Использование мнемотехники при разучивании танцевальных движений и перестроения с детьми дошкольного возраста

0
0
Материал опубликован 29 May

Использование мнемотехники при разучивании танцевальных движений и перестроения с детьми дошкольного возраста.

Одной из серьезных проблем, с которой, я думаю, каждый из нас сталкивается в своей работе, является проблема запоминания воспитанниками какой либо информации. Это происходит из-за большого объема материала, который закладывают в современные программы обучения детей. А также для детей старшего дошкольного возраста характерна неустойчивость внимания: дошкольникам трудно сосредоточиться на одном и том же задании, они легко отвлекаются во время занятий, быстро устают. Не стоит исключать и влияние гаджетов на развитие памяти у дошкольников. В связи с этим становится актуальным использование в своей работе современной образовательной технологии – мнемотехники. Она помогает развивать у детей мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, которые заметно облегчают процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации путем создания дополнительных ассоциаций. В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, позволяющая детям запоминать лучше. Зачастую запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой – либо предмет или явление оказались в поле зрения ребенка. Поэтому, средствами мнемотехники происходит упрощение процесса запоминания, а также развитие ассоциативного мышления и воображения. Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и может использоваться при реализации задач всех образовательных областей.

Сегодня, я предлагаю Вам рассмотреть возможность использования мнемотехники при разучивании танцевальных движений и перестроений.

Могу сказать, что мнемотехника эффективно зарекомендовала себя и в этом разделе.

Особое место занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация (песня, танец для разучивания с детьми). Это графическое или частично графическое изображение информации, которая подлежит запоминанию. Изобразить нужно так, чтобы изображение было понятно детям. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т. д. Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать мнемотаблицы чёрно-белого цвета.

Суть заключается в следующем: на каждую смену музыкальной фразы, танцевальных движений, придумывается картинка – изображение (мнемоквадрат), таким образом, весь танец зарисовывается схематически (мнемотаблица). После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят танец целиком.

Процесс использования мнемотаблиц при разучивании танцевальных движений и перестроений проходит поэтапно:

1 этап. Слушание музыки, беседы о музыкальном произведении, обогащение знаний детей в форме познавательного рассказа. Выбор танцевальных движений для исполнения танца под эту музыку.

2 этап. Рассматривание карточек, схем и разбор того, что на них изображено Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в подходящие движения танца.

3 этап. Составление «мнемодорожки». Пересказ информации о порядке движений танца детьми с опорой на мнемодорожку с помощью и без помощи взрослого.

4 этап. Воспроизведение детьми танцевальных движений, исполнение танца, перестроения непосредственно по мнемотаблице.

На первом этапе происходит знакомство с музыкальным произведением. Обсуждение темпа, характера музыки.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному, поэтому на следующем этапе важно познакомить детей с мнемокарточками! На каждой карточке изображён предмет, ассоциирующийся с каким либо танцевальным движением.

Например:

t1748537325aa.jpg

«пружинка» - пружинящее сгибание и выпрямление колен без остановки


t1748537325ab.jpg

«каблучок» - выставление ноги вперед на пятку


t1748537325ac.png

«носок» - выставление ноги вперед на носок

t1748537325ad.png

«лодочка» - кружение в паре с раскрытыми в стороны руками

t1748537325ae.gif

«фонарики» - вращение кистями рук, согнутых в локтях.


t1748537325af.jpg

«юла» - кружение вокруг себя.


t1748537325ag.png

«ковырялочка» – вынесение ноги назад на пятку, на носок, три притопа.


t1748537325ah.jpg

«Притопы» – топать на месте.


t1748537325ai.png

«марш» - маршировать как солдатики.

t1748537325aj.png

«хлопки» – хлопать в ладоши перед собой.


t1748537325ak.jpg

«балерина» - кружение вокруг себя, руки вытянуты вверх, сомкнуты кончики пальцев.



На мнемокарточке мы можем изображать схемы перестроений:

t1748537325al.jpg

«Круговая стрелка» - движение по кругу.

t1748537325am.gif

«Змейка» - движение по диагонали из одного угла зала в другой.


t1748537325an.gift1748537325ao.gift1748537325an.gift1748537325ap.gift1748537325an.gift1748537325aq.gift1748537325an.gif

Перестроение в полукруг (мальчик/девочка)




t1748537325an.gift1748537325ar.gift1748537325an.gift1748537325as.gift1748537325an.gift1748537325at.gift1748537325an.gift1748537325au.gift1748537325an.gift1748537325av.gif

Перестроение по кругу (мальчик/девочка)








t1748537325an.gift1748537325an.gif


t1748537325aw.gift1748537325aw.gif


t1748537325an.gift1748537325an.gif


t1748537325aw.gift1748537325aw.gif


Перестроение в две колонны (мальчик/девочка)









В процессе регулярной работы и в зависимости от возраста детей можно использовать мнемокарточки с более сложными схемами перестроений например:

«Полукруг кружочки и треугольники » - знакомя детей с этой схемой, нужно проговорить, что треугольники это мальчики, кружочки это девочки, строятся через одного как отображено на схеме.

На третьем этапе знакомим детей с «мнемодорожками» то есть последовательно движениям танца соединяем мнемокарточки, рассматриваем и разбираем то, что на них изображено. Далее происходит перекодирование информации, то есть переход из абстрактных символов в образы.

Следующим идет этап практического применения мнемотаблиц и исполнение танцевальных рисунков.

































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации