«Новые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы»
Учитель русского языка и литературы, немецкого языка Чапановой Н.В., высшая квалификационная категория
Вечерняя (сменная) школа №7 города Ульяновска
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы.
Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.
В настоящее время существует большое количество педагогических (дидактических) технологий, способствующих повышению качества обучения русскому языку, с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащихся:
- личностно-ориентированные технологии обучения (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, др.);1
- технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровой урок, система обучения на основе схемы и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова2,
К современным педагогическим технологиям относятся:
Предметно-ориентированные технологии
Технологии личностно-ориентированного обучения
Технология эвристического обучения
Диалоговые технологии
Игровые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии.
Все выше сказанное в основном относится для учащихся общеобразовательных учреждений. А что делать, если твои ученики – это уже взрослые люди, у которых имеются большие пробелы в знаниях и перерыв в учебе, многие из которых совсем не хотят продолжать свое обучение?
Не секрет, что предметы филологического цикла всегда были сложными предметами для изучения. Часть учащихся нашей школы обладают слабой памятью, читают по слогам, не могут устанавливать причинно-следственные связи, а некоторые безграмотны. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику учиться, преодолевая трудности.
Для этого учитель дифференцированно подбирает материалы к урокам. В начале урока формируется установка на успех: все должно получиться, если постараться. Снимается эмоциональное напряжение.
Бесспорным помощником в решении этих задач являются образовательные технологии.
Остановлюсь на технологиях, элементы которых применяю в своей практике:
1) предметно-ориентированные технологии.
Предметно-ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика. К ним относится
технология дифференцированного обучения. Учитель, работающий в рамках одной из предметно-ориентированных технологий, например технологии уровневой дифференциации, или концентрированного обучения, или вузовской технологии обучения в школе , руководствуется системным подходом в своей деятельности. Это относится как к содержанию образования, так и к развитию личности учащегося, что включает в себя среди прочих средств изменение содержания предмета. А содержание образования, как нам известно, на теоретическом уровне состоит из знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению. При дифференциации учащихся учителю необходимо опираться на следующее: общий уровень обученности, развития ученика; отдельные особенности психического развития; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам; интерес ученика к тому или иному предмету. Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. Карточки могут быть использованы для организации деятельности учеников на целый урок либо на 15-20 минут в зависимости от целеустановки.
Рассмотрим варианты разноуровневых карточек по теме 9-го класса, которые я использую на своих уроках, например, по теме: «Повторение материала, изученного в 5–8-х классах».
А I. Среди приведенных предложений найдите двусоставные и односоставные. Подчеркните грамматические основы. 1. Штурмана, знаешь, народ хитрый. 2. Вот желают нам, морякам, люди счастливого плавания… 3. Тихие рыболовы, как у нас.
II. Исправьте ошибки в приведенных предложениях. 1. Жажда к славе была для героя самым важным качеством. 2. В своем сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю. 3. На картине запорожцы о чем-то смеются и веселятся.
В I. Выполните синтаксический разбор предложений, дайте им характеристику. 1. В голове гудит от постоянного напряжения. 2. Мне вернули журнал лишь в конце недели. 3. Дама с собачкой вышла во двор.
II. Составьте предложения, употребив слова к счастью, безусловно, наконец в одном случае в качестве вводных слов, в другом – как члены предложения. В последних примерах определите, к какой части речи эти слова относятся.
С I. Произведите полный синтаксический разбор предложений, расставив недостающие знаки препинания. 1. Николка нахмурился и искоса как птица посмотрел на Василису. 2. Каюсь в скверном. 3. Что у вас делается?
II. Составьте два предложения, употребив слово как. В первом случае оно будет входить в состав сказуемого, во втором – в сравнительный оборот.
Применение на уроках русского языка и литературы разноуровневой дифференциации личностно-ориентированного обучения дает возможность каждому ученику, исходя из своих способностей, выбрать то или иное задание и получить соответствующую оценку. Часто на уроках царит атмосфера соревнования, кто лучше выполнит.
При оценивании устного ответа стараюсь обращать внимание только на положительные моменты с акцентом на то, что нужно исправить.
Преподавание русского языка, основанное лишь на материале учебника, является малоэффективным, так как многие не владеют должным уровнем техники чтения и не способны воспринимать учебный материал в такой форме. В связи с этим мной были разработаны карточки – информаторы, которые служат помощником при выполнении письменной работы. В данной карточке представлен готовый минимальный теоретический материал, особенно так необходимый для обучающихся с пробелами в знаниях.
Учащиеся, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые ученики выполняют задания по карточкам.
Для уроков литературы составляю буклеты, в которых содержится фактический и конкретный материал для изучения темы. Чаще всего в них представлены произведения большого объема. Итогом работы с буклетом служит зачет, проводимый в виде устного опроса или теста. Более сильным ученикам в буклете предлагается задание: написать сочинение-рассуждение.
2) технология личностно-ориентированного обучения
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование.
Применение метода проектной деятельности в вечерней школе при исправительной колонии помогает вовлечь учащихся в активный познавательный процесс, раскрыть их творческие способности, научить общению и подготовить их к дальнейшей жизни.
К сожалению, отсутствие интернета в школе и возможность учащимся пользоваться дополнительной литературой, затрудняет работу в этом направлении. Проекты получаются небольшие и непродолжительные.
Так примером такой работы можно назвать творческие проекты учащихся на тему «Что такое счастье?» или «Как я вижу человека амфибию» по одноименному роману А. Беляева.
3) игровые технологии
Среди многообразия игр, которые используются в работе с моими учениками в школе это дидактические игры. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, экскурсии, например, на уроке литературы в 10 классе при изучении творчества С. Есенина «Есенинские места»; уроки-викторины по творчеству писателей и поэтов; лингвистические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.
4) информационно-коммуникационные технологии
Я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе вечерней школы является актуальным и необходимым. В таких условиях учителю важно подготовить и провести урок с использованием ИКТ так, чтобы сделать его более ярким и увлекательным, формируя эмоционально положительное отношение к предмету.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
Для подготовки к занятиям я работаю по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов,
- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher)
- работа с ресурсами Интернет,
- создание онлайн-тестов.
На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию.
Таким образом, презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией.
обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор учащихся;
повышает производительность труда
Одним из наиболее удачных и применимых на уроках продуктов является CD «1С: Репетитор. Русский язык», «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации», обучающая программа –тренажёр «Фраза» и другие. На уроке их можно использовать в качестве дополнительного демонстрационного материала к объяснению учителя, урок проходит интереснее и разнообразнее, повышается качество усвоения нового материала. Мини-тесты позволяют лучше усвоить материал и проверить на уроке восприятие нового материала.
Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
Меня как учителя – практика особенно заинтересовала Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), представленная на Федеральном портале «Российское образование». При этом предмет «Русский язык» является обязательным экзаменом на государственной итоговой аттестации. Выстроить рационально процесс преподавания русского языка в выпускных классах, систематизировать, обобщить и повторить материал на более высоком уровне мне помогает использование цифровых образовательных ресурсов.
Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты).
В практике своей работы я использую «Энциклопедию русской литературы», мультимедиа-пособии из серии «Виртуальная школа» «Уроки литературы Кирилла и Мефодия»и «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», «Русская литература XVIII-XX век» и другие.
На этапах закрепления материала, контролируя знания и умения учащихся, обращаюсь к тестовому контролю. В 10-12 классах активно использую онлай-тесты. Электронный тестовый контроль позволяет ученику получить оценку своей деятельности сразу по завершении работы, в отличие от бумажного носителя. .Большой интерес у учащихся вызывает зачет в формате онлайн – тестирования (MyTestX), где по окончанию работы ребята сразу же видят результат, оценку и допущенные ошибки.
Электронное тестирование позволяет учащемуся более точно определить свои знания по предмету.
Тесты я провожу в качестве текущего, промежуточного и итогового контроля (зачет) преимущественно на уроках литературы.
В работе использую программу My Test. Ребята с удовольствием выполняют задания и подробно разбирают допущенные ошибки.
Считаю, что такие программы являются значимой частью обучения, а их достоинства - конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль, существенно повышают уровень обучения.
При подготовке к урокам использую следующие Интернет-ресурсы:
а) Справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
б) Издательский дом «Первое сентября», http://rus.1september.ru – газета «Литература», «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы», «Я иду на урок русского языка».
в) Словесник – http://www.slovesnik-oka.narod.ru
г) http://www.rusedu.ru/ – архив учебных программ содержит множество различных программ, презентаций, учебных пособий, рефератов.
д) http://fcior.edu.ru; http://eor.edu.ru. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
е) http://www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
ё) http://www.ege.edu.ru/ Официальный информационный портал ЕГЭ.
Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод - использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы решает следующие задачи:
экономия времени на уроке;
глубина погружения в материал;
повышенная мотивация обучения;
интегративный подход в обучении;
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.
Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае можно сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.
Библиографический список
1. Кирилина Л.И. Современные технологии обучения русскому языку как средство повышения качества образования в условиях модернизации и профессиональная компетентность учителя. Современные наукоемкие технологии.№6,-М., 2005г .
2.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 2009.
3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
4.Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия.- СПб, 2003.
5.Ермолаева, М.Г. Современный урок . – М., 2005.
6.Власова Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных образовательных стандартов. -Спб, 2012г.
7.Баев П.М. Играем на уроках русского языка. – М., 1989
8.Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005. (Серия
«Педагогическая мастерская»).
9.Пугачёва Н. Б. Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности общеобразовательного учреждения . Завуч, 2005, № 3.
10.Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Магистр, 2007.
11.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.
12.Ю.С, Меженко, Т.Н. Ситникова. Пособие "Школьный курс русского языка в опорных конспектах". - Житомир.2012г.
1Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.
2 В.Ф.Шаталов “Эксперимент продолжается” . -М.,1998...
9