Использование мнемотехники для развития познавательной и речевой компетенции дошкольников с ОВЗ
Использование мнемотехники для развития познавательной и речевой компетенции дошкольников с ОВЗ
Аннотация. В статье рассматривается эффективность использования мнемотехники для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Особое внимание уделяется организации данной технологии в образовательном процессе. Материалы статьи могут быть полезными для учителей-огопедов, учителей-дефектологов и воспитателей.
Ключевые слова. Мнемотехника, мнемотаблицы, познавательные процессы, связная речь, словарный запас, дошкольники, дети с ограниченными возможностями здоровья, ограниченные возможности здоровья, ОВЗ.
Современные педагогические условия предполагают переработку большого объема материала и своевременное и точное его использование в условиях решения различных задач.
Дети дошкольного возраста с огранниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень часто не могут запомнить необходимую информацию, испытывают трудности в заучивании стихов, пересказе рассказов, повторении движений и др. С переходом в школу эти проблемы усугубляются, что приводит к неуспеваемости и снижению мотивации к обучению, с чем и сталкиваются на практике педагоги.
Задача дошкольного образования предполагает формирование у детей с ОВЗ предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Быть готовым к обучению в школе – значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением самостоятельно делать выводы, действовать по намеченному плану, достигать намеченной цели, контролировать свои слова и действия на основе указаний, проявлять активный умственный интерес, инициативу и организованность, достигать определенных результатов в своей работе, действовать самостоятельно. Обладание этими умениями и обеспечит ребенку с ОВЗ высокий уровень успешности в школе.
У большинства дошкольников с ОВЗ наблюдаются проблемы в развитии психических познавательных процессов и умственной деятельности; различной степени нарушений в физическом развитии и сенсорных функций; а также наблюдается повышенная утомляемость, отвлекаемость или гиперактивность. Чтобы обеспечить полноценное развитие дошкольников с ОВЗ, необходимо внедрение нестандартных подходов, индивидуальных программ, инновационных технологий в сферу дошкольного образования.
Технология мнемотехники позволяет развить общие способности детей с ОВЗ без умственных и психофизических перегрузок, т. е. адаптировать их к будущему учебному процессу, а также научить применять рациональные приемы обработки информации, подобрать индивидуальный «ключ» запоминания и обработки информации для каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей мышления.
Термины «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Она происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусства запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.) Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
Мнемоника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника позволяет упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение у дошкольников с ОВЗ, повысить их внимательность. Более того приёмы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающем обучении помогают дошкольникам с ОВЗ:
- развивать и использовать все виды памяти (слуховую, зрительную, тактильную, двигательную, долговременную);
- развивать логическое мышление;
- развивать воображение;
- развивать ориентировку в пространстве и на плоскости;
- развивать моторику рук;
- развивать учебные навыки (терпение, усидчивость, выполнение задания в темпе, самостоятельность), внимание, внимательность, сосредоточенность, умение концентрироваться.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
• Мнемоквадраты - символическое или образное изображение одного предмета или действия (строка стихотворения, первые строки сказки)
• Мнемодорожки - последовательность предметов, действий, связанных одной сюжетной линией.
• Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определённая информация.
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки,рассказа по заданной теме и т. п.
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на
изображении последовательности процессов умывания, мытья рук и т. д.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время
становится всё более актуальным.
Литература
- Большова Т.В . Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. СПб., 2005. - Волкова В.Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). М.: БукиВеди, 2018.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии
связной речи // Логопед. №4. М., 2008, С.102 -115. - Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники / авт-сост. Л.В. Омельченко. М.: Учитель, 2019.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2019.