонимики, диалектной лексики; анализ языковых особенностей местных СМИ, документов, фольклора; практика письменной и устной речи на краеведческом материале.
Литература: знакомство с творчеством писателей и поэтов, связанных с краем; изучение произведений, отражающих местную историю, природу, быт; анализ образа малой родины в литературе; исследование литературной жизни края.
Реализации краеведческой технологии на уроках русского языка способствуют следующие методы и приемы:
Лингвистический анализ местного материала:
Топонимика: Исследование происхождения названий улиц, сел, рек, гор (урок по лексике, словообразованию, этимологии). Можно предложить учащимся задание: составить словарь местных топонимов с объяснением их значения и происхождения.
Антропонимика: изучение местных фамилий, имен, прозвищ (урок по ономастике). Задание: Проанализировать распространенные фамилии в классе/селе, связать с историей заселения края.
Диалектология: сбор и анализ диалектных слов, особенностей произношения и грамматики (урок по лексике, фонетике, грамматике). Задание: Записать диалектные слова от старожилов, составить мини-словарик, сравнить с литературной нормой.
Анализ языка СМИ и документов: чтение местных газет, сайтов, исторических документов с точки зрения стилистики, лексики, грамматических норм.
На уроках развития речи предлагаются следующие виды заданий:
Сочинения. Темы, связанные с родным краем ("Улица моего детства", "Легенда нашего озера", "Письмо другу о достопримечательностях города", "Почему я люблю свой край").
Изложения. На основе текстов краеведческого содержания (описания природы, исторические события, биографии земляков).
Устные выступления. Доклады, сообщения, презентации о результатах краеведческих мини-исследований по языку.
Интервью. Составление вопросов и проведение интервью со старожилами, носителями диалектов, местными журналистами или писателями (отработка диалогической речи).
Проектная деятельность. "Язык моего города" (анализ вывесок, рекламы), "Словарь забытых слов нашего края", "История в названиях улиц" и т.п.
Методика применения краеведческой технологии на уроках литературы.
1.Изучение творчества местных авторов:
* Анализ произведений писателей и поэтов, родившихся, живших или творивших в крае.
* Исследование темы малой родины в их творчестве.
* Сопоставление с творчеством "больших" русских писателей (общие темы, своеобразие).
2.Анализ произведений русской классики, связанных с краем:
* Изучение произведений, действие которых происходит в регионе или авторы которых посещали его (например, Чехов на Сахалине, Радищев в Сибири, Пушкин на Кавказе, Толстой в Ясной Поляне – как часть истории Тульского края).
* Сравнительный анализ описаний природы, быта, характеров местных жителей у разных авторов.
3.Литературное краеведение:
* Создание "литературной карты" края (места, связанные с писателями или событиями их произведений).
* Исследование истории литературных кружков, изданий, памятных мест в крае.
* Изучение отражения исторических событий края в литературе.
4.Фольклорные традиции:
* Сбор и анализ местных сказок, легенд, преданий, песен, пословиц и поговорок.
* Сопоставление с общерусским фольклором, выявление региональной специфики.
* Инсценирование фольклорных произведений.
5.Развитие творческих способностей:
* Литературные конкурсы на краеведческую тематику (стихи, рассказы, эссе).
* Составление экскурсионных маршрутов по литературным местам.
* Подготовка литературно-музыкальных композиций о родном крае.
Организационные формы реализации краеведческой технологии разнообразны, можно выделить :
1)Уроки разных типов:
* Урок-исследование (анализ диалектного текста).
* Урок-экскурсия (виртуальная или реальная по литературным местам).
* Урок-конференция (защита краеведческих проектов).
* Интегрированные уроки (литература + история, русский язык + география).
2)Внеурочная деятельность:
* Литературные кружки, краеведческие клубы.
* Факультативы ("Литературное краеведение", "Язык родного края").
* Проектная и исследовательская деятельность.
* Экскурсии в музеи, архивы, библиотеки.
* Встречи с местными писателями, журналистами, историками.
Ресурсная база для изучения краеведческого материала также разнообразна:
* Музеи, архивы, библиотеки (краеведческие отделы), памятные места, мемориальные доски.
* Краеведческая литература (энциклопедии, справочники, монографии), местные СМИ (газеты, журналы, сайты), интернет-ресурсы (региональные порталы, цифровые архивы).
* Учителя-энтузиасты, сотрудники музеев и библиотек, краеведы-любители и профессионалы, старожилы, родители.
* Использование цифровых карт, создание презентаций, видеороликов, веб-квестов, виртуальных экскурсий, онлайн-архивов.
Необходимо отметить положительные стороны использования краеведческой технологии:
-Повышение мотивации обучения. Личная заинтересованность учеников.
-Конкретизация знаний: абстрактные понятия наполняются местным содержанием.
-Развитие метапредметных умений: активно развиваются исследовательские, коммуникативные, информационные навыки.
-Главное, что происходит формирование ценностных ориентаций: любовь к малой родине, уважение к истории и культуре.
-Сохранение культурного наследия через сбор и систематизацию уникального местного материала.
-Социализация через установление связей с местным сообществом.
Но , к сожалению, у учителя возникает немало трудностей в реализации краеведческой технологии, которые педагог пытается преодолеть.
* Дефицит времени .
Решение проблемы: интеграция краеведения в основные темы, а не как "довесок"; использование части уроков и внеурочки.
* Недостаток методических разработок.
Решение проблемы :создание собственных материалов учителем, обмен опытом, использование региональных УМК (если есть).
* Нехватка источников информации.
Решение проблемы: активный поиск, сотрудничество с местными учреждениями культуры, опрос старожилов, использование интернета.
* Разный уровень подготовленности учащихся.
Решение проблемы: дифференциация заданий, групповая работа.
* Формальный подход ("для галочки").
Искренняя заинтересованность самого учителя, творческий подход увлекут и учащихся.
* Поверхностность.
Решение проблемы: исследовательский подход, работа с первоисточниками помогут избежать поверхностного изучения истории края.
Таким образом, становится понятно, что краеведческая технология является не просто модным трендом, а необходимым и эффективным педагогическим инструментом для достижения целей современного образования на уроках русского языка и литературы. Она позволяет оживить учебный процесс, наполнить его личностным смыслом для ученика, создать прочную связь между абстрактными знаниями и конкретной жизнью родного края. Использование местного материала – от диалектных слов и топонимов до творчества земляков-писателей и исторических преданий – развивает у учащихся языковое чутье, литературный вкус, критическое мышление, исследовательские навыки и, что самое главное, воспитывает подлинного гражданина и патриота, знающего и ценящего свои корни. Успешность внедрения краеведения зависит от системности, творчества учителя, его умения интегрировать местный контекст в образовательную программу и искренней заинтересованности в результатах. Как писал К. Д. Ушинский: "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным...". Краеведение – это и есть путь к такому "народному", глубоко личностному и национально ориентированному воспитанию и образованию на уроках русского слова.
Библиографический список
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3.Алексеева И.А. Русский язык: методика и практика преподавания. – М., 2002.
4. Бардадинова Ю.О. Краеведение на уроках русского языка и литературы как способ формирования национального самосознания личности – 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/kraevedenie-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-kaksposob-formirovaniya-nacionalnogo-samosoznaniya-lichnosti-643757.html