Статья на тему «Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности»

4
0
Материал опубликован 29 March 2021

Сведения об авторе:

1. ФИО автора полностью – Носкова Анна Евгеньевна.

2. Должность, учёное звание, степень, квалификационная категория Учитель-логопед. Высшая квалификационная категория.

3. Полное официальное название организации – места работы – Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №11 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

4. Регион, населённый пункт – Санкт-Петербург.

 

Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности

 

Ключевые слова: ЛЕГО – технология; развитие ребёнка; игры; речь.

Аннотация: В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как ЛЕГО-конструирование, поэтому мы решили в своей работе использовать ЛЕГО-технологии. ЛЕГО - технология является  великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает  взаимодействие различных видов деятельности, представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн. ЛЕГО - технология оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).

 

История ЛЕГО ведёт своё начало с 1932 года.

Сам знаменитый пластиковый кубик ЛЕГО, который мог соединяться с другими подобными деталями, появился только в 1947 году. И с тех пор элементы ЛЕГО, во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. На долгие годы девизом компании стали слова её основателя: «Только лучшее является достойным». Дети учатся посредством игры. Когда деятельность привлекает, она захватывает внимание детей. Чем больше заинтересованности у детей, тем больше они учатся. Простые действия имеют часто самые большие образовательные преимущества, так как, находясь в состоянии исследования, происходит расширение умственных способностей детей. Концепция ЛЕГО проста, но она является универсальной, так как блоки могут быть использованы для создания любого элемента, большого или маленького.

 Эксперименты с ЛЕГО помогают развить творческие способности и воображение, а ЛЕГО — это открытое пространство для деятельности, которое предоставляет свободную игру. Творческая игра стимулирует воображение ребенка, которое создаёт умственную активность. ЛЕГО имеет возможности для разнообразного игрового творчества, дети могут придумывать новые и интересные идеи многократно. Возможности бесконечны. Это расширяет воображение, развивает концентрацию, процесс построения модели принуждает к сосредоточению и проявлению мастерства.

Строительство башни учит детей постепенным достижениям, по мере того как они строят все выше и выше. Манипулирование кирпичиками и блоками развивает и совершенствует мелкую моторику, ловкость и координацию рук и глаз. Закрепление кирпичиков друг с другом помогает укрепить мышцы рук, что очень важно для подготовки детей к письменной работе. Этому способствует замысловатые движения для блокировки кирпичиков и практика освоения данного мастерства.

Дети могут творить все, что их душе угодно, они могут разбирать конструкции до основания, а затем строить их заново. Возможности безграничны, это делает игрушку вне времени, дети возвращаются к ней снова и снова. Дети учатся сосредотачиваться и концентрироваться играя с конструктором ЛЕГО, поскольку требуется внимание для соединения элементов и сборки модели. Мышление, умение решать проблемы, концентрация и внимание, все это применяется при конструировании с ЛЕГО.

В ЛЕГО можно играть как самостоятельно, так и с друзьями. Это приучает детей к доброте и сотрудничеству. А также способствует развитию социальных навыков и учит детей совместному труду и командной работе. ЛЕГО является привлекательным конструктором для многих детей, а это значит, что многие из них могут поделиться веселой и воспитательной деятельностью. Социальные навыки развиваются тогда, когда дети учатся работать вместе друг с другом, или когда они являются частью группы.

С помощью ЛЕГО-конструктора можно проводить также и логопедические занятия, предполагающие как объяснение нового материала, так и повторение и закрепление пройденного. Помогают воплотить задуманное четкая классификация и систематизация комплекта ЛЕГО-конструктора по тематическим разделам. Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения.

Как показала практика, все эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе и саморазвитию. 

В нашем дошкольном учреждении в последнее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями звукопроизношения. Наша работа связана с детьми с тяжелыми нарушениями речи, это дети с общим недоразвитием речи I-II-III уровня с моторной алалией, дети с гиперактивностью, дефицитом внимания.

На коррекционных занятиях и в свободной деятельности можно использовать следующие игры с ЛЕГО конструкторами:

на формирование и развитие правильного длительного выдоха. н/р. «Забей мяч в ворота».

на постановку и автоматизацию звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова) н/р. «Весёлая рычалочка»; «Свистим вместе»;

на развитие связной речи - пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора. При работе над составлением описательного рассказа тщательная детализация построения способствует более полному и глубокому формированию образа объекта изучения. (н/р, «Узнай по описанию»; «Загадки-отгадки»); составление рассказов по построенным декорациям./р, «Составь рассказ-описание», «Составь рассказ-сравнение»)

на развитие лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем н/р «Без чего?»; «Чей, чья, чьё?»; «Скажи, где игрушка?»; «Сосчитай-ка»; «Какой, какая, какие?»; «Соедини слова»; «Куда подъехала машина?»

на формирование понимания пространственных отношений между предметами. н/р «Наш город»; «Собери модель по ориентирам»

на формирование графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь. н/р «Собери букву» «Угадай-ка»;

на овладение звукобуквенного анализа и слого - звукового состава слова (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, -твердых и мягких согласных); упражнять детей в нахождении места звука в слове. н/р «Где живет буква?».

на тренировку тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук. н/р «Чудесный мешочек».

на развитие памяти, воображения, мышления, творческих способностей. н/р "Собери модель по памяти"; «Светофор»; «Составь флаги»; «Что изменилось?»; «Найди такую же деталь как на карточке»; «Назови и построй»; «Чья команда быстрее соберет?».

На развитие коммуникативных способностей

- Сюжетно-ролевые игры «Семья. Гуляем во дворе», «Поход в зоопарк», «Семья. По грибы», «Семья. Новоселье», «Автомастерская», «Детский сад», «Экскурсия в парк», «Школа», «Библиотека», «Поликлиника», «Магазин» (см. рис. 2)

- Строительные игры: «Дома на нашей улице», «Зоопарк для диких животных», «Ферма», «Гараж», «Детский городок», «Роботы», «Космическая станция» (см. рис. 1)

t1617043760aa.jpgt1617043760ab.jpg

 

Рис. 1 Рис. 2

 

Таким образом, игры ЛЕГО являются  великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивают  взаимодействие различных видов деятельности, представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.

 

Список литературы:

1. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016. 128 с. (Библиотека воспитателя)

2. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/ М.С. Ишмакова. – Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. – М.: Изд.-полиграф. Центр «Маска». Изд-е 2е, стереотипное – 2013. – 100 с.

3. Корягин А.В. Образовательная робототехника (Lego WeDo): рабочая тетрадь. – М.: ДМК Пресс, 2016. – 96 с.: ил.

4. Корягин А.В. Образовательная робототехника (Lego WeDo). Сборник методических рекомендаций и практикумов. – М.: ДМК Пресс, 2016. – 254 с.: ил.

5. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно- игровой деятельности у детей с помощью Lego. – М.: Владос, 2003. – 104 с.

6. Мельникова, О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. Презентации в электронном приложении / О.В. Мельникова. – Волгоград: Учитель. – 51 с.

7. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 136 с. (Библиотека современного детского сада)

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации