Мастер-класс «Использование методов обучения на теоретических занятиях»

0
0
Материал опубликован 27 January

Использование методов обучения на теоретических занятиях

 

Автор - составитель:

 преподаватель спец. дисциплин

А.В. Дутлов

 

 

Данный материал предлагается использовать в качестве вспомогательных инструментов при проведении занятий по ППКРС и ППССЗ. Отдельные методы или их сочетания могут быть взяты за основу, введены в структуру проведения различных видов занятий. Практическое применение перечисленных ниже методов способствует формированию у обучающихся компетенций по соответствующей профессии, специальности, дисциплине или курсу.

 

Содержание

Введение… 3

Использование теоретических методов обучения на занятии

Фронтальный/случайный опрос… 4

Мозговой штурм 5

Использование практических методов обучения на занятии Использование средств ИКТ 6

Заключение… 7

Литература и интернет – источники 8

 

 

2

  Введение

Побуждающим мотивом для воплощения в жизнь данной разработки явился факт наблюдения за обучающимися в их деятельности по освоению учебных дисциплин и профессиональных модулей. В условиях современной реальности с её быстро изменяющимися способами передачи информации, развитием технического парка, глобальными общественными интеграционными процессами одним из важнейших вопросов становится поиск новых или модернизация устаревающих методов профессионального обучения молодёжи.

Далее предложены инструменты, при использовании которых у обучающихся формируется больший интерес к обучению, активизируется их познавательная деятельность, усвоение изучаемого материала происходит более качественно.

Целью данной работы является совершенствование способов и методов образовательной деятельности мастера п/о или преподавателя и повышение уровня профессиональной или общеобразовательной подготовки у обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

  Использование теоретических методов обучения на занятии

Фронтальный/случайный опрос (используется с целью определения уровня знаний конкретного материала, выявления межпредметных связей)

 

Содержание

По изучаемой теме подготавливается ряд теоретических вопросов. Для группы из 20 – 25 человек порядка 40 – 50 вопросов (по два вопроса каждому участнику). На ответ одного обучающегося должно уходить от 1 до 2 минут. Вопросы (раздаточный материал) можно подобрать в случайном порядке для всех участников или адресно, с учётом индивидуальных способностей каждого (рекомендуется). При этом студенты могут занимать свои привычные места в аудитории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Мозговой штурм (предполагается распределение обучающихся по группам 4сильных+3слабых, используется с целью: принятие технического решения)

 

Содержание

По изучаемой теме подготавливаются «кейсы» (вопрос – анализ – решение). В ходе выполнения задания обучающиеся записывают свои варианты ответов на листы бумаги, учитывая алгоритм выполнения задания, обоснованно (чем больше пояснений, тем лучше). Для группы из 20 – 25 человек преподаватель подготавливает 8 – 10 заданий.

Формируются подгруппы из общего числа обучающихся по 5 – 6 человек таким образом, чтобы в каждой из них соблюдался интеллектуальный баланс (4 – 5 подгрупп). Сформированные подгруппы представляют собой (желательно) круглый стол. Определяются ответственные лица для вынесения проанализированного отдельного командного результата. На каждую группу приходится по два задания, на решение каждого рекомендуется по 15 – 20 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

  Использование практических методов обучения на занятии

Использование ИКТ (с целью демонстрации визуальной информации, самостоятельной подготовки презентаций, обмена опытом)

 

Содержание

Для организации занятия необходима аудитория оснащённая средствами видео/аудио воспроизведения. Студенты занимают места свободно по своему выбору.

Занятия организую в соответствии со следующими этапами:

демонстрация видео. Предварительно производится подборка видеоматериала с максимально доступным объяснением и практической актуальностью (востребованность навыков на рынке труда). Хронометраж ролика 5 – 10 минут (иногда использую 3 – 4 ролика);

подготовка презентации. По данной проблематике обучающиеся самостоятельно готовят презентацию, обобщая практический опыт и отражая собственное видение выполнения практического задания. Подготовка презентации проводится индивидуально или коллективно. Хронометраж 3 – 5 минут (3 – 4 выступления);

обмен опытом. В заключении обучающиеся обмениваются опытом выполнения задания путём поочередного повествования увиденного и услышанного во внеурочное время, а также во время прохождения учебных и производственных практик.

Как правило, длительность занятия составляет 40 – 45 минут.

 

 

 

 

 

 

6

 

Заключение

Применение на практике выше описанных методов позволило реально, более чем на 25 %, повысить качество усвоения обучающимися изучаемого материала и способствовало формированию предпосылок для большего вовлечения обучающихся в изучение профессии (в описании данного опыта, мы говорим о ППКРС 15.01.05 Сварочные технологии). Благодаря внедрению данных инструментов отмечается повышение интереса к более углубленному (эффект увлечённости) изучению рабочих специальностей, формируются профессиональные ориентиры.

Постоянно обновляя и систематически корректируя процесс использования методов обучения можно добиваться положительных учебных показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

Литература и интернет – источники

Блинов, В. И. Концепция организационно – педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Текст] / В. И. Блинов, С. И. Сергеев др. – Москва : Центр профессионального образования ФГАУ ФИРО, 2012. – 49 с.

Шваб, К. Четвёртая индустриальная революция [Текст]: К. Шваб – Москва : Эксмо, 2016. – 288 с.

Околелов, О. Инновационная педагогика [Текст]: учеб.пособ. / О. Околелов – Москва : Инфра-М, 2017. – 168 с.

Центр навыков и компетенций [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://skillcenter.ru/, свободный. Загл. с экрана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.