Статья «Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию»
«Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию»
| «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К.Д.Ушинский) |
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны (цвет, форма, размер), различные символы, знаки, наглядные модели.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность правильно и грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например «А у волка были большие зубы», «У него была пасть страшная» и т.д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.
Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Иногда на занятиях мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы «А что дальше?», «А как это произошло?», «Почему это случилось?».
Нам приходится вмешиваться в рассказ или пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов. Что же делать? Данный опыт работы показывает, как можно помочь ребенку при рассказывании, если использовать модельные и картинно-графические схемы.
Актуальность опыта
В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей.
Известный ученый, педагог Л.А.Венгер выделяет следующие типы моделирования:
1. Действия замещения. В младшем возрасте замещение осуществляется по внешним признакам заместителя (лиса - оранжевая), либо по размеру (три медведя – большой круг, поменьше, и самый маленький круг). В 5-6 лет заместители становятся более условными.
2. Использование самих моделей, которые дает взрослый в готовом виде. С их помощью ребенок решает познавательные и речевые задачи.
3. Построение модели. Сначала - на основе анализа уже готовых моделей, а в дальнейшем становится возможным построение моделей по собственному замыслу.
Цель работы при моделировании:
Повысить уровень умственного развития детей.
Задачи.
I. Образовательная:
Помощь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.
П. Развивающие:
Увеличение объема памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
Развитие функции мышления, внимание, воображение.
Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
III. Воспитательные:
Обучать детей умению сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.
Предполагаемый результат.
1. Ребенок владеет высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных и речевых занятиях.
Умеет анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета.
Самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью мнемотаблиц. Составляет небольшие рассказы-загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т.д.).
5. Умеет рассказывать по теме, обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.
Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов-практиков, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мы в своем детском саду на протяжении пяти лет используем в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники и наглядного моделирования. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: у Бардышевой Т.Б, Моносовой Е.Н. – это картинно-графические планы рассказов, у Ткаченко Т.А. – предметно-схематические модели, у Глухова В.П. - блоки-квадраты, у Большевой Т.В. – коллаж, у Ефименковой Л.Н. – схемы составления рассказов.
Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики.
Мнемотехника помогает развивать:
ассоциативное мышление;
зрительную и слуховую память;
зрительное и слуховое внимание;
воображение .
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. В подготовительной к школе группе дети должны уметь:
пользоваться диалогической и монологической речью;
вести координированный диалог с воспитателем;
содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
составлять рассказы о предметах с последовательно развивающимися действиями, составлять план рассказа и придерживаться его, сочинять короткие сказки на заданную тему;
пробовать составлять простые небылицы, загадки.
Диапазон опыта
Данный опыт работы может быть использован воспитателями, начиная с младшей и до подготовительной к школе группы. Опыт так же интересен учителям-логопедам и воспитателям, работающим в логопедических группах. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже -
к мнемотаблицам и картинно-графическим схемам. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Содержание таблицы-схемы – это графическое или частично-графическое изображение предмета, явлений природы, некоторых действий и др. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. В детском саду мы используем схемы:
для обогащения словарного запаса;
при обучении составлению рассказа;
при пересказах художественной литературы;
при отгадывании и загадывании загадок;
при заучивании стихов.
Для изготовления этих схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей в памяти остаются отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже можно усложнить или заменить рисунок графическим изображением: например, лиса – оранжевый треугольник, медведь – большой коричневый круг, и т.д. Для детей старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Технология опыта
Главной целью данного опыта является формирование у детей прочных навыков составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах, временах года и др. В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:
В области знаний:
ознакомление детей с моделями и картинно-графическими схемами;
обучение последовательности описания;
совершенствование монологической речи;
увеличение объема памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
повышение педагогической грамотности родителей и педагогов в формировании у детей красивой, образной речи
В области умений:
развитие связной речи детей;
развитие умственных способностей детей;
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
Разработка системы работы по использованию картинно-графических схем
Цель – решить задачи речевого развития дошкольников в условиях логопедического пункта детского сада.
Были поставлены следующие задачи:
развитие и совершенствование у детей дошкольного возраста всех видов монологической речи;
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
повышать уровень знаний у родителей по речевому развитию дошкольников;
повышать уровень компетентности по речевому развитию дошкольников у педагогов.
Обучение детей составлению описательных рассказов картинно-графических схем включало несколько этапов:
Обучить ребенка умению замещать реальные предметы схематично изображенными.
Обучить ребенка умению «читать» схему.
Обучить ребенка умению составлять небольшой рассказ на основе картинно-графических схем.
Обучить ребенка умению рисовать несложные схемы для составления плана рассказа или составления загадки.
Совершенствовать навыки составления описательных рассказов с опорой на картинно-графические схемы.
Использование картинно-графической схемы на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Картинно-графические схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Учитель-логопед их использует для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотехники можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели и схемы при работе с детьми необходимо придерживаться следующих требований. Модель или схема должна:
отображать обобщенный образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели или схемы следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Хочется подчеркнуть, что мнемотаблицами и схемами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Прежде всего, это - как начальная, «пусковая» стадия, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование схем и моделей позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с этой работой проводятся и речевые игры, обязательно используются настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, обогащать словарный запас, развивать наблюдательность, образно-логическое мышление, внимание.
Использование картинно-графических схем или мнемотаблиц особенно эффективно при заучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текста, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают и слова.
Рекомендации по использованию опыта
Используя данный материал, рекомендую:
Первые мнемотаблицы или схемы должны быть легкими для восприятия (например, только форма и цвет, далее - цвет и величина)
На каждом этапе обучения детям надо предлагать только 1-2 новых признака предмета, обозначенных символом.
Не старайтесь показать сразу много схем, предлагайте разные варианты одной схемы по одной теме. Лишь через неделю можно переходить к новым.
Обучение должно проходить в игровой форме.
Время проведения занятия не должно превышать допустимое для конкретной возрастной группы.
Конспект занятия
Лексическая тема: «Игрушки. Рассказ по картинке».
Цели:
1. Закрепить образование относительных прилагательных, навык составления описательного рассказа.
2. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке.
3. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные картинки, сюжетная картинка, схема описательного рассказа, картинно-графический план рассказа (см. задание на дом 7), сюжетная картинка из комплекта «Вот какой наш детский сад» (М.: Скрипторий 2003, 2009).
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Садится на место тот, кто скажет, как назвать мишку из плюша, лису из меха, машину из пластмассы и т.д.
2.Упражнение «Посмотри и расскажи».
Дети получают предметные картинки с изображением игрушек и отвечают на вопросы, используя план описательного рассказа: Что это? Расскажи, какой мяч? И т. д.
3.Физкультминутка.
Девочки и мальчики, прыгайте, как мячики. | Дети выполняют подскоки на двух ногах, руки на поясе. |
Мы милашки, куклы-неваляшки. | Наклоны в стороны. |
Раз-два, раз-два - покружитесь, как юла! | Дети кружатся на месте. |
4.Упражнение «Посмотри и расскажи» (продолжение).
Рассмотреть с детьми сюжетную картинку. Предложить дать полные ответы на вопросы:
- Куда пришли дети? (Дети пришли в детский сад.)
- Что катает Петя? (Петя катает паровозик.)
- Что собирают Таня и Вова? (Таня и Вова собирают железную дорогу.)
- Что строят Коля и Катя? (Коля и Катя строят деревянный дом.)
- Нравится ли ребятам играть с игрушками? (Ребятам нравится играть с игрушками.)
- Собрать ответы детей, дать им послушать, что получилось. Сделать вывод: получился рассказ.
Рассмотреть картинно-графический план рассказа, дать задание по нему: повторить каждое предложение цепочкой по очереди. Затем попросить 2—3 детей пересказать рассказ.
Дети пришли в детский сад. Петя катает паровозик. Таня и Вова собирают железную дорогу. Коля и Катя строят деревянный дом. Детям нравится играть с игрушками.
5. Итог занятия.
Используемая литература.
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Обучение связной речи детей 5-6 лет». Картинно-графические планы рассказов. М. Издательство СКРИПТОРИЙ 2023
Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985
Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед 2008 №4 с. 102-115
Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2009г.
Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду - СПб, 2008