Статья «Использование мультимедийных технологий в процессе обучения будущих специалистов»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Быстрый рост новейших технологий повлиял на все сферы жизни. Компьютеры, планшеты, смартфоны и другие гаджеты, которые являются составной частью информационных технологий, стремительно вошли в нашу жизнь и стали основным источником коммуникации. Вполне очевидным является то, что формирование профессиональных компетенций будущих специалистов также должны соответствовать требованиям и нуждам современного сообщества. Использование новых технологий в учебном процессе способствует модернизации науки, поиску новых методов, технологий и подходов обучения и воспитания. Использование информационно-компьютерных технологий в учебном процессе позволяет реализовать принципы наглядности и интерактивности благодаря демонстрации текстовых, графических, видео- и аудиоматериалов.
Ученые постоянно осуществляют активный поиск новейших методов, техник и способов, которые бы модернизировали процесс обучения и сделали бы его более качественным и результативным. Термин «мультимедиа» каждый понимает по-своему. Для одних, это – технология, которая позволяет принимать, разрабатывать и превращать информацию; для других – это взаимодействие визуальной и звуковой информации, а есть те, кто рассматривает мультимедиа как обеспечение (программное, компьютерное или электронное); или же, как совмещение многих разных носителей информации с помощью компьютера.
Впервые термин «мультимедиа» был использован в 1965 году для описания шоу, которое соединило музыку, нетрадиционное искусство, кино и световые эффекты. С появлением новым технических приспособлений (видеоклипов, анимации) этот термин приобретал каждый раз новое значение. Отсюда можно сделать вывод, что это понятие непосредственно зависит от возникновения, развития и использования новейших технологий.
Сегодня считается, что использование мультимедийных технологий является одним из перспективных направлений, которое сопутствует информатизации и модернизации учебного процесса, а применение мультимедийных средств – ценными научными ресурсами, которые влияют на эффективность изучения специальных металлургических дисциплин.
Мультимедийные средства можно использовать на разных этапах учебного процесса: для мотивации во время изучения нового материала; с целью наглядной демонстрации для лучшего понимания или восприятия во время объяснения нового материала; для активизации знаний с целью закрепления и обобщения знаний; с целью проверки, контроля и оценивания приобретенных знаний и умений.
В процессе изучения специальных металлургических дисциплин мультимедийные способы делают возможными выполнение студентами многоуровневых заданий с целью реализации индивидуального подхода в обучении, применения мультимедийных презентаций, привлечения студентов к исследовательской и поисковой работе, использования метода проектов и деловых игр, развития способностей студентов к самостоятельной работе.
Кроме того, мультимедийные технологии влияют на эффективность подготовки будущих специалистов и формирование их компетентности в сфере обработки металлов давлением.
Одним из способов активизации студентов в процессе обучения специалистов-техников является использование метода проектов. В процессе выполнения курсовых и дипломных проектов студент работает над полученным заданием, планирует свою работу, осуществляет поиск материала, создает и защищает свой проект. Такой метод сопутствует развитию навыков самостоятельной работы студентов; его самовыражению и самосовершенствованию, развивает творческие задатки; повышает мотивацию и интерес к учебе; позволяет студентам развивать свои коммуникативные и интерактивные навыки общения, поскольку во время презентации проекта он должен продемонстрировать знания предмета, аргументировано изложить исследуемый материал, уметь вести дискуссию.
Таким образом, можем сделать вывод, что внедрение мультимедийных технологий позитивно повлияло на процесс изучения специальных металлургических дисциплин. Среди преимуществ можно выделить то, что мультимедийные технологии дают возможность наглядно демонстрировать учебный материал и изучать технологические процессы, делать процесс обучения более результативным, побуждать студентов к самостоятельной и познавательной работе.
Список использованных источников:
Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании. - М., 2007. - С. 30
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб, пособие для студентов вузов - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 189 с.