Статья «Использование педагогом открытых информационных ресурсов для совершенствования качества образовательного процесса»
В связи с переходом к компетентностному подходу в современной образовательной практике все большее распространение получают и используются в преподавании интернет-ресурсы и сервисы Web 2.0, которые позволяют развивать у обучаемых многие умения и навыки, необходимые в современном информационном обществе для успешной профессиональной деятельности будущего и сложившегося специалиста, а также существенно разнообразить возможности традиционных форм обучения. Массовое распространение сервисов Web 2.0. открывает широкие возможности для развития различных форм сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, использования в учебных целях свободных электронных ресурсов, самостоятельного создания контента. Применение сервисов Web 2.0.в учебном процессе позволяют мне существенно повысить качество обучения, спроектировать урок на ином уровне: сделать его более интересным, интерактивным, личностно ориентированным, результативным, позволяет вовлечь учащихся в творческую познавательную деятельность. Использование всех названных возможностей, адаптация различных сервисов сети Интернет для организации и проведения интересных занятий со школьниками - вот основная задача, которую я решаю в свой педагогической профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что разнообразие сервисов позволяет использовать их на разных этапах урока географии. Приведу несколько примеров использования сервисов Web 2.0:
При помощи сервиса Tagul (http://tagul.com), можно визуализировать текст в виде «облака» слов. Применение интернет-сервиса имеет ряд преимуществ: запоминание ключевых слов, тренировка образной памяти, проведение мозгового штурма, анализ основных идей текста, активация предварительных знаний, «облако» слов может выступать и в качестве опорного конспекта урока.
(https://wordart.com/ugz1tkvyk2is/океания)
Геосервис Googlemaps (карты) – это принципиально новый интерактивный и масштабируемый инструмент, способный одновременно и придать новое качество изучению географии, и ознакомить учащихся с технологиями онлайнового получения и обработки космических данных. Этот браузер превосходное средство для исследований, презентаций и работы с информацией, имеющей географическую привязку. Возможно создание виртуальных экскурсий (https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1Cg1lbPCxFS71pXWF9NZb5_PZOUY&ll=-12.080815390946062%2C-75.11019905&z=6), копирование фотографий, запись видео. Платформа «Google карты» позволяет заниматься изучением архитектуры городов, выполнить быстрый географический анализ, проектировать. Перемещение в нужное место обеспечивает мгновенное понимание рельефа территории, размеров участка Земли и его удаленности. Приведу несколько примеров из опыта своей работы с использованием данной программы на уроках географии:
1.нанесение на изображение градусной сетки (Меню Вид, команда – Сетка) для определения географических координат не только в градусах, но и минутах;
2.использование кнопки Метка для определения точки на поверхности, которая пополняется текстовой информацией и изображением с последующим сохранением на фотоснимке (на примере реки Дон);
3. для формирования представлений о географических понятиях: Норвегия – фьорды с использованием 3Д функции для объемного показа скалистых берегов страны, частей реки – исток, устье на примере реки Дон и т.д.;
4. для решения практических учебных задач, например, на снимке Атлантического океана подписать названия островов, образовавшихся в результате поднятия Северо – Атлантического хребта, используя инструмент Линейка, определить кратчайшее расстояние между своим населенным пунктом и любым другим объектом.
Learningapps (http://learningapps.org/) – конструктор интерактивных заданий разных типов:
-выбор (викторины (https://learningapps.org/display?v=py44i3ptv18), тесты (https://learningapps.org/display?v=p6i7mkfy317), выделение нужных слов, составление слов из букв); - распределение (найти пару(https://learningapps.org/display?v=pgbzm4pra17), классифицировать(https://learningapps.org/display?v=ph6jpnisj17), собрать пазл (https://learningapps.org/display?v=p651swdi517), привести в соответствие (https://learningapps.org/display?v=p7mmsiebk16), сортировать по группам, найти на карте) Пользоваться им довольно легко, все выполненные задания сразу проверяются, можно получить html-код любого упражнения и встроить его в свою web-страницу, а можно создать аккаунты для учеников и сформировать списки классов для организации домашних работ. Упражнения, созданные в этом сервисе, удобно использовать на этапе закрепления, учащимся нравится то, что проверка знаний напоминает игру, а также разнообразие предлагаемых заданий. Преимущества сервиса Learningapps - в разнообразии видов упражнений, которые, как мне кажется, и составляют суть деятельностного подхода и формируют все виды УУД, как того требуют новые ФГОС.
Оn-line puzzlesJig Zonе - используются на уроке при составлении планов и тематических схем при групповой работе, приемах «Обучения в сотрудничестве», презентации проектной деятельности. Для развития критического мышления использую Сервис Glosters (glogster.com). Созданный обучающимися на уроке кластер, дает возможность учителю отследить понимание темы; обобщить и структурировать основной учебный материал, позволяет увидеть связи между понятиями, законами и закономерностями.
Таким образом сервисы Web 2.0, позволяют учащимся:
- создавать, применять и преобразовывать модели и схемы с использованием различных типов визуализации;
- самостоятельно планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения;
- проводить сравнение на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;
- учиться приемам самоорганизации;
- осуществлять самоконтроль своих знаний и умений;
- планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и одноклассниками;
- овладевать способами ИКТ как инструментальной основой развития УУД;
- получать навыки самопрезентации.
Все перечисленное подтверждает эффективность использования существующих возможностей сервисов Web2.0. для формирования метапредметных компетенций учащихся.
Надежда Владимировна Кучмина
Кушнарева Татьяна Николаевна
Дементьева Ирина Михайловна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Медведева Татьяна Ивановна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Федорова Людмила Ивановна
Кушнарева Татьяна Николаевна