Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы коррекционной направленности «Белоствольная берёзка»
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы коррекционной направленности.
Белокурая березка.
Цель: создание социальной ситуации развития детей в беседе о русской березке.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о березе, анализируя загадку;
- формировать умение анализировать художественное слово.
Развивающие:
- развивать речь, речевой слух, восприятие, мышление и память;
- развивать мыслительную активность и умение рассуждать.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения,и доброжелательные отношения к сверстникам; умение высказывать свое мнение и выслушивать других;
- воспитывать гуманное отношение к природе.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев; чтение произведений о деревьях по книге «Сказы матушки Земли» (А.Лопатина, М.Скребцова); просмотр презентаций по теме деревья; дидактические игры:
«Назови ласково», «Закончи предложение», «Добавь словечко» и т.д.
Оборудование:
Березовый листок, наклеенный на лист бумаги и рядом напечатанная загадка; иллюстрации о березке, предметы, изготовленные из бересты и др.
Ход:
- Обращаю внимание детей на лист с березовым листочком.
-Как вы думаете, что бы это значило? /Рассуждения и предположения детей.
-Ребята, это письмо. Только кто автор этого письма? /Ответы детей.
-Согласна с вами, а письмо, конечно же от березки.
-Только как вы об этом догадались? /Ответ детей.
-Послушайте, здесь написано:
Есть дерево об четыре дела:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – крик унимать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвёртое дело – чистоту соблюдать.
-Это загадка, только что нам хочет рассказать о себе березка? /Рассуждения детей.
- Предлагаю начать с первого дела. Как вы думаете, мир освещать, это о чем? / Рассуждения детей.
- Красавицу берёзу можно встретить и в лесу и в поле. Она украшает городские парки. Берёза - любимое дерево русского народа. Приятно гулять в берёзовой роще в любую погоду и в любое время года. Берёзу любят не только за красоту.
Наши предки в далекие времена, когда не было не то что электричества, но даже и свечей, то берёзовой лучиной освещали дома. ( Показ иллюстрации).
- Ребята, читаем загадку дальше? Второе дело – крик унимать. Это о чем, как вы думаете? / Рассуждения детей.
-Когда малыш плачет, чем его можно успокоить? /Ответы детей.
- А давайте вернемся в прошлое, какими игрушками играли дети, из чего их делали? /Ответы детей.
- Из берёзы мастерили деревянные игрушки. Для детей плели из бересты погремушки и мячики. ( Показ иллюстрации).
- Вот мы и второе дело разгадали. Будем отгадывать дальше? Третье дело – больных исцелять. /Рассуждения детей.
- Соком берёзы лечили больных. Берёзовый веник в бане все хвори выгоняет из больного человека. Из берёзовых почек приготовляют лекарство от многих болезней.
- И это оказывается еще не все, есть у березки четвертое дело – чистоту соблюдать. Как вы думаете, а это о чем? /Рассуждения детей.
- Берёзовый веник в бане, чистота нашего тела. А еще ребята, сжигая берёзу, люди обогреваются, а из остывших углей делают активированный уголь, который используют для очистки воды и воздуха.
- Мы разгадали загадку, сколько нового узнали про нашу красавицу березку.
-А еще, очень давно, когда люди ещё не научились изготовлять бумагу, на бересте (т.е. на берёзовой коре) писали. Эти берестяные грамоты, пролежавшие в земле 700-800 лет, дошли до нас целыми и невредимыми, и учёные прочитали их.
- Из бересты делали посуду для хранения пищи, воды, молока – они легкие и влагу не пропускают.
- На севере из бересты сооружали жилища – чумы, были берестяные лодки, незаменимые на мелководье.
-И чуть ли не вся кухонная утварь в крестьянских избах делалась из бересты. Корзины, короба, туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов и все было сделано из березы. (Показ иллюстраций).
- И в наше с вами время из древесины берёзы изготовляют мебель, деревянную посуду, используют березу в строительстве, из неё делают фанеру, лыжи, из листвы изготовляют жёлтую и зелёную краски, из почек делают лекарства. Из веток плетут корзины и делают метлы и веники. В березовых лесах вырастают грибы.
- Как видите, берёза людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает, и радует красотой.
- Послушайте стихотворение П. Кудрявцева:
Белая береза, мой поклон тебе,
Ты в судьбе России и в моей судьбе.
Белая береза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.
Согласитесь, ребята, как много значит для нас, русского народа наша белоствольная красавица березка.
Суханова Наталья Ивановна
Суханова Наталья Ивановна