12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Вдовин Юрий Анатольевич1323
Преподаватель, увлеченный своей работой
Россия, Ивановская обл., Южа
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
13

Статья «Использование квест-технологии для развития УУД при преподавании естественных наук»

 Использование квест-технологии для развития УУД

при преподавании естественных наук

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели.

К сожалению, традиционный урок, являющийся ведущей формой проведения занятия, без применения инновационных педагогических технологий не может полностью удовлетворить требования, утверждённые в ФГОС, таким образом, нарушает требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Мы можем сколь угодно долго спорить об эффективности методик, форм уроков, но ФГОС расставляет все точки в этом вопросе, приводя особые требования к современным урокам. Следовательно, необходимо расширять возможности уроков применяя инновационные методы или заменяя традиционную форму урока на активные и интерактивные формы.

Нормативные документы вырисовывают следующий портрет выпускника:

Любознательный, активно познающий мир;

Владеющий основами умения учиться;

Любящий свой край и свою Родину;

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение

Но при всем при этом современный обучающийся испытывает ряд проблем, мешающих реализации названой программы:

Информационная перегруженность;

Высокая конкуренция;

Дефицит времени;

Рост ответственности за свой выбор.

Между требованиями ФГОС и возможностями школы при традиционной форме проведения уроков поникает непреодолимая пропасть.

В данной ситуации становятся актуальными работы, направленные на изучение и внедрение активных и интерактивных форм обучения, отвечающих требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов и потребностям современного общества и обучающихся.

Игровые технологии, в том числе квесты, по многим показателям в данной ситуации встают на передний план.

С английского языка слово «квест» переводится как поиск. Данная технология перешла в образовательную деятельность из игрового мира, где квестом обозначается приключенческая игра, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.

Почему квест работает?

Квест - нестандартный урок, значит интересный.

Квест – игра. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» (М. Горький)

Во время квеста дети проигрывают ситуации, пропускают все через себя, делают их частью себя.

Очень полезен для преподавателя тот факт, что квест может выступать как универсальное средство.

В квесте можно организовать как групповую, так и индивидуальную форму работы.

В качестве места проведения можно использовать как один класс, так и все образовательное учреждение или перенести его в интернет-пространство и превратить в WEB-КВЕСТ.

В игру можно включить как один учебный предмет, так и несколько (провести комбинированный урок).

Кроме того, преподаватель может сделать квест линейным, штурмовым или кольцевым, вследствие чего ни устоит не одна аудитория.

Квест-технологию можно применять в самых различных ситуациях, но наиболее эффективно данная технология работает в следующих случаях:

1. При организации первого урока курса. В таком случае положительный настрой и мотивация изучения учебного предмета долгое время сохраняется.

2. При организации урока контроля знаний. В данном случае на первом же этапе урока у обучающихся снимается нервное напряжение, что уже способствует к более высокому результату выполнения работы.

3. При организации внеурочной деятельности.

Включение квест-уроков или элементов во внеурочную деятельность также дает положительные результаты. Как правило, обучающиеся бывают враждебно настроены к внеаудиторной самостоятельной работе, считая её принуждением. При организации подобной игры агрессивный настрой полностью пропадает.

4. В профориентационной деятельности образовательного учреждения.

Наибольшие результаты данная технология проявляет себя в профориентационной работе, так как нестандартная форма проведения мастер-класса в виде поисковой игры привлекает детей. Особенно это полезно для учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Применение квест-технологии во многом служат достижению важных целей урока:

Образовательных - вовлечение каждого в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности участников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающих - развитие интереса к предмету деятельности, творческих способностей, воображения участников; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.

Воспитательных - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, здоровье сбережение.

Данная технология способствует развитию творческого мышления, воображения обучающихся, способствует повышению мотивации к изучению предмета, положительно влияет на развитие навыков поиска, анализа информации, умение хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию. А интерактивность технологии служит к выполнению требований ФГОС.

Квест-технологии основаны на поиске решения для какой-то конкретно поставленной задачи. Они призваны не только улучшить восприятие учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. В своей основе квест-технология несет двоякий смысл из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического решения и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Квест как педагогическая технология совмещает в себе элементы и мозгового штурма, и тренинга, и игры, и, соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.

Квест-технология в рамках образовательной деятельности имеет особую воспитательную ценность: воспитывает личную ответственность; формирует культуру межличностных отношений и толерантность; стремление к самореализации и самосовершенствованию.

Одно из основных требований ФГОС – формирование у обучающихся УУД. И в этом вопросе квест – технология прекрасно справляется. Участие в квестах позволяет обучающимся самостоятельно оценивать и принимать решения, анализировать, проводить синтез, поиск информации. Правильно проработанный квест устраняет нервную нагрузку, способствуют переключению внимания, смене форм деятельности. Квест способствует установлению эмоциональных контактов между обучающимися, плодотворному общению и взаимодействию с коллегами по совместной деятельности, учитывает позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования). Квест-технология в рамках образовательной деятельности имеет особую воспитательную ценность: воспитывает личную ответственность; формирует культуру межличностных отношений и толерантность; стремление к самореализации и самосовершенствованию. Все вышесказанное непосредственно связано с развитием у обучающихся универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных.

Данную технологию можно применять при обучении любой дисциплины. Как правило, для создания квеста достаточно придумать небольшую, но интересную историю. Для того чтобы заинтересовать и мотивировать детей, необходимо сообщить им яркое начало истории. Дальнейшую развязку они способны узнать пройдя последовательно ряд этапов (решая поставленные образовательные задачи), таким образом дойдя до конца квеста. Любое задание способно стать загадкой для образовательной игры. Примеры нескольких загадок-задач представлены в презентации.

Кратко о результатах применения образовательной технологии:

Наблюдение за деятельностью студентов, социологические исследования показали, что применение данной технологии способствует:

увеличению мотивации обучающихся;

снижению утомляемости;

снижению стресса перед контрольными и проверочными работами;

увеличению любознательности, заинтересованности изучения учебной дисциплины.

Диагностика обучающихся свидетельствует о росте успеваемости обучающихся и повышению их мотивации.

Рис.2. Динамика изменения успева-емости обучающихся

Рис.1. Динамика изменения мотивации к изучению учебной дисциплины

 

Таким образом, применение игровых технологий в форме квеста способствует развитию УУД обучающихся. Применение в образоватлеьном процессе показали их результативность для формирования познавательной деятельности обучающихся.


 

Используемая литература:

1. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1 – 11 классы. – 2-е изд./ Петруленков В.М. – М.: ВАКО, 2017. – 112 с.

2. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c.

3. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.

4. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. - Мн.- 2010.

5. Никитин Б.П. Развивающие игры // М. Педагогика. - 2010г.

6. Игры – обучение, досуг, тренинг /Под редакцией Петрусинского В.В. - М.: Просвещение. 2009.

7. Пидкасистый П.И. Технологии игры в обучении. - М.: Просвещение. 2006.

8. Рудченко Л.И. Урок в современной школе. – Волгоград.: Учитель. 2010.

Используемые интернет- ресурсы:

https://learningapps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.

http://rebus1.com генератор ребусов, кроссвордов.

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Сафонова Елена Валерьевна, 17.04.18 в 10:29 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересно. К сожалению, мало практически ориентированной информации.
Вдовин Юрий Анатольевич, 17.04.18 в 12:05 1 Ответить Пожаловаться
У меня есть презентация к данной теме. Там больше практики.

Отредактировано 17-04-2018 12:06

Сафонова Елена Валерьевна, 17.04.18 в 12:16 2 Ответить Пожаловаться
Жаль, что Вы ее не прикрепили. Но можно дать отдельным материалом.
Вдовин Юрий Анатольевич, 18.04.18 в 04:51 2 Ответить Пожаловаться
https://урок.рф/library/ispolzovanie_kvesttehnologij_035053.html
Презентация.
Сафонова Елена Валерьевна, 01.05.18 в 06:14 2 Ответить Пожаловаться
Поздравляю с заслуженной победой!
Вдовин Юрий Анатольевич, 01.05.18 в 08:12 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо. Но самой дорогой наградой для меня бы стала полезность статьи для всех Вас.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.