Статья «Использование поэтического текста на уроках немецкого языка»
Использование поэтического текста
на уроке немецкого языка.
Текстовый материал является важным компонентом содержания обучения иностранному языку. В процессе работы с текстами формируются не только лексические, грамматические и фонетические навыки и речевые умения, но и языковая, речевая, коммуникативная, межкультурная и другие компетенции.
Используя учебные тексты, учитель должен ориентироваться на коммуникативно - познавательные интересы и потребности школьников. Одновременно тексты должны соответствовать языковому уровню и речевому опыту в родном и иностранном языках. Следуя данным требованиям, учебный текст помогает активизировать речевую коммуникацию, как в устной, так и в письменной форме. Одной из разновидностей учебных текстов являются поэтические тексты.
Поэтические тексты занимают особое место среди художественных, поэзия значительно информативнее, чем любые непоэтические формы речи. Подлинно оригинальное стихотворение заключает в себе неисчерпаемый источник смыслов и долго не теряет свою культурную значимость. Можно дополнить музыкальным сопровождением содержание лирического текста, и это позволит воздействовать на эмоциональную сферу учащихся, что будет способствовать повышению эффективности обучения иностранному языку через формирование личностных смыслов, связанных с восприятием художественного произведения.
Принцип такого рода литературы - „как можно короче и как можно полнее", открывает новые возможности для совершенствования лексических и грамматических навыков. Такие тексты обладают большим количеством информации и одновременно они максимально сжаты. Достаточно короткое стихотворение несет в себе определенный социокультурный контекст. Знакомство учащихся с разнообразными жанрами поэзии будет способствовать их общему развитию, познакомит их с мировой историей культуры и расширит их знания в области литературы. Итак, использование в процессе изучения иностранного языка поэтических текстов позволяет:
формировать и совершенствовать фонетические, лексические и грамматические навыки;
расширять лексический запас;
развивать языковую и контекстуальную догадку;
активизировать знакомую лексику в новых речевых ситуациях;
развивать и совершенствовать речевые умения в чтении и устной речи;
формировать определённые умения анализировать поэтический текст;
получать определённые лингвострановедческие знания;
знакомиться с культурой общества и социальным поведением носителей языка;
знакомиться с мировой историей, историей конкретного государства;
осуществлять практическую, образовательную и воспитательную цели обучения.
На примере произведения Йозефа Рединга „Из Дортмунда в Мюнхен" я хочу предложить ряд упражнений, которые можно использовать при работе с данным текстом на уроке немецкого языка в 7 классе по учебнику И. Л. Бим „ Немецкий язык. 7 класс". Хотя эту работу можно использовать и при прохождении других тем, например, «Готовимся к путешествию по Германии».Для совершенствования фонетических навыков можно предложить упражнения, включающие фонетические явления данного стихотворения (см. приложение).
Можно предложить учащимся написать текст данного стихотворения от разных лиц (ед. и мн. числа) в настоящем, прошедшем и будущем времени, и таким образом проконтролировать их умение спрягать соответствующие слабые и сильные глаголы (см. приложение).
С помощью ассоциограммы на тему «На чём ездят?», «Какой может быть дорога?» можно активизировать лексику по теме „Транспорт". Можно предложить детям разделить текст на части, озаглавить части.
Перед работой с текстом, можно предложить учащимся подумать о том, что означает название стихотворения, в чем его смысл и о чём может идти в нём речь. Озвучить первую и последнюю строчки стихотворения, попросить учащихся высказать свои предположения о том, какая информация может быть заключена между ними. Подобное задание способствует развитию и совершенствованию умения в говорении (см. приложение).
Список использованной литературы:
Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – М., 2003.
Каган М. С. Морфология искусства. – Л., 1972.
Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста. Психолингвистический аспект.- Барнаул, 1996.
Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп.- М., 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Phonetische Übungen.
Beachten Sie die Aussprache!
sehen- aussehen
essen- gegessen
trinken- ertrinken
gehen – begehen
laufen –gelaufen – verlaufen
ein, zwei, Eier
Euch, freuen, gefreut
Grammatische Übungen.
Bilden Sie drei Grundformen von folgenden Verben.
Fahren, sein, sehen, aussehen, essen, trinken, gehen, hinaufrufen, öffen, sich freuen.
Setzen Sie die entsprechende Form des Verbs «sein» ein.
Ich … Schüler.
Du … Schüler.
Er … Schüler.
Wir … Schüler.
Ihr … Schülern.
Sie … Schülern.
… dieser Schüler fleißig?
Setzen Sie die entsprechende Form des Verbs «haben» ein.
Ich … ein Buch.
Du … ein Buch.
Er … ein Buch.
Wir … ein Buch.
Ihr … ein Buch.
Sie … ein Buch.
… Sie ein Buch?
Setzen Sie die Verben im Präsens, Perfekt ein.
Wir … mit dem Bus ins Zentrum. (fahren)
Die Stadt … sehr schön. (aussehen)
Heute … wir eine Pizza. (essen)
Die Tür … der Schüler. (öffnen)
Die Mädchen … durch den Park. (gehen)
Wir … über das Neujahr. (sich freuen)
Setzen Sie passende Wörter ein.
Wir sind mit … nach München gefahren.
Ich habe … gesehen.
Wir essen … zum Frühstück.
Ich … über die Winterferien.
Maria öffnet … .
Der Zug, die Tür, sich freuen, das Butterbrot, die Burg
Übungen zum Inhalt des Gesichtes (vor dem Lesen)
Der Titel des Gedichtes heißt «Von Dortmund nach München».
Was soll dieser Titel bedeuten?
Worum handelt es sich im Gedicht?
Der erste Satz des Gedichtes ist:
Wir sind mit dem Zug von Dortmund nach München gefahren.
Der letzte Satz des Gedichtes ist:
Der Lokomotivführer hat sich gefreut.
Welche Information liegt dazwischen?
Wie kann ein Weg sein?
schlecht
interessant
Der Weg kann langweilig sein.
gut
bequem
Womit fährt man?
das Auto
der Zug
Man fährt mit das Fahrrad
der Bus
die U-Bahn
Слушание текста. Чтение учителем.
Übungen zum Inhalt des Gesichtes (nach dem Lesen)
Überfliegen Sie das Gedicht und machen Sie den folgenden Aufgaben.
Wählen die Verben:
im Perfekt
mit Modalverben
Wie viel Teile hat das Gedicht?
Welche?
Ist die Fahrt gut verlaufen?
Warum hat sich der Lockführer gefreut?
Stelle die Reihenfolge fest!
Suchen Sie Unterschriften zu den Bildern.
Чтение детьми. Lest das Gedicht ausdrucksvoll.
Домашнее задание:
Написать текст от первого лица.
Von Dortmund nach München
(Josef Reding)
Wir sind mit dem
Zug von Dortmund
nach München
gefahren. Unterwegs
haben wir den
Rhein gesehen
und elf kaputte
Burgen und einen
Pferde- Transporter
und eine Wolke,
die wie ein
Bär aussah.
Und jeder von uns
hat zwei Eier
gegessen
und zwei
Butterbrote mit
Bockwurst
und Kakao aus
der Thermosflasche
getrunken.
Als in München die
Waggontüren sich mit
Einen Schschschschsch
öffneten,
ist Egbert nach
vorn zum Lokomotiv-
führer gegangen und
hat zu ihm hinauf-
gerufen:
„Danke schön für die Fahrt!“
Ich kann euch sagen:
Der Lokomotivführer hat sich
gefreut!