Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию

0
0
Материал опубликован 10 December 2021

Мастер-класс

Тема: «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»


Цель:

Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию.

Форма проведения: Практическое занятие.

Оборудование:

1.Презентация, компьютер, проектор.

2.Доска, мел.

3.Листы бумаги, маркеры.

4.Магниты.

5.Тексты.


«…любое знание будет присвоено,

если оно будет основано на собственном опыте…»

психолог Карл Роджерс

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения и применять полученные результаты как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам и проблемам.


ТРКМ – это новый подход к обучению, предполагающий выделение трех стадий в процессе обучения:

1.Вызов.

2.Осмысление содержания.

3.Рефлексия.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности является технология развития критического мышления.

Это новый подход, это целостная система разнообразных приемов, которая формирует навыки работы с информацией.

Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений великих историков. Документ является не только иллюстрацией, но и источником новой информации.


Методы и приемы работы с текстами:

«Кластер» - способ графической организации материала, отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

«Инсерт». Таблица «тонких и толстых» вопросов. «З-Х-У» и другие.

«Фишбоун» используется при обсуждении проблем, поиске решений.

 «Т-образная таблица» («За» и «против»).

 «Синквейн» - стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

«Эссе», дискуссии   и другие.


Данная технология и ее приемы могут применяться на любой ступени обучения.

Для каждой учебной дисциплины может быть использован свой набор методов и приемов. Это учитель вправе сам определить, учитывая возраст учащихся, их уровень подготовки, свои предпочтения.

Сегодня мы постараемся познакомиться с некоторыми приемами и стратегиями данной технологии.

1.Вызов.

Пожалуйста, посмотрите на экран. (Слайд: корабль, верфь, Петербург, Полтавская битва).

-Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Ответ: о строительстве Петербурга, о реформах Петра I, о строительстве флота и т.п.)

-Да, верно, речь сегодня пойдет о Петре I и его реформах.

История помнит многих великих правителей России.

-Какой же вклад внес Петр I в историю нашей страны, как повлиял на ее развитие?

(Слайд: «То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник» А.С.Пушкин).


Аудитория:

Мне хотелось бы на основе данной темы показать вам, как можно органично включить в канву урока следующие приемы ТРКМ: кластер, таблицу «Тонких и толстых вопросов» и синквейн.

А также показать организацию групповой работы на уроке – работу в парах.

Итак, начнем.

Первый прием – кластер (пучок, созвездие) – способ систематизации информации, этот прием может использоваться на разных этапах работы.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала, систематизации знаний.

На стадии рефлексии – при подведении итогов урока.

-Первый этап - составляем кластер – работа импрессиониста.

Постарайтесь вспомнить, что вы знаете о Петре I, ваши ассоциации с его именем (составляется кластер на доске).

-Второй этап – это работа аналитика, нам предстоит выделить определенные основания, которые помогут нам систематизировать информацию (по сферам жизни общества: политика, экономика, социальная, духовная сферы).

-Предлагаю работу организовать в парах.

Каждая пара получит часть текста и составит свою часть кластера.

2.Осмысление содержания.

-Работая с текстом, определите для себя роли:

-докладчик – рассказывает, отвечает на вопросы,

-корреспондент – составляет таблицу «Тонких и толстых вопросов», задает вопросы.

Затем вы поменяетесь ролями и подготовите свою часть кластера.

Аудитория:

Пока пары работают с текстом, несколько слов о групповой работе. Оно предполагает:

-совместную поисковую деятельность,

-развитие навыков коммуникации,

-сотрудничество.

(Этот прием наиболее эффективен в случае работы с текстами, в которых содержится большой объем информации).

Преимущества работы в парах:

1.Можно самим регулировать темп работы.

2.Пересказ способствует лучшему пониманию и запоминанию.

3.Проясняется большее количество вопросов, которые могут быть не замечены в процессе индивидуальной работы.

Составление кластера используется мной при изучении тем, насыщенных датами, терминами, событиями, названиями.

Когда учащиеся самостоятельно составляют кластер, прочность усвоения материала намного выше, чем при лекционном изложении. Это задание можно использовать не только на уроке, но и при подготовке домашнего задания.

3.Стадия рефлексии.

1.Проводится презентация работы.

Прошу пары продемонстрировать свою часть кластера.

-Давайте обобщим весь материал.

(Это можно сделать как в устной форме, так и в письменной – используя и другие методы - Фишбоун, таблица и т.д.)

2.Беседа:

-Ваши впечатления от работы?

-Каковы заслуги Петра I перед отечеством?

-Какое значение имели его реформы, как они повлияли на дальнейшее развитие России?

(Цель – на следующее занятие).

-Согласны ли вы со словами А.С.Пушкина

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник»?

-Предлагаю сочинить синквейн. Изложить свою точку зрения на личность Петра I.

(Слайд: Правила написания синквейна).

Аудитория:

Синквейн – средство выражения личностного отношения к проблеме, теме.

-Что мы увидели в ваших работах? (Неоднозначные оценки личности Петра. С одной стороны – великий реформатор, с другой – самодержец, крепостник).

-А каким бы вы хотели видеть главу России?

-Ваши впечатления от работы?

-Насколько помогла совместная работа пониманию и усвоению учебного материала?

Аудитория:

Важным аспектом работы в предложенном режиме является активизация основных операций мышления. Итак, сегодня я постаралась вам показать эффективные, на мой взгляд, приемы систематизации и обобщения учебного материала.

Спасибо за внимание!


Дополнительные материалы

СИНКВЕЙНЫ

1.Петр

Любознательный, решительный

Воюет, строит, создает

Поистине великий государь

Император


2.Петр

Требовательный, жесткий

Диктует, повелевает, наказывает

Самовластный крепостник

Самодержец


3.Правитель

Целеустремленный, добивающийся

Стремится, преобразует, приумножает

Харизматичный политик, ведущий за собой

Глава государства


ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строка – Тема или предмет (1 существительное)

2 строка – Описание (2 прилагательных или причастия)

3 строка – Действие (3 глагола)

4 строка – Отношение (4-5 значимых слов – любых)

5 строка – Синоним (1 существительное)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации