Методическая разработка «Использование планетария в рамках психологического сопровождения кадет» (5–6 класс)

1
0
Материал опубликован 10 January 2019

 

Методическая разработка «Использование планетария Оренбургского ПКУ в рамках психологического сопровождения кадет 5-6 классов»

 

 

 


 

Описание используемой технологии

Методика аутогенной тренировки как метод саморегуляции применяется около 100 лет, однако корни ее уходят в глубокую древность. Подобные техники весьма успешно с давних времен применяются индийскими йогами и буддистскими монахами для достижения трансовых состояний и управления физиологическими процессами собственного организма. Изначально аутогенная тренировка была предложена немецким психотерапевтом Шульц-Генке Гаральдом (в 1932 году) для лечения различных невротических состояний. Позже аутогенная тренировка была принята специалистами в области психологии, спорта, и даже космонавтики.

К настоящему времени выявлены два главных эффекта, которые дает аутогенная тренировка – снятие эмоциональной напряженности (успокоение) и ускорение восстановительных процессов организма (восстановление). Успокоение и восстановление достигается путем формирования у человека способности произвольно вызывать у себя релаксационное состояние. Эти умения позволяют контролировать свое состояние в ситуации стресса, напряженной обстановке; поддерживают хорошую психоэмоциональную и физическую форму.

Эффекты, которые достигает кадет в ходе релаксации, заключаются не только в снятии усталости и восстановлении сил, но и в поднятии настроения, духа; укреплении крепкого ночного сна; общем укреплении организма; нормализации работы центральной нервной системы, и наконец, в психоэмоциональной коррекции. Для укрепления волевой активности, коррекции поведения, характерологических особенностей и мобилизации личностных ресурсов применяют метод самовнушения в состоянии релаксации.

Использование планетария училища в ходе релаксации позволяет добиться большего эффекта, так как аудиальное воздействие подкрепляется визуальным сопровождением (схожий вариант достигается в сенсорной комнате). Тематика звездного неба, Вселенной позволяет затрагивать темы личностного содержания (цели, мечты, стремление к ним и т.д.)

В основе упражнений аутогенной тренировки лежит медитация. Медитация (латинское meditatio, от meditor — размышляю, обдумываю), умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию сосредоточенности.

К упражнениям медитации относятся:

Медитация на цвете (разнообразные цветовые гаммы, демонстрируемые в фильмах планетария). Во время занятия кадеты должны стремиться удерживать в сознании представление о цвете. Цель упражнения заключается в целенаправленном вызывании в дальнейшем определенных цветовых представлений. Одновременно тренируются ассоциации цвет – ощущения. Например, голубой – чувство покоя, желтый – радость и т. д.

Медитация на образе, предмете. Цель упражнения – научиться произвольно визуализировать конкретный предмет или образ. Это может быть планета «Уверенность», звезда «Цель», спираль «Возможности» и т.д. Критерием успешности тренировки является целенаправленная визуализация самого себя («Я» - раскрываю свои возможности, активизирую свои ресурсы).

Медитация на абстрактной идее. Сущность упражнения заключается в вызывании образных эквивалентов таких абстрактных понятий, как свобода, надежда, радость, любовь и т, п. Образные эквиваленты подобных абстрактных понятий у всех людей сугубо индивидуальны. У одних свобода ассоциируется с парящей в небе птицей, у вторых – с морем, у третьих – с бескрайней Вселенной

Медитация на эмоциональном состоянии. В процессе упражнений осуществляется переход к проекции визуализированных образов на себя, на собственные переживания. Шульц в качестве примера предлагал медитацию ощущения при виде гор. Фокус воображения должен быть направлен не на конкретный объект или пейзаж (море, горы), а на ощущения, которые возникают при их созерцании. На занятиях в планетарии такими объектами легко выступают звезды, солнечные системы, галактики, что позволяет легче достичь эффекта окрылённости, безграничности идей и свободы, бесконечности возможностей и талантов.

Овладев способностью к визуализации образов, человек сам себе задает вопросы, а ответы на них получает в виде спонтанно возникающих образов, которые потом интерпретируются. Наиболее часто задаются такие вопросы: «Что я хочу от жизни?», «Какие ошибки я допускаю?», «В чем мои главные проблемы?», «Как я должен себя вести в конкретной ситуации?», «Что я хочу?».

Музыкальное сопровождение во время занятий аутогенной тренировки имеет принципиальное значение. Во-первых, музыкальная композиция определяет временные рамки. Например, если медитация планируется на 30 минут, то необходим какой-нибудь сигнал (лучше - звуковой) об окончании медитации. Во-вторых, есть ряд звуков, которые могут помочь кадетусосредоточиться (гармоничные, спокойные композиции, без резких, отвлекающих звуков и текста). Музыкальное сопровождение позволяет не отвлекаться на посторонние звуки извне (шум, скрипы, голоса). Также для выполнения медитации очень хорошо подходят звуки природы (пение птиц, шум моря, дождя, ветра). Подобное звучание нисколько не противоречит визуальному эффекту планетария, так как аутогенная тренировка, настрой на гармоничное, спокойное восприятие окружающей действительности позволяет совмещать несовместимые на первый взгляд вещи, фантазировать на любую тему, выходить за привычные рамки.

Благодаря своей безвредности, экологичности, аутогенная тренировка может применяться практически без ограничений. Абсолютным противопоказанием к процедуре является наличие истерии или состояний бреда, галлюцинаций, а также острый период соматических заболеваний.

С целью профилактики нервно-психического напряжения, агрессии; с целью стабилизации психоэмоционального состояния кадет в условиях обучения и проживания в учреждении закрытого типа рекомендуется проводить с кадетами занятия аутогенной тренировки. Использование планетария позволяет сделать данную форму работы более интересной и увлекательной для кадет.


Технологическая карта № 1. Занятие «Путешествие к далеким звездам»

 

 

Взвод (класс)

Кадеты 6 классов

ФИО, должность, квалификационная категория педагога

Шадрина Наталья Валерьевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Тема

Путешествие к далеким звездам

Цель

Стабилизация психоэмоционального состояния, повышение стрессоустойчивости, поиск внутреннего ресурса

Задачи

- развитие регулятивных универсальных учебных действий (формирование приемов саморегуляции)

- развитие навыковаутогенной тренировки

Тип урока

Занятие в рамках внеурочной деятельности

Применяемая технология

Медитация

Образовательный продукт

урока

Обучение приемам саморегуляции.

Оборудование

Планетарий с содержимым (мягкие пуфы), музыкальный центр

Тема «Back to the Moon» (визуальныйэффект)

Композиция «Reiki»(аудиальный эффект)

Источники информации

Зинкевич Т.Д., Михайлов А. М. Волшебный источник: Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоррекции. СПб.: СМАРТ, 1996г.

Ход занятия

Этап

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность кадет

Формируемые универсальные учебные действия

Время

1.

Вводный.

Постановка цели занятия.

Цель нашего занятия –снятие мышечного напряжения, расслабление, обучение приемам регуляции собственного физического и психического состояния.

(Звучит музыка) «Наша родная планета - Земля. Ее населяют люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, что окружает нас за пределами нашей галактики.Сейчас мы отправимся в путешествие к далеким галактическим мирам.

Займите удобное положение и посмотрите на темное ночное небо с яркими звездами».

Выслушивание информации психолога, уточняющие вопросы.

Развитие регулятивных универсальных учебных действий (волевого самоконтроля, самоуправления, внимательности, творческого воображения).

5мин.

2.

Содержательный.

Стабилизация эмоционального состояния.

Повышение стрессоустойчивости.

«Сделайте глубокий вдох и медленный спокойный выдох. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их…

Нас окружает бесконечная Вселенная и мы – часть ее, творцы своей жизни и судьбы. Отправляемся в дальнее путешествие к новым мирам, галактикам, звездам. Дыхание ровное, спокойное…Сердце бьется четко, ритмично…

Мы несемся то плавно, то стремительно на встречу к звездам, своей цели, своей мечте. Нас наполняет ощущение радости, спокойствия, гармонии со Вселенной и с самим собой… Дыхание ровное, спокойное.

Мы – в центре Вселенной, в центре мироздания. Наши мысли, чувства наполняются живительной энергией, бодростью, смелостью, решительностью…

Мы видим бесконечное количество цветов, красок, оттенков и каждый цвет наполняет нас своей силой, энергией… Для каждого цвета существует свой настрой и чувство.

Первая звезда - голубая. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно радует глаз в жару. Голубая звезда освежает наш разум и чувства, просветляет мысли…

Представьте себе, как ваше тело наполняется голубым цветом, вы становитесь центром спокойствия, излучаете спокойствие ….

Следующая звезда - красная. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Иногда он напоминает нам о любви, иногда о спорте, иногда об учебе и активности… Красная звезда наполняет нас активностью, желанием действовать, стремлением к цели…

Когда вам будет грустно, скучно, тоскливо, представьте себе, как ваше тело наполняется ярким красным цветом, вы излучаете бодрость, энергию, силу, оптимизм…

Желтая звезда приносит нам радость. Она согревает, как солнце, и мы улыбаемся ей в ответ. Если вам грустно и одиноко, желтый цвет поднимет вам настроение, улучшит самочувствие…

Вы чувствуете приятное распространение солнечного тепла от кончиков пальцев ног до затылка…. Солнечное тепло приятными волнами распространяется по вашему организму. Прислушайтесь к этим ощущениям тепла…

Следующая зеленая звезда – звезда природы. Если нам не по себе, зеленый цвет помогает нам чувствовать себя лучше. Зеленый цвет наполняет нас спокойствиеми здравомыслием. Это цвет здоровья, зеленой листвы, цвет жизни. Когда вы чувствуете усталость, лень, мысленно наполните свое тело ярким зеленым, изумрудным цветом. Почувствуете тогда дыхание жизни, силы, гармонии с природой и окружающим миром. Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично».

Созерцание визуальных эффектов, прослушивание речи ведущего под музыкальное сопровождение.

Развитие навыков саморегуляции, самоуспокоения.

Развитие творческого воображения.

25

мин.

3.

Заключительный.

Подведение итогов занятия.

«Вот и подходит к концу наше путешествие к далеким звездам. Звезды подарили нам приятные мгновения отдыха, наполнили нас смелостью, активностью, бодростью, решительностью.

Каждый раз, вспоминая о нашем путешествии, вы будете испытывать ощущение спокойствия и уверенности.

А сейчас вы готовы действовать, готовы добиваться цели, преодолевать трудности на любом поприще. Готовы достичь Победы».

Рефлексия: «Ребята поделитесь своими чувствами, ощущениями, впечатлениями. Чему вы научились на нашем занятии? Где вы сможете использовать полученные навыки?»

Кадеты отвечают на вопросы в конце занятия, делятся чувствами.

Развитие познавательных УУД.

(закрепление навыков саморегуляции - проговаривание их;

анализ всего занятия, его ценности для себя).

15 мин.

Технологическая карта № 2. Занятие «Вселенная моих качеств»

Дата

 

Взвод (класс)

Кадеты 6 классов

ФИО, должность, квалификационная категория педагога

Шадрина Наталья Валерьевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Тема

Вселенная моих качеств

Цель

Повышение стрессоустойчивости, формирование адекватной самооценки.

Задачи

- развитие регулятивных универсальных учебных действий (формирование приемов саморегуляции)

- развитие навыков аутогенной тренировки

Тип урока

Занятие в рамках внеурочной деятельности

Применяемая технология

Аутогенная тренировка

Образовательный продукт

урока

Обучение приемам саморегуляции.

Оборудование

Планетарий с содержимым (мягкие пуфы), музыкальный центр

Тема «10 Steps through the Sky Part one Astronomy» (визуальный эффект)

Композиция «Reiki»(аудиальный эффект)

Источники информации

Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. М.: ТЦ «Сфера», 2000г.

Нестеровский Е. Б. Что такое аутотренинг. М.: Знание, 1984г

Ход занятия

Этап

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность кадет

Формируемые универсальные учебные действия

Время

1.

Вводный.

Постановка цели занятия.

Цель нашего занятия –повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки, обучение приемам саморегуляции. Все эти важные качества и умения мы освоим путем самовнушения, работы сознания и подсознания.

(Звучит музыка) «Каждый человек имеет богатый духовный внутренний мир. Каждый из нас с рождения наделен внутренним потенциалом - темпераментом, энергией, активностью, устойчивостью. В процессе взросления, получения нового жизненного опыта наш внутренний мир преображается, потенциал увеличивается, характер закаляется. Каждый человек – это целая Вселенная качеств, стремлений, энергии. Сегодня вы совершите путешествие к центру своего Я, во Вселенную ваших качеств и откроете свои ресурсы».

Выслушивание информации психолога, уточняющие вопросы.

Развитие регулятивных универсальных учебных действий (волевого самоконтроля, самоуправления, внимательности, творческого воображения).

5мин.

2.

Содержательный.

Стабилизация эмоционального состояния.

Повышение стрессоустойчивости.

«Сделайте глубокий вдох и медленный спокойный выдох. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их…

Вы погружаетесь во Вселенную своих качеств, в свой собственный мир. В каждом из вас есть планеты личностных особенностей, метеориты привычек, кометы иллюзий и сомнений. Мы попробуем рассмотреть самые важные из них, изучить их механизм, внутренний двигатель, устройство и раскрыть их потенциал.

Первой мы откроем звезду Фантазию … с яркой палитрой, с сотней оттенков, с богатым звучанием, с множеством стихов, идей, юмора. Представили в своем мире (душе, сердце) фантазию. Какой она имеет цвет, размер, форму? Сжали мизинец – запустили пусковой механизм, включили фантазию!

И сразу мысли закипели, заработали, приходит вдохновение, расцветает воображение…

Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется ритмично.

Второй мы откроем планету Аккуратность…Мы видим Аккуратность на звездном потолке нашего планетария. А какая она у вас? Представили, почувствовали свою аккуратность. Сжали указательный палец – запустили механизм трудолюбия и самодисциплины… хочется быть аккуратным, хочется привести в порядок вещи, поправить форму, сесть ровно, хочется стать примером и образцом для других. …Подсознание работает, механизм включен …

На звездном небосклоне мы видим метеорит Решительности, Храбрости и Уверенности. У каждого из вас существует такой же мощный, крепкий механизм тройного действия. Представили собственный механизм, может быть у кого-то он в виде дракона, автомобиля или танка. Сжали кулак – включили механизм. … И сразу спина выпрямляется, плечи распрямляются, подбородок приподнимается, глаза смотрят прямо, не отводим их в сторону. Хочется говорить, хочется действовать, хочется выступать, хочется побеждать, хочется жизни радоваться!!!

Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется ритмично.

Следующей мы видим звезду Доброту. И сразу же тело наполняется теплом, нежностью, заботой, внимательностью. Нашли в своей Вселенной эту замечательную звезду. Какого она цвета, размера? Доброты много не бывает! Сжали безымянный палец – усилили доброту… (В древности существовало поверье, что из безымянного пальца левой руки ведёт прямая вена в сердце, символ любви). Ваше тело, словно сосуд наполняется добротой, хочется совершать добрые дела, хочется быть добрым и заботливым.

У Земли есть спутник Луна, а в вашей Вселенной тоже есть спутник Спокойствие, который всегда с вами, помогает в трудных ситуациях, сохраняет здравомыслие, трезвую голову, холодный рассудок, железные нервы. Сжали средний палец – включили механизм спокойствия … Почувствовали спокойствие в своей Вселенной, в своем внутреннем мире. Работает спокойствие всегда и везде, в любой ситуации.

Сделали глубокий вдох и медленный спокойный выдох. Сердце бьется четко, ритмично.

Яркая и щедрая звезда во Вселенной – Оптимизм – помогает себе и другим. Без оптимизма (веры в лучшее и хорошее) тяжело было бы жить на Земле. Оптимизм окрыляет, помогает, защищает, веселит. С ним не пропадешь! Большой палец отвечает за оптимизм. Показали большой палец, вот как здорово- нам и всем!!! Все будет хорошо!

Созерцание визуальных эффектов, прослушивание речи ведущего под музыкальное сопровождение.

Развитие навыков саморегуляции, самоуспокоения.

Развитие творческого воображения.

30

мин.

3.

Заключительный.

Подведение итогов занятия.

«Подходит к концу наше погружение во Вселенную качеств. Наш внутренний мир еще полон неизведанных секретов и богатств. Но сегодня мы открыли некоторые из них. Наше подсознание работает как часы, впитывает все полезное для себя как губка. За каждым пальчиком мы закрепили пусковую информацию личностных качеств.

Давайте закрепим полученные знания:

1.Мизинец активизирует фантазию.

2.Указательный палец включает аккуратность.

3.Безымянный палец – усиливает доброту.

4.Средний палец включает механизм спокойствия.

5.Сжатый кулак – повышает решительность, храбрость и уверенность.

6.Большой палец отвечает за оптимизм.

Рефлексия: «Ребята поделитесь своими чувствами, ощущениями, впечатлениями. Чему вы научились на нашем занятии? Где вы сможете использовать полученные навыки?»

Кадеты отвечают на вопросы в конце занятия, делятся чувствами.

Развитие познавательных УУД.

(закрепление навыков саморегуляции - проговаривание их;

анализ всего занятия, его ценности для себя).

10 мин.

Технологическая карта № 3. Занятие «Через тернии к звездам»

Дата

 

Взвод (класс)

Кадеты 6 классов

ФИО, должность, квалификационная категория педагога

Шадрина Наталья Валерьевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Тема

Через тернии к звездам

Цель

Обучение алгоритму достижения цели

Задачи

- развитие навыков целеполагания

- развитие творческого мышления

Тип урока

Занятие в рамках внеурочной деятельности

Применяемая технология

Аутогенная тренировка /самовнушение/

Образовательный продукт

урока

Обучение алгоритму достижения цели

Оборудование

Планетарий с содержимым (мягкие пуфы), музыкальный центр

Тема «10 Steps through the Sky Part one Astronomy» (визуальный эффект)

Композиция «Reiki» (аудиальный эффект)

Источники информации

Кривцов С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М. 1997г

Ход занятия

Этап

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность кадет

Формируемые универсальные учебные действия

Время

1.

Вводный.

Постановка цели занятия.

Цель нашего занятия –научиться планировать и достигать цель.

Достижение целей отнюдь не легкое занятие. Порою просто не знаешь с чего начать и как действовать, а ведь успех без достижения целей просто невозможен. Сегодня на нашем занятии вы научитесь алгоритму достижения цели.

(Звучит музыка) Мы отправимся в космическое путешествие на встречу своей мечте, через тернии к звездам.

Выслушивание информации психолога, уточняющие вопросы.

Развитие регулятивных универсальных и познавательных учебных действий.

5мин.

2.

Содержательный.

Стабилизация эмоционального состояния.

Повышение стрессоустойчивости.

«Сделайте глубокий вдох и медленный спокойный выдох. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их…

Итак, перед нами открылась Вселенная возможностей, стратегий, бесконечного варианта действий, вселенная выбора, который всегда остается за вами.

Для начала, прежде чем сделать шаг и отправиться покорять Вселенную, нужно понять и запомнить важный секрет - алгоритм достижения целей.

Первая ступень во Вселенной - принятие решения. Вам нужно четко решить чего мы хотим от себя, от жизни и начать действовать. Часто получается так, что на полпути мы останавливаемся, все бросаем и считаем, что достичь желаемого нам не под силу. На самом деле все далеко не так. Приняв решение действовать, не стоит отвлекаться на ерунду, на какие-то другие дела, распыляться. Дайте себе срок, например, год, который Вы посвятите только этой теме, только этой цели. Я не обещаю сразу золотых гор, но в течение года будут видны результаты и откроются новые горизонты Вселенной.

Вы можете сказать, что это долго и пойти искать другие пути, так и оставшись в вечном поиске и не достигнув своего. А можете выделить для себя такой промежуток времени и попробовать свои силы. У Вас обязательно все получиться! Если очень захотеть – можно в Космос полететь!

Вторая ступень во Вселенной - выбор направления. Очень сложно для большинства из нас выбрать правильное направление, то направление, которое будет интересным для Вас. Не стоит отчаиваться. Важно начать пробовать на себе много «чужого», чтобы, в конце концов, найти свое. Ведь выбор направления является первым шагом на пути к Вашей главной цели.

Мы движемся через Вселенную и выходим на следующую ступень - план действий. Вы погружаетесь в выбранную тему, решаете, как Вы будите действовать, составляете план действий. Желательно пользовать тетрадью или блокнотом для этой цели. Каждое действие должно быть прописано, можно пользоваться схемой, рисунком, таблицей, интеллект-картой. Каждый выбирает свой, удобный для себя вариант. Если цель большая ее следует разделить на несколько подцелей или этапов. Мы продвигаемся все дальше через Вселенную на встречу своей мечте, через тернии к звездам!

Очередная очень важная ступень в нашей бесконечной Вселенной возможностей - ежедневные действия. Этот этап очень важный, значимый, без действий нет и результата. Могу только добавить, что следует каждый день перед сном анализировать прожитый день, отвечая на вопрос: «Что сегодня я сделал, чтобы приблизиться к своей цели?». Отвечать лучше письменно, честность перед собой превыше всего!

Еще одна ступенька позади, следующий шаг во Вселенной – ответственность. К осуществлению своих целей стоит подходить очень ответственно. Не стоит оглядываться назад. Сфокусируйтесь на достижении целей и смело идите вперед.

Важные ступеньки для приближения к цели (своей звезде) – развитие(личностный рост подстегивает к действию, помогает преодолевать трудности, делает нас сильнее), общение (ищите себе тех людей, которые уже достигли своих целей и могут поделиться своим опытом. Не стоит говорить о своих целях тем, кто Вас не поддерживает и от всего отговаривает), увлеченность(вы можете достичь своей цели и об этом забыть. Но есть цели, которыми Вы хотите заниматься всю жизнь, потому что Вам нравиться это делать. Само делание вызывает радость. Именно такой подход к достижению цели, дает наилучшие результаты. Чем больше Вы вкладываете себя, тем больше получаете).

Через тернии прошли и, наконец, вот она - ваша цель, ваша звездочка - воплотилась! Вот оно счастье!!! Что будите делать после того, как цель будет достигнута?

Самое основное в жизни – быть полезным, заниматься тем, что интересно. Порою, мы не видим свою конечную цель, а принимаем средство для достижения цели за саму цель. Например, деньги являются всего лишь средством для достижения целей.

Вперед и только вперед!!!!

Когда Вы знаете, что впереди Вас ждут новые интересные цели, то легче браться за дело. Только помните, цель должна быть совместима с Вами. Если что-то делаете через силу, то исполнение может стоить больших затрат жизненной энергии, которую можно было потратить на совсем другие вещи, и иметь более лучший результат.

Созерцание визуальных эффектов, прослушивание речи ведущего под музыкальное сопровождение.

Развитие навыков саморегуляции, самоуспокоения.

Развитие творческого воображения.

25

мин.

3.

Заключительный.

Подведение итогов занятия.

«Резюме. Перед выбором целей, проверьте их и себя по данному алгоритму. Старайтесь это делать регулярно. Не стоит ждать конкретного какого-то дня. Приняли решение и действуйте прямо сейчас.

Жизнь слишком короткая, чтобы откладывать достижение целей на потом. Никого не слушайте, если кто-то будет отговаривать. Знайте, у Вас все получиться!

Подведение итогов: «Ребята, чему вы научились на нашем занятии? Перечислите все этапы алгоритма достижения цели. Где вы сможете использовать полученные навыки?

Домашнее задание – принести на следующее занятие свой алгоритм достижения личной цели (мечты)».

Кадеты отвечают на вопросы в конце занятия, делятся чувствами.

Развитие познавательных УУД.

(закрепление навыков саморегуляции - проговаривание их;

анализ всего занятия, его ценности для себя).

15 мин.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации