Использование краеведческой технологии на уроках русского языка и литературы: интеграция регионального контекста в образовательный процесс.

2
0
Материал опубликован 28 August

Использование краеведческой технологии на уроках русского языка и литературы: интеграция регионального контекста в образовательный процесс.

В современной педагогике актуализируется задача формирования у обучающихся не только предметных знаний и универсальных учебных действий, но и глубокой личностной связи с малой родиной, осознания её культурно-исторического наследия. Краеведческая технология, понимаемая как система методов и приемов, направленных на целенаправленное изучение и использование местного (регионального, локального) материала в образовательных целях, становится мощным инструментом для решения этой задачи на уроках русского языка и литературы. Её внедрение позволяет преодолеть абстрактность учебного материала, сделать его личностно значимым, способствует развитию познавательного интереса, патриотизма и культурной идентичности учащихся. Данная работа раскрывает потенциал, методы и практику применения краеведения в рамках этих дисциплин.

Краеведение в образовании опирается на ряд ключевых принципов:

Принцип регионализации образования: учет региональных особенностей при реализации федеральных образовательных стандартов (ФГОС).

Принцип интеграции: гармоничное включение краеведческого материала в содержание основных предметов без нарушения их логики.

Принцип научности: использование достоверных, проверенных источников информации о крае.

Принцип доступности и посильности: соответствие материала возрастным и психологическим особенностям учащихся.

Принцип систематичности и последовательности: поэтапное изучение краеведческого материала от простого к сложному.

Принцип связи с жизнью: прямое обращение к окружающей ученика действительности.

Принцип деятельностного подхода: активная самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и презентации краеведческой информации.

Нормативная база ФГОС ООО, ФГОС СОО подчеркивает важность:

*   Формирования российской гражданской идентичности.

*   Воспитания чувства патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.

*   Осознания своей этнокультурной принадлежности.

*   Развития мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

*   Формирования целостного мировоззрения.

Краеведение является прямым инструментом реализации этих требований.

Цели и задачи использования краеведческой технологии



Основные цели:

Образовательные: углубление и конкретизация знаний по русскому языку и литературе через призму местного материала; развитие исследовательских навыков.

Развивающие:развитие познавательного интереса, критического мышления, творческих способностей, коммуникативных компетенций, умений работать с различными источниками информации.

Воспитательные: формирование патриотизма, гражданственности, уважения к истории и культуре родного края, бережного отношения к языку и литературному наследию; воспитание толерантности (в полиэтнических регионах).

На уроках русского языка и литературы возможно реализовать следующие конкретные задачи :

Русский язык: изучение местной топонимики, антропонимики, диалектной лексики; анализ языковых особенностей местных СМИ, документов, фольклора; практика письменной и устной речи на краеведческом материале.

Литература: знакомство с творчеством писателей и поэтов, связанных с краем; изучение произведений, отражающих местную историю, природу, быт; анализ образа малой родины в литературе; исследование литературной жизни края.

Реализации краеведческой технологии на уроках русского языка способствуют следующие методы и приемы:

  Лингвистический анализ местного материала:

   Топонимика: Исследование происхождения названий улиц, сел, рек, гор (урок по лексике, словообразованию, этимологии). Можно предложить учащимся задание: составить словарь местных топонимов с объяснением их значения и происхождения.

    Антропонимика: изучение местных фамилий, имен, прозвищ (урок по ономастике). Задание: Проанализировать распространенные фамилии в классе/селе, связать с историей заселения края.

   Диалектология: сбор и анализ диалектных слов, особенностей произношения и грамматики (урок по лексике, фонетике, грамматике). Задание: Записать диалектные слова от старожилов, составить мини-словарик, сравнить с литературной нормой.

    Анализ языка СМИ и документов: чтение местных газет, сайтов, исторических документов с точки зрения стилистики, лексики, грамматических норм.

На уроках развития речи предлагаются следующие виды заданий:

  Сочинения. Темы, связанные с родным краем ("Улица моего детства", "Легенда нашего озера", "Письмо другу о достопримечательностях города", "Почему я люблю свой край").

   Изложения. На основе текстов краеведческого содержания (описания природы, исторические события, биографии земляков).

   Устные выступления. Доклады, сообщения, презентации о результатах краеведческих мини-исследований по языку.

  Интервью. Составление вопросов и проведение интервью со старожилами, носителями диалектов, местными журналистами или писателями (отработка диалогической речи).

Проектная деятельность. "Язык моего города" (анализ вывесок, рекламы), "Словарь забытых слов нашего края", "История в названиях улиц" и т.п.

Методика применения краеведческой технологии на уроках литературы.

1.Изучение творчества местных авторов:

    *   Анализ произведений писателей и поэтов, родившихся, живших или творивших в крае.

    *   Исследование темы малой родины в их творчестве.

    *   Сопоставление с творчеством "больших" русских писателей (общие темы, своеобразие).

2.Анализ произведений русской классики, связанных с краем:

    *   Изучение произведений, действие которых происходит в регионе или авторы которых посещали его (например, Чехов на Сахалине, Радищев в Сибири, Пушкин на Кавказе, Толстой в Ясной Поляне – как часть истории Тульского края).

    *   Сравнительный анализ описаний природы, быта, характеров местных жителей у разных авторов.

3.Литературное краеведение:

    *   Создание "литературной карты" края (места, связанные с писателями или событиями их произведений).

    *   Исследование истории литературных кружков, изданий, памятных мест в крае.

    *   Изучение отражения исторических событий края в литературе.

4.Фольклорные традиции:

    *   Сбор и анализ местных сказок, легенд, преданий, песен, пословиц и поговорок.

    *   Сопоставление с общерусским фольклором, выявление региональной специфики.

    *   Инсценирование фольклорных произведений.

5.Развитие творческих способностей:

    *   Литературные конкурсы на краеведческую тематику (стихи, рассказы, эссе).

    *   Составление экскурсионных маршрутов по литературным местам.

    *   Подготовка литературно-музыкальных композиций о родном крае.

Организационные формы реализации краеведческой технологии разнообразны, можно выделить :

1)Уроки разных типов:

    *   Урок-исследование (анализ диалектного текста).

    *   Урок-экскурсия (виртуальная или реальная по литературным местам).

    *   Урок-конференция (защита краеведческих проектов).

    *   Интегрированные уроки (литература + история, русский язык + география).

2)Внеурочная деятельность:

    *   Литературные кружки, краеведческие клубы.

    *   Факультативы ("Литературное краеведение", "Язык родного края").

    *   Проектная и исследовательская деятельность.

    *   Экскурсии в музеи, архивы, библиотеки.

    *   Встречи с местными писателями, журналистами, историками.

Ресурсная база для изучения краеведческого материала также разнообразна:

    *   Музеи, архивы, библиотеки (краеведческие отделы), памятные места, мемориальные доски.

    *   Краеведческая литература (энциклопедии, справочники, монографии), местные СМИ (газеты, журналы, сайты), интернет-ресурсы (региональные порталы, цифровые архивы).

    *   Учителя-энтузиасты, сотрудники музеев и библиотек, краеведы-любители и профессионалы, старожилы, родители.

*   Использование цифровых карт, создание презентаций, видеороликов, веб-квестов, виртуальных экскурсий, онлайн-архивов.

Необходимо отметить положительные стороны использования краеведческой технологии:

-Повышение мотивации обучения. Личная заинтересованность учеников.

-Конкретизация знаний: абстрактные понятия наполняются местным содержанием.

-Развитие метапредметных умений: активно развиваются исследовательские, коммуникативные, информационные навыки.

-Главное, что происходит формирование ценностных ориентаций: любовь к малой родине, уважение к истории и культуре.

-Сохранение культурного наследия через сбор и систематизацию уникального местного материала.

-Социализация через установление связей с местным сообществом.

Но , к сожалению, у учителя возникает немало трудностей в реализации краеведческой технологии, которые педагог пытается преодолеть.

*   Дефицит времени .

Решение проблемы: интеграция краеведения в основные темы, а не как "довесок"; использование части уроков и внеурочки.

*  Недостаток методических разработок.

Решение проблемы :создание собственных материалов учителем, обмен опытом, использование региональных УМК (если есть).

* Нехватка источников информации.

Решение проблемы: активный поиск, сотрудничество с местными учреждениями культуры, опрос старожилов, использование интернета.

*  Разный уровень подготовленности учащихся.

Решение проблемы: дифференциация заданий, групповая работа.

*  Формальный подход ("для галочки").

Искренняя заинтересованность самого учителя, творческий подход увлекут и учащихся.

*   Поверхностность.

Решение проблемы: исследовательский подход, работа с первоисточниками помогут избежать поверхностного изучения истории края.

Таким образом, становится понятно, что краеведческая технология является не просто модным трендом, а необходимым и эффективным педагогическим инструментом для достижения целей современного образования на уроках русского языка и литературы. Она позволяет оживить учебный процесс, наполнить его личностным смыслом для ученика, создать прочную связь между абстрактными знаниями и конкретной жизнью родного края. Использование местного материала – от диалектных слов и топонимов до творчества земляков-писателей и исторических преданий – развивает у учащихся языковое чутье, литературный вкус, критическое мышление, исследовательские навыки и, что самое главное, воспитывает подлинного гражданина и патриота, знающего и ценящего свои корни. Успешность внедрения краеведения зависит от системности, творчества учителя, его умения интегрировать местный контекст в образовательную программу и искренней заинтересованности в результатах. Как писал К. Д. Ушинский: "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным...". Краеведение – это и есть путь к такому "народному", глубоко личностному и национально ориентированному воспитанию и образованию на уроках русского слова.


Библиографический список 
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  
2.Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3.Алексеева И.А. Русский язык: методика и практика преподавания. – М., 2002. 
4. Бардадинова Ю.О. Краеведение на уроках русского языка и литературы как способ формирования национального самосознания личности – 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/kraevedenie-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-kaksposob-formirovaniya-nacionalnogo-samosoznaniya-lichnosti-643757.html 


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации