Использование мнемотехники при разучивании танцевальных движений и перестроения с детьми дошкольного возраста
Использование мнемотехники при разучивании танцевальных движений и перестроения с детьми дошкольного возраста.
Одной из серьезных проблем, с которой, я думаю, каждый из нас сталкивается в своей работе, является проблема запоминания воспитанниками какой либо информации. Это происходит из-за большого объема материала, который закладывают в современные программы обучения детей. А также для детей старшего дошкольного возраста характерна неустойчивость внимания: дошкольникам трудно сосредоточиться на одном и том же задании, они легко отвлекаются во время занятий, быстро устают. Не стоит исключать и влияние гаджетов на развитие памяти у дошкольников. В связи с этим становится актуальным использование в своей работе современной образовательной технологии – мнемотехники. Она помогает развивать у детей мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, которые заметно облегчают процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации путем создания дополнительных ассоциаций. В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, позволяющая детям запоминать лучше. Зачастую запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой – либо предмет или явление оказались в поле зрения ребенка. Поэтому, средствами мнемотехники происходит упрощение процесса запоминания, а также развитие ассоциативного мышления и воображения. Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и может использоваться при реализации задач всех образовательных областей.
Сегодня, я предлагаю Вам рассмотреть возможность использования мнемотехники при разучивании танцевальных движений и перестроений.
Могу сказать, что мнемотехника эффективно зарекомендовала себя и в этом разделе.
Особое место занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация (песня, танец для разучивания с детьми). Это графическое или частично графическое изображение информации, которая подлежит запоминанию. Изобразить нужно так, чтобы изображение было понятно детям. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т. д. Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать мнемотаблицы чёрно-белого цвета.
Суть заключается в следующем: на каждую смену музыкальной фразы, танцевальных движений, придумывается картинка – изображение (мнемоквадрат), таким образом, весь танец зарисовывается схематически (мнемотаблица). После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят танец целиком.
Процесс использования мнемотаблиц при разучивании танцевальных движений и перестроений проходит поэтапно:
1 этап. Слушание музыки, беседы о музыкальном произведении, обогащение знаний детей в форме познавательного рассказа. Выбор танцевальных движений для исполнения танца под эту музыку.
2 этап. Рассматривание карточек, схем и разбор того, что на них изображено Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в подходящие движения танца.
3 этап. Составление «мнемодорожки». Пересказ информации о порядке движений танца детьми с опорой на мнемодорожку с помощью и без помощи взрослого.
4 этап. Воспроизведение детьми танцевальных движений, исполнение танца, перестроения непосредственно по мнемотаблице.
На первом этапе происходит знакомство с музыкальным произведением. Обсуждение темпа, характера музыки.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному, поэтому на следующем этапе важно познакомить детей с мнемокарточками! На каждой карточке изображён предмет, ассоциирующийся с каким либо танцевальным движением.
Например:
| «пружинка» - пружинящее сгибание и выпрямление колен без остановки |
| «каблучок» - выставление ноги вперед на пятку |
| «носок» - выставление ноги вперед на носок |
| «лодочка» - кружение в паре с раскрытыми в стороны руками |
| «фонарики» - вращение кистями рук, согнутых в локтях. |
| «юла» - кружение вокруг себя. |
| «ковырялочка» – вынесение ноги назад на пятку, на носок, три притопа. |
| «Притопы» – топать на месте. |
| «марш» - маршировать как солдатики. |
| «хлопки» – хлопать в ладоши перед собой. |
| «балерина» - кружение вокруг себя, руки вытянуты вверх, сомкнуты кончики пальцев. |
На мнемокарточке мы можем изображать схемы перестроений:
| «Круговая стрелка» - движение по кругу. |
| «Змейка» - движение по диагонали из одного угла зала в другой. |
| Перестроение в полукруг (мальчик/девочка) |
| Перестроение по кругу (мальчик/девочка) |
| Перестроение в две колонны (мальчик/девочка) |
В процессе регулярной работы и в зависимости от возраста детей можно использовать мнемокарточки с более сложными схемами перестроений например:
«Полукруг кружочки и треугольники » - знакомя детей с этой схемой, нужно проговорить, что треугольники это мальчики, кружочки это девочки, строятся через одного как отображено на схеме.
На третьем этапе знакомим детей с «мнемодорожками» то есть последовательно движениям танца соединяем мнемокарточки, рассматриваем и разбираем то, что на них изображено. Далее происходит перекодирование информации, то есть переход из абстрактных символов в образы.
Следующим идет этап практического применения мнемотаблиц и исполнение танцевальных рисунков.