Использование LearningApps.org. при работе с второстепенными членами предложения на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школе
Использование LearningApps.org. при работе с второстепенными членами предложения на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школе.
Внимание к второстепенным членам предложения обусловлено тем, что существуют объективные трудности изучения их в школе. Они связаны со сложностью и противоречивостью синтаксических явлений, особенностями синтаксических отношений между компонентами грамматической основы предложения, ее функционированием.
Кроме того, в соответствии с ФГОС НОО выпускник начальной школы должен научится: устанавливать с помощью смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; устанавливать с помощью смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; находить второстепенные члены предложения; различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; различать простые и сложные предложения.
Именно поэтому педагогу важно иметь четкое представление о содержании своей деятельности в рамках работы с таким синтаксическим понятием, как второстепенные члены предложения.
Одной из важнейших задач для уроков русского языка является формирование у обучающихся начальных классов умений осознанно пользоваться словосочетаниями и предложениями для выражения собственных мыслей. Поэтому в начальной школе работа над этими синтаксическими единицами занимает особенное место, так как именно на синтаксической основе осуществляется обучение фонетики, морфологии, лексики и, конечно же, орфографии. Младшим школьникам предложение помогает прочно осознавать значение в языке имен существительных, глаголов, прилагательных, местоимений.
В рамках работы над второстепенными членами на уроках русского языка педагог начальной школы может использовать различные методы, такие как: упражнения, сопровождаемые языковым разбором (синтаксический разбор), наблюдение над фактами языка, реконструкция и конструирование.
Работу над предложением с любыми видами заданий не следует ограничивать материалами учебника. Целесообразно использовать тексты из газет, художественных произведений, учебников по другим школьным предметам.
И сегодня я предлагаю вам рассмотреть несколько заданий для работы с второстепенными членами предложения на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школе, разработанные мною в LearningApps.org. LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно - интерактивность.
Задание 1. «Определение»
На экране следующие предложения:
-По всем углам разбежались перепуганные мыши.
-Илья положил тяжёлую книгу на стол.
-Вечером гости быстро разъехались по домам.
-Бабушка испекла вкусный пирог с ягодами.
-Садовник аккуратно подстриг куст роз.
Задача обучающихся – найти в каждом предложении определение. Найдя нужное слово, ученик должен выделить его и слово изменит цвет. После нахождения всех слов, предлагается проверить свой ответ. Если ученик допустил ошибку, возможно, перепроверить решение и исправить ошибки.
Задание 2. «Обстоятельство»
Обучающимся представлены две группы: виды обстоятельств и предложения.
Задача обучающихся - соотнести предложения с содержащимися в них видами обстоятельства.
К расным означает, что решение не верное, зеленым – верно. Чтобы разъединить задания и исправить ошибку, нужно навести на «скотч» и «разрезать» его.
Задание 3. «Дополнение»
Приложение разработано на основе популярного во многих странах телешоу «Кто хочет стать миллионером». В приложении несколько заданий, уровень сложности которых постепенно возрастает.
З адача обучающихся – найти в предложении дополнение. Выбрав правильный ответ, ученик переходит на белее сложный уровень. Если обучающийся допустил ошибку, предлагается попробовать выполнить задание еще раз.
Задание 4. «Второстепенные члены предложения»
Суть упражнения заключается в том, что необходимо распределить слова по соответствующим группам: дополнение, определение и обстоятельство. Если ученик верно определил, к какому члену предложения относится выбранное слово, открывается часть картинки. Распределив верно все слова откроется целая картинка.
Таким образом, можно сделать вывод, что в работе с второстепенными членами предложения на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школе большую роль играет использование интерактивных технологий – это хороший способ активизировать познавательную и мыслительную деятельность школьников.
Ирина Владимировна Казарцева