Методическая разработка психологического занятия «Двойные послания СМИ»
Администрация города Дзержинска Нижегородской области
департамент образования
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных техников»
(МБУ ДО «Станция юных техников», МБУ ДО СЮТ)
Методическая разработка
психологического занятия
«Двойные послания СМИ»
Автор-составитель: педагог-психолог
I квалификационной категории
Коноплева Милия Сергеевна
г. Дзержинск
2020 г.
Введение
Данная методическая разработка представляет собой подробное описание подготовки и проведения психологического занятия для учащихся на тему «Двойные послания СМИ».
Проблема методической разработки обусловлена тем, что зачастую учащиеся подростково-юношеского возраста не имеют навыка критического анализа СМИ, который способствует видению того, что скрывается за тем или иным произведением массмедиа, какую цель преследует автор.
Актуальность методической разработки заключается в том, что современные СМИ выступают для учащихся не только как источник образовательной и развлекательной информации, но и как повод для формирования мировоззрения, определенного взгляда на мир, окружение, отношения между людьми.
Структура данного занятия соответствует структуре технологии развития критического мышления. Этапы технологии включают в себя: вызов, осмысление содержания, рефлексия.
В ходе упражнений учащиеся будут учиться видеть двойные смыслы и послания СМИ, отрабатывать навыки критического мышления в практической деятельности через анализ экранных образов, паттернов поведения, предлагаемых в некоторых СМИ.
Основная часть
Цель: Формирование у учащихся установки на ответственное поведение в информационном пространстве.
Задачи:
Способствовать формированию навыков критического мышления при интерпретации и оценке медиапродуктов;
Содействовать развитию самостоятельности суждений;
Способствовать применению учащимися полученных знаний,
умений в совместной творческой деятельности.
План
Формы: практикум, индивидуальная, групповая, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах.
Методы: беседа, объяснение, наглядный метод, активизирующие упражнения, практический.
Педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология обучения в сотрудничестве.
Межпредметные связи:
- психология: восприятие, критическое мышление, эмоции, чувства, воля.
- медиапсихология: восприятие и воздействие медиа, манипуляция медиа, экранный образ, медиатекст.
Требования к результатам:
- формирование первоначальных представлений и основных понятий масс медиа
- формирование умения ориентироваться в продукции масс медиа
- расширение представления учащихся о приемах негативного воздействия медиатекстов на сознание и волю человека
- формирование готовности к самоанализу и самооценке
- развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками
- формирование мотивации к творческой деятельности
- овладение некоторыми навыками противодействия негативному влиянию медиатекстов
Целевая аудитория: учащиеся 15-17 лет.
Продолжительность – 1 час 30 минут
Сценарий психологического занятия
«Двойные послания СМИ»
Психолог: Добрый день! Рада вас видеть! Надеюсь, что вам будет интересно, попрошу каждого проявлять активность. Сегодня мы с вами рассмотрим такие понятия, как двойные послания в средствах массовой информации. Все мы без исключения изо дня в день так или иначе сталкиваемся с определенными медиапродуктами.
Мы смотрим телепередачи, фильмы, клипы, проводим время в социальных сетях, слушаем музыку и многое другое. Но всегда ли мы задумываемся над тем, а насколько достоверна и правдива информация, которую мы получаем из СМИ? Насколько мы можем доверять ей? Стоит ли перепроверять информацию? На эти и другие вопросы мы попробуем с вами найти ответы сегодня. Мы начинаем!
Опрос
Психолог: Прежде всего, ответьте письменно на следующие вопросы,
которые представлены на слайде (приложение 1). В каждом вопросе есть два варианта ответов. Выберите один из них. Все ответили? Хорошо! Мы продолжаем. (3 минуты)
Упражнение «Приветствие»
Психолог: Сейчас мы с вами поприветствуем друг друга с помощью рукопожатий. Вы знаете многие жанры кино. Представьте, что вы актеры, которым предстоит здороваться друг с другом в определенном жанре. Первый жанр – это драма. Вы печальные, грустные, и соответственно, ваше приветствие будет таким же.
Участники двигаются по залу под соответствующую мелодию и приветствуют друг друга, как в «драме».
Психолог: Теперь представьте, что вы играете в «детективе» - кругом много загадок и опасностей, вы на редкость подозрительны.
Участники двигаются по залу под соответствующую мелодию и приветствуют друг друга, как в «детективе».
Психолог: Теперь представьте, что вы играете в «комедии» - вам весело, у вас прекрасное, радостное настроение. Вам хочется поделиться этим настроением с другими.
Участники двигаются по залу под соответствующую мелодию и приветствуют друг друга, как в «комедии».
Обсуждение: Понравилось упражнение? Что чувствуете сейчас? (5 минут)
Упражнение «Незаконченные предложения»
Психолог: Друзья, предлагаю вам присесть для следующего упражнения. У меня в руках коробка с листочками с незаконченными предложениями, сейчас я дам ее первому участнику, он выберет листочек и продолжит фразу. Затем передаст коробку следующему. Начинаем!
Участники продолжают незаконченные фразы. (приложение 2)
Обсуждение: Понравилось упражнение? Легко ли было продолжать предложения? (7 минут)
Упражнение «Корзина идей»
Психолог: На экране вы видите «корзину». Это будет «корзина идей»,
в которую мы условно соберем все то, что вы знаете о сегодняшней теме. Обмен информацией проводится по следующей схеме:
Что вам известно по заданной теме (проблеме)?
Запишите все, что вы знаете по данной теме (проблеме)? (1-2 минута)
Затем в парах происходит обмен информацией. Проследите, в чем
совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. (3 минуты)
Затем мы составим список ваших идей. Идеи высказываем, не
повторяя ранее сказанного.
Обсуждение: Ребята, понравилось ли вам это упражнение? Что чувствуете сейчас? Возникали ли трудности? Насколько совпали ваши мнения, и наоборот?
Психолог: Хорошо, мы продолжаем! (6 минут)
Упражнение «О чем фильм»
Психолог: Скажите, если бы у вас появилась возможность, о чем бы
вы хотели снять фильм? Ответы участников. Вы видели много фильмов, выберите один из них, который вам наиболее понравился, и попробуйте переписать значительную ситуацию или важное событие. Проследите за тем, как изменятся герои и их жизнь, как будут развиваться события в дальнейшем, каким будет финал.
Участники кратко рассказывают, что у них получилось.
Вывод: Как только вы изменили ситуацию, жизнь ваших героев пошла по другому пути. Вы, как авторы, решаете, как будут жить ваши герои, какие изменения произойдут с ними, как закончится фильм. Кроме того, что изменилась жизнь героев, изменились и идея фильма, и его смысл. Автор предлагает зрителю свою идею, свой взгляд на ту или иную проблему, решение этой проблемы. Вопрос в том, а правилен ли этот взгляд автора, что он несет с собой? Стоит ли принимать эту идею? Следует задумываться над тем, а что автор хотел сказать нам этим фильмом, какое решение проблемы он предлагает, показывая жизнь персонажей. Мы зачастую смотрим фильмы пассивно, конечно, мы сопереживаем персонажам, но при этом еще следует проводить некий анализ фильма. (10 минут)
Упражнение «Разум или чувства»
Психолог: Как вы думаете, мы воспринимаем средства массовой
коммуникации прежде всего, эмоционально (неосознанно, с помощью чувств) или рационально (разумно, осознанно)? Давайте мы это сейчас проверим. Назовите любой фильм, но желательно, чтобы его видели многие из вас. Участники называют фильм. А теперь кратко расскажите свое впечатление об этом фильме. Участники рассказывают свои впечатления.
Вывод: Любой медиатекст мы воспринимаем более всего именно эмоционально, т.е. смеемся мы или плачем, грустим или улыбаемся. Какое настроение возникает у нас при просмотре него, какое после. От этого будет зависеть наша оценка. Т.е. мы воспринимаем поверхностно, не задумываясь над тем, чему учит этот фильм, какие ценности несет с собой. (6 минут)
Упражнение-игра «Тик-так»
Психолог: Сейчас мы проведем небольшую разминку, поиграем в
веселую игру. Нам необходимо встать в круг. Вы будете передавать друг другу звуковую передачу: «тик» – направо, «так» – налево по кругу. «Бум» – означает перемену направления передачи звука. Любой из вас имеет право изменить направление передачи.
Обсуждение: Что чувствуете сейчас? Удалось немного отдохнуть? (2 минуты)
Упражнение «Разбор рекламы»
Психолог: Сейчас мы попробуем разобрать с вами, как влияют СМИ
на наши идеи, поведение, жизнь через эмоции. Для примера возьмем рекламу для детей и взрослых. Прежде рассчитаетесь на «режиссеров» и «зрителей». Участники рассчитываются и объединяются в две группы «режиссеров» и «зрителей».
А) Давайте посмотрим рекламу пирожного Kinder Pingui. Просмотр рекламы (ссылка на рекламу в источниках). Сейчас вам надо будет подготовить комментарий по рекламе с позиции «режиссеров» и «зрителей». Для подготовки комментария предлагаю воспользоваться критериями. Критерии могут быть общими, могут отличаться. Список критериев раздается подгруппам. (приложение 3)
Обсуждение: Было ли это упражнение для вас сложным? Если да, то почему? Удалось ли прописать все критерии?
Вывод: Обратили внимание, что в начале критерии несут эмоциональную нагрузку? Вопросы касаются настроения, атмосферы. И только после перечисленных критериев, мы подошли с вами к самому главному, рациональному, осознанному, какие ценности несет ролик, что в нем полезного, что вредного, т.е. мы пытаемся с вами считать двойные послания рекламы. Какие идеи, какие послания несет нам реклама, какие ценности она нам внушает. Что может увидеть ребенок? Что, если хочешь получить желаемое, то все средства хороши, можно обмануть родителей.
Б) Мы продолжаем. Предлагаю вам посмотреть на слайды. Здесь представлена различная реклама. Посмотрите, пожалуйста, внимательно, и ответьте на вопрос такая реклама отталкивает или привлекает, и почему? (приложение 4) Ответы участников
Реклама не просто предлагает товар, она еще и задает нам определенные образцы поведения, внешности, ценностей. Какие ценности олицетворяют собой образы женщины, представленные на слайде? Что вы можете сказать о ее внешности, характере, поведении. (приложение 5) Ответы участников
Обсуждение: мы видим, каким взглядом смотрит на нас эти женщины, он надменный, высокомерный. Понятно, что эта женщина знает себе цену, не упустит своего. Она сильная, красивая, но ответьте, пожалуйста, а счастлива ли она?
Теперь давайте посмотрим на образ мужчины, предлагаемый в рекламе. (приложение 5)
Что вы можете сказать об этой рекламе (приложение 6)? Какой посыл она несет? Не противоречит ли изображение этого мужчины лозунгу рекламы? Ответы участников.
Вывод: Изображения людей, атмосфера созданной фотографии, картинки оседает в подсознании человека, вызывая у него желание не только приобрести желаемый товар, но и взять подобный образ внешности и поведения за образец. Помните, что фотография – это не просто красивое и профессиональное изображение чего-либо или кого-либо, но это, прежде всего, посыл, смысл, который предлагает автор. (15 минут)
Упражнение «Создание рекламы»
Психолог: Представьте, что вы работаете в рекламном агентстве. Вам необходимо придумать рекламу какой-нибудь важной ценности для человека. Это может быть любовь, дружба, верность, семья и др. Вам необходимо задать определенную атмосферу рекламе, придумать сюжет, продумать цели и аудиторию, на которую будет рассчитана реклама. Какие эмоции, какое настроение она будет вызывать у зрителей. Придумайте логотип вашей рекламе, бренд. Для этого у вас есть ватман, фломастеры, ручки, журналы. Затем вам надо будет представить свою рекламу. (20 минут)
Обсуждение: Что помогало, а что мешало вам в создании рекламы? Какие трудности возникали в процессе подготовки? Понравилось ли вам это упражнение?
Упражнение «Учимся сообща»
Психолог: Сейчас предлагаю вам объединится в 4 группы. У меня есть
два текста. Один текст я раздам первой и второй группе, другой – третьей и четвертой. Первая группа читает отрывок, выделяет главное, готовит выступление по данному фрагменту. Вторая подготавливает вопросы к этому же отрывку текста. Следующие две группы выполняют те же задания, но уже с другим текстом. (Тексты в приложении 7) (12 минут)
Обсуждение: Возникали ли сложности во время подготовки и выступления? Что помогло вам справиться с ними? Какой важный вывод можно сделать из этого упражнения?
Рефлексия «Синквейн»
Психолог: Наше занятие подходит к завершению. Ответьте,
пожалуйста, изменились ли ваши ответы на вопросы, которые прозвучали в начале нашего занятия? Ответы участников.
Психолог: Предлагаю вам сделать некое обобщение из всего того, что вы сегодня узнали. Будем составлять синквейн по нашей теме. Синквейн – белый стих, составленный по схеме:
- заголовок – ключевое слово, существительное
- два прилагательных, ассоциирующихся с ключевым словом
- три глагола – по тому же принципу
- фраза, несущая смысловую нагрузку
- вывод-резюме
Учащиеся пишут и озвучивают свои варианты. (4 минуты)
Психолог: На этом наше занятие завершается, все молодцы! Желаю новых творческих идей и всего наилучшего, до свидания!
Заключение
Занятие «Двойные послания СМИ» способствует повышению уровня психологических знаний у учащихся, развитию критического мышления, приобретению ими навыков конструктивного восприятия и анализа медиапроизведений. Специальные упражнения, обсуждения, работа в группах помогают сформировать у подростков стремление к критическому осмыслению той или иной информации.
Данное занятие можно рассматривать как часть профилактической работы, направленной на формирование навыка критического мышления произведений масс-медиа.
Методические рекомендации по подготовке
и проведению внеклассного мероприятия
Занятие проходит в группе по 10 – 12 человек 14-17 лет, желательно, чтобы число участников было четным. Необходимо подготовить зал или класс, расставить стулья по кругу для приветствия и создания доверительной атмосферы в группе.
В начале мероприятия учащихся необходимо познакомить с кратким планом занятия, с основной его идеей. Прежде всего, участникам нужно будет ответить на «Опрос», который включает в себя три вопроса с двумя вариантами ответов. Данное упражнение активизирует интерес участников к занятию. Ответы не обсуждаются, бланки с ответами собираются ведущим. В течение занятия, учащиеся будут иметь возможность получить на них, возможно, другие ответы.
Для разогрева и эффективного включения в работу можно провести приветствие. Приветствие построено таким образом, что позволяет всем участникам поздороваться друг с другом, используя различные настроения. Приветствие сопровождается музыкой: драма - грустная, печальная; детектив - таинственная, загадочная; комедия - веселая, радостная. Концепция приветствия подчинена теме занятия.
Для актуализации знаний взаимодействия с массмедиа, участникам предлагается продолжить незаконченные фразы. Помимо актуализации собственного опыта, участники знакомятся с мнением других. Происходит обмен опытом, идей по изучаемому вопросу, что позволяет рассмотреть СМИ с разных позиций. Незаконченных фраз обязательно должно быть столько же, сколько участников или больше. Когда пройдет первый круг предложений, то оставшиеся фразы можно закончить по желанию. Если участники захотят сами придумать незаконченную фразу, то это следует поддержать.
В упражнении «Корзина идей» все сведения кратко записываются, даже если они ошибочны. В «корзину» идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия. Далее в ходе занятия эти разрозненные в сознании учащихся факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепочки. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Упражнение «О чем фильм» помогает участникам посмотреть на фильмы, как на медиапродукт, который несет определенные смыслы и идеи. Участникам предлагается поменять любую ситуацию в фильме, проследить, как изменится жизнь героев после этого, как изменится посыл фильма. Участникам необходимо задуматься над тем, каков смысл фильма. Следует ли принимать его за образец
Упражнение «Разум или чувства» помогает участникам задуматься над тем, что мы, прежде всего, медиапродукты воспринимаем эмоционально, не включая критическое мышление. Когда человек включен в тот или иной медиапродукт эмоционально, легче всего вложить определенные идеи в его голову. И зритель, сам того не осознавая, начинает принимать авторские идеи, как верные, не противоречащие тем или иным собственным ценностям. Когда участники делятся своими впечатлениями о фильме, они, как правило, говорят эмоциональными категориями: «мне понравился фильм, не понравился финал», «хорошая актерская игра, очень хорошо играли», «веселый, легкий фильм», «тяжелый, грустный, мрачный». Как правило, учащиеся редко или совсем не говорят о фильме следующим образом: «этот фильм показал мне, как надо/не надо поступать», «идея этого фильма в том, что…». Воспринимая любой медиатекст (фильм, реклама, телепередача), мы обращаем внимание на его внешнее содержание, т.е. причины и следствия сюжета, события. Анализ включает в себя более глубокое осмысление масс-медиа, видение скрытых и ускользающих моментов, который «прячет» от нас автор.
Упражнение-разминка «Тик-так» способствует умственному и физическому отдыху участнику. Помогает снять напряжение предыдущего упражнения. Активизирует на эффективное продолжение работы.
Для упражнения «Разбор рекламы» необходимо заранее подготовить критерии, по которым учащиеся будут учиться различать эмоциональный и аналитический подход к изучению медиапродукта. Под красивым фантиком может скрываться не тот смысл, который, как нам кажется, лежит на поверхности.
Упражнение «Создание рекламы» позволяет обобщить полученные знания, отработать навыки в практической творческой деятельности. Упражнение способствует развитию творческой активности учащихся.
В упражнении «Учимся сообща» по очереди заслушивается первая группа с объяснением, вторая группа задает вопросы, затем выступают следующие участники. Стратегия разработана американским психологом Элиотом Аронсоном. Данную стратегию можно охарактеризовать как «изучение фрагментов информации в группах – встреча экспертов – возвращение в группы – обобщение и презентация». Учащиеся вырабатывают навыки критического анализа текста, корректируют имевшиеся у них представления по изучаемой теме в соответствии с полученной информацией, определяют собственную позицию.
Упражнение «Синквейн» направлено на развитие творческих способностей учащихся, закрепление новых знаний на уровне ассоциаций. Синквейн позволяет создать в группе творческую атмосферу, проверить, как участники запомнили важнейшие понятия темы.
Материально-техническое обеспечение занятия:
- помещение: актовый зал
- стулья
- технические средства: компьютер, мультимедийный проектор,
мультимедийная презентация
- инструменты и материалы: ручки, бланки чистых листов для работы в подгруппах, планшетки, листы ватмана, фломастеры, карандаши, раздаточный материал для упражнений (бланки с текстом о СМИ)
- музыкальное сопровождение
Список использованных источников:
Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Таганрог: Изд-во Кучма, 2006 160 с.
Федоров А.В. Словарь терминов по медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 64 c.
Чатфилд Т. Критическое мышление: анализируй, сомневайся, формируй свое мнение.; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2019 – 328 с., ил.
https://www.youtube.com/watch?v=WBVlQsU80ow ссылка на рекламу «Киндер Пингви».
Приложения
Опрос
В современном мире люди узнают о том, что они думают, из СМИ | |
да | нет |
СМИ предлагают нам определенные идеи и смыслы | |
да | нет |
Представления «что такое хорошо» и «что такое плохо» в СМИ | |
Смешаны и не отделены друг от друга | Имеют четкое разграничение |
Незаконченные предложения
Когда я вижу рекламу, я ….
В сети Интернет нет места для ….
СМИ помогают мне ....
СМИ показывают мне, как надо ….
Критически мыслить, значит ….
Когда я смотрю кино, я понимаю, что ….
Думаю, что в СМИ нельзя ….
Если бы я был режиссером, то я ….
В молодежных фильмах не хватает ….
Мне кажется на нашем телевидении перебор ….
В первую очередь с телевидения необходимо убрать ….
Больше всего в Интернете мне нравится ….
Любые новости необходимо ….
Критерии
Критерии для «режиссеров» | Критерии для «зрителей» |
Сохраняется ли интерес на протяжении всей рекламы | Сохраняется ли интерес на протяжении всей рекламы |
Какие эмоции вызывает реклама | Какое настроение создает реклама, какие эмоции вызывает |
Цветовое оформление рекламы, звуковые эффекты | Какими показаны персонажи, их поведение |
Доступность восприятия сюжета (легко ли его смотреть) | Доступность восприятия сюжета (легко ли его смотреть) |
Как развивается сюжет, его динамика | Какую цель преследуют персонажи рекламы |
Какие ценности предлагает реклама | Какие ценности предлагает эта реклама |
| Чему учит реклама |
| Что полезного и что вредного можно извлечь из рекламы для детей |
Изображения рекламы
Изображения рекламы
Изображение рекламы
Текст для упражнения «Учимся сообща»
А) Средства массовой информации или массмедиа (телевидение, интернет, радио, кино, музыка, клипы, реклама, пресса и др.) несут в себе не только сообщение, но и скрытые смыслы, определенные идеи. Когда мы смотрим телевизор, видео сети Интернет, то можем воспринимать предлагаемые шутки, образы, образцы поведения за единственно верные и правильные. Мы можем быть уверенными в том, что нам показывают на «экране», это и является жизнью. События, люди, мнения, интересы, утверждения диктуют нам, как думать и жить. Поэтому средства массовой коммуникации формируют реальность, а не отображают ее. Т.е. они могут задавать нам определенные мнения, идеи, взгляды на разные вещи и вообще на жизнь. Массмедиа вызывают определенные чувства у людей, тем самым ловят его «на крючок». Человеку можно внушить что-то вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, которые толкают его к определенному выбору поведения.
Б) Если мы не критичны, то всегда видим то, что хотим видеть. Мы начинаем искать подтверждения тому, во что привыкли верить. Мы автоматически принимаем на веру то, что читаем, видим, слышим, не задавая себе вопрос «Насколько полученная информация правдива, точна, достоверна?». Многие медиатексты имеют множество как достоверных, так и ложных утверждений. Мы не можем точно утверждать, не является ли полученная информация манипуляцией, розыгрышем или фейком. Как убедиться нам, что наш знакомый именно тот, за кого себя выдает? Как проверить информацию на достоверность? Смотреть на продукты массмедиа не как на продукт, который развлекает, а на продукт, который предлагает свои идеи, смыслы. Во многих случаях эти смыслы имеют двойное дно. Безусловно, что СМИ имеют огромное значение в жизни человека. Мы узнаем много нового, интересного, благодаря им. Но при этом не стоит забывать о том, что следует заглядывать и сквозь поверхность.
Калягина Ирина Владимировна
Коноплева Милия Сергеевна