Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности с использованием элементов биоэнергопластики «Путешествие с Феей-волшебницей»
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности
с использованием элементов биоэнергопластики
«Путешествие с Феей-волшебницей»
А.Н. Алексеева, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №176 «Золотой петушок»
города Чебоксары
Программное содержание:
-коррекционно-образовательные задачи: закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в прилагательные). Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов.
-коррекционно-развивающие задачи: развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, координации речи с движениями пальцев рук (биоэнергопластики), дыхания, мимические мышцы лица;
-коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование и материал: магнитная доска, мяч, перчатки, магнитофон, запись пьесы П.И. Чайковского «Подснежник» и «Песня гласных звуков»», наглядное пособие, предметные картинки, зонтик.
Предварительная работа: беседа, чтение художественных произведений про доброту, копилка добрых дел, заучивание физкультминутки «Весна».
Методические приемы: сюрпризный момент, введение в игру-путешествие, игра с мячом, словарная работа (подбор антонимов), игра-путешествие, физкультминутка, работа со словами (односложные, двусложные, трехсложные), итог.
Ход
1. Организационный момент. В группе тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник»
Логопед (фея-волшебница)
Здравствуйте, мои друзья!
Детям всем знакома я.
Меня зовут …
Я добрая фея-волшебница.
-Я умею летать, используя раскрытый зонт и сильный ветер. Детям радость я дарю. Потому что их люблю.
Раз, два, три, четыре, пять
Становитесь в круг играть.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сегодня мы собрались здесь, чтобы делать добрые дела.
- Давайте сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем доброту и красоту, плечи только не поднимаем, а выдохнем через рот все тревоги и печали. Еще раз вдох через нос, выдох через рот. Молодцы!
Логопед (фея-волшебница). - Скажите, пожалуйста, ребята, а какое сейчас время года?
Дети. Время года – Весна.
Логопед (фея-волшебница). Молодцы! А по каким приметам вы узнали время года?
Дети. Тает снег, на улице тепло, птички поют…
Логопед (фея-волшебница). Правильно. Дни стали длиннее, а ночи короче.
2. Игра с мячом «Приметы весны».
Логопед (фея-волшебница). Я вам предлагаю поиграть.
Мяч весенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать
У кого мячик, тот и отвечает.
- Если на улице идет дождь, то погода какая?
1-й ребенок. Погода дождливая.
Логопед (фея-волшебница). - Если на улице светит солнце, то погода какая?
2-й ребенок. Погода солнечная.
Логопед (фея-волшебница). - А если на улице тепло?
3-й ребенок. Погода теплая.
Логопед (фея-волшебница). – А скажите, пожалуйста. Если на улице дует ветер?
4-й ребенок. Погода ветреная.
Логопед (фея-волшебница). Западный ветер переносит меня туда, где требуется моя помощь. И сегодня меня позвали жители страны «Грамотейка». Я предлагаю вам отправиться в путешествие вместе со мной. Вы согласны?
Дети. Да.
3. Упражнение «Скажи наоборот»
Логопед (фея-волшебница). – А какие же дети отправятся в путешествие? Может, злые? А какие?
Дети. Добрые.
Логопед (фея-волшебница). Мы возьмем в путешествие не трусливых, а каких?
Дети. Смелых.
Логопед (фея-волшебница). – Не ленивых, а каких?
Дети. Трудолюбивых.
Логопед (фея-волшебница). Молодцы! Итак, вы готовы?
Дети. Да.
4. Путешествие в страну «Грамотейка»
Логопед (фея-волшебница). Давайте возьмемся за руки.
Раскрытый зонт сильней крути
Вращай его, вращай,
И все фантазии, мечты
В реальность превращай.
Дети встают полукругом напротив экрана. На экране девочка.
-Ой, ребята, посмотрите, кто же это?
Дети. Девочка Маша.
Логопед (фея-волшебница). Давайте послушаем, что она нам расскажет (Гласные, согласные, буквы ужасные. Ох! Не ясно мне). Слайд 2
- Ребята, а что вы знаете о гласных звуках?
Дети. Гласные звуки поются.
Логопед (фея-волшебница). Еще что мы знаем о гласных звуках?
Дети. Их обозначают красным цветом.
Логопед (фея-волшебница). – А еще гласные звуки, когда мы их произносим, воздух у нас не встречает преграды. Нам не мешают ни губы, ни зубы, ни язык. Сейчас я беззвучно произнесу вам один гласный звук, а вы попробуйте догадаться.
Дети. А.
Логопед (фея-волшебница). Какие молодцы. А кто хочет теперь попробовать спеть нам одну песню гласных звуков без звука?
Дети. …
Логопед (фея-волшебница). Мы постараемся отгадать.
Логопед (фея-волшебница). А еще лучше разобраться гласными звуками нам помогут волшебные перчатки. Присядьте, пожалуйста, на стульчики. Одеваем перчатку на правую руку, это наши помощники, которые будут помогать разобраться с гласными звуками. Все справились?
Дети. Да.
Логопед (фея-волшебница). Вот какие веселые помощники наши сегодня. Звук [а], что происходит с губами, когда мы произносим этот звук.
Дети. Наш рот широко открывается.
Логопед (фея-волшебница). А рука помощница поможет нам. Как широко открывается рот, вот так (логопед демонстрирует своей левой рукой, а дети повторяют за логопедом).
- А когда произносим звук [у], что происходит у нас с губами?
Дети. Губы превращаются в трубочку.
Логопед (фея-волшебница). Губы вытягиваются. Рука помощница покажет, как вытягиваются у-у-у, вот так. Покажи, пожалуйста…(логопед просит одного-двух детей показать).
- А когда произносим звук [о], что губки что делают?
Дети. Губы округляются.
Логопед (фея-волшебница). – Как рука может показать? О-о-о вот какой звук (логопед демонстрирует своей левой рукой, а дети повторяют за логопедом).
- А когда произносим звук [и], губы что делают?
Дети. Губы улыбаются.
Логопед (фея-волшебница). Правильно, улыбаются. Они у нас растягиваются в улыбку. Рука помощница покажет, как растягиваются губы и-и-и. Отлично!
- Вы сказали, что гласные звуки можно пропеть как песенку. И сейчас я предлагаю вам послушать песни гласных звуков (на левую руку логопед одевает перчатку и включает песню гласных звуков, показывая руками, поет гласные звуки). А теперь давайте все вместе (сначала без музыки – АУ-АО-АИ). А кто самый смелый, попробует спеть самостоятельно?
Дети. …(когда дети поют, логопед при этом показывает губами беззвучно и руками).
Логопед (фея-волшебница). Молодцы! А теперь все вместе споем. Вы готовы?
Дети. Да.
Логопед (фея-волшебница). Отлично! Я думаю, мы помогли девочке Маше разобраться с гласными звуками. Мы ей спели песни гласных звуков, и она всегда будет помнить и не забудет гласные звуки.
Ну а нам пора отправляться дальше…(звучит весенняя музыка).
Вместе весело пойдем
Не спешим, не отстаем.
(Дети встают полукругом перед экраном).
Физкультминутка
Если снег везде растает (руками разводим в стороны)
И трава уже видна (садимся на корточки, руками показывая траву)
И поют пичужек стая (пальцы крест-накрест, изображая крылья)
Значит к нам пришла…(раскрываем ладошки)
Если солнце разрумянит (поглаживаем щечки)
Наши щеки до красна
Нам еще приятней станет (раскрываем ладошки)
Значит к нам пришла …
Логопед (фея-волшебница). Молодцы! Вот мы на месте. Кто же нас встречает?
Дети. Мальчик.
Логопед (фея-волшебница). Мальчика зовут, Миша. Давайте послушаем. Что он нам расскажет? Слайд 3
(Секретный код в шкафу орет.
Не смог я разгадать…
Теперь прошу ребята, вас
Мне помощь оказать.)
-Что же и как помочь нам Мише? Нам поможет волшебный шкаф. Вы согласны помочь, Мише?
Дети. Да.
Логопед (фея-волшебница). Чтобы нам помочь, нам нужно присесть на наши стульчики и быть очень внимательными. Посмотрите, все на шкаф, он не простой. Как вы думаете, что обозначают эти цвета? (на шкафчике три квадрата: красный, синий, зеленый).
Дети. Звуки гласные, согласные твердые и согласные мягкие.
Логопед (фея-волшебница). На полочке в первом ряду, с красным квадратиком, у нас располагаются предметы, в названии которых первый звук… (гласный).
Во втором ряду с синим квадратиком у нас располагаются предметы, в названии которых первый звук… (согласный твердый).
А в третьем ряду с зеленым квадратиком у нас располагаются предметы, в названии которых первый звук … (согласный мягкий).
Ребята, посмотрите, на дверце с левой стороны, что вы там видите?
Дети. Схемы, полоски, хлопки.
Логопед (фея-волшебница). - А что это значит? Что мы будем делить?
Дети. Будем делить слова на слоги.
Логопед (фея-волшебница). Правильно, кто мне подскажет, что обозначает первая схема (полоска, хлопок)?
1-й ребенок. В слове один слог.
Логопед (фея-волшебница). - А ты Катя согласна с нами? (…) Значит, какие предметы мы поставим на первую полку? На эту полку в названии, в которых сколько слогов?
Дети. В названии, которых один слог.
Логопед (фея-волшебница). Посмотрите, что обозначает вторая схема?
2-й ребенок. В слове два слога.
Логопед (фея-волшебница). Правильно ли нам ответила Катя?
Дети. Да.
Логопед (фея-волшебница). На вторую полку, какие предметы тогда поставим?
3-й ребенок. Предметы, в названии которых два слога.
Логопед (фея-волшебница). И осталась у нас последняя схема. Что же эта схема обозначает?
Дети. В слове три слога.
Логопед (фея-волшебница). Предметы, в названии которых три слога, мы на какую полку поставим тогда?
4-й ребенок. Мы поставим на третью полку.
Логопед (фея-волшебница). Молодцы, разобрались. Тогда начнем. У меня на картинке УЖ. В слове УЖ один слог. Первый звук [у], гласный. Поэтому эту картинку я поставлю на первую полку.
А теперь по очереди подходите, и берите картинку. И садитесь на свои места.
- Итак, давайте начнем наводить порядок в шкафу и помогать Мише. (Логопед спрашивает у детей).
Расскажи, пожалуйста, какой у тебя предмет и на какую полку ты его поставишь? (каждый ребенок называет картинку, определяет первый звук и сколько слогов в слове)
1-й ребенок. СЛОН. В слове СЛОН – один слог. Первый звук [с], согласный твердый. Я поставлю на первую полку.
2-й ребенок. ЛЕВ. В слове ЛЕВ – один слог. Первый звук [ль], согласный мягкий. Я поставлю на первую полку.
3-й ребенок. АИСТ. В слове АИСТ – два слога. Первый звук [а], гласный. Я поставлю на вторую полку.
4-й ребенок. ГОЛУБЬ. В слове ГОЛУБЬ – два слога. Первый звук [г], согласный твердый. Я поставлю на вторую полку.
5-й ребенок. ДЯТЕЛ. В слове ДЯТЕЛ – два слога. Первый звук [дь], согласный мягкий. Я поставлю на вторую полку.
6-й ребенок. АВТОБУС. В слове АВТОБУС – три слога. Первый звук [а], гласный. Я поставлю на третью полку.
7-й ребенок. САМОЛЕТ. В слове САМОЛЕТ – три слога. Первый звук [с], согласный твердый. Я поставлю на третью полку.
8-й ребенок. ВЕРТОЛЕТ. В слове ВЕРТОЛЕТ – три слога. Первый звук [вь], согласный мягкий. Я поставлю на третью полку.
Логопед (фея-волшебница). Отлично! Как одним словом можно назвать то, что стоит на верхней полке?
1-й ребенок. Животные.
Логопед (фея-волшебница). А как назовем одним словом, которые стоят на средней полке?
2-й ребенок. Птицы.
Логопед (фея-волшебница). Назови, пожалуйста … одним словом, которые стоят на нижней полке?
3-й ребенок. Транспорт.
Логопед (фея-волшебница). Миша вам благодарен, говорит спасибо, что помогли навести порядок в шкафу, и предлагает поиграть в игру «Чего не стало?». Закрывайте глаза, только честно (дети закрывают глаза, а логопед убирает одну предметную картинку; игра повторяется несколько раз).
- Чего не стало? Отвечаем полным предложением.
4-й ребенок. Не стало СЛОНА и т.д.
Логопед (фея-волшебница). Молодцы! Но, а нам пора возвращаться. Давайте возьмемся за руки.
Раскрытый зонт сильней крути
Вращай, его вращай.
И всех помощников моих
В детский садик возвращай.
5. Итог.
Логопед (фея-волшебница). Ребята, кому мы сегодня помогли?
Дети. К девочке Маше и мальчику Мише.
Логопед (фея-волшебница). - Что рассказали Маше?
1-й ребенок. Мы рассказали о гласных звуках и спели песенки.
Логопед (фея-волшебница). – А помогали нам…?
2-й ребенок. Волшебные перчатки.
Логопед (фея-волшебница). Совершенно верно. Еще у кого мы в гостях?
3-й ребенок. Мы были у Миши.
Логопед (фея-волшебница). – Чем мы ему помогали?
4-й ребенок. Мы ему помогали навести порядок в шкафу.
Логопед (фея-волшебница). – Какое задание было для вас самым трудным? Какое самым простым?
5-й ребенок. …
Логопед (фея-волшебница). - А с кем вы сегодня путешествовали?
Дети. …
Логопед (фея-волшебница). Молодцы!
За ваши добрые слова и поступки, я хочу вам большое спасибо.
Ну а мне пора спешить к детям, которым нужна моя помощь. До свидания!