12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Довбня Светлана Александровна517
2

Использование приема инсерт.



Как часто в повседневной жизни вам приходится работать с информацией и обрабатывать всё, что вы видите и слышите? Доверяете ли вы всему, что узнали, беспрекословно, или все-таки оцениваете его достоверность? Ищите ли вы подтверждения или доказательства тому, что вам кажется правильным или неверным? Аргументируете ли вы свою позицию при общении с другими людьми?

Вероятнее всего, вы ответите на все эти вопросы (или хотя бы не большинство из них) положительно. И говорит это о том, что буквально ежедневно вы сталкиваетесь с необходимостью мыслить критически. Это свойственно, пожалуй, большинству из нас. В обыденной жизни мы вынуждены принимать на веру достаточно много самых разных вещей, иначе нам пришлось бы скрупулёзно изучать и проверять любые мелочи.



Авторитарная, сотрудничества, личностно- ориентированная, информационная, прикладная. Назовите это, одним словом.

Все технологии современного образования, несмотря на отличия содержательной и материальной базы, имеют ряд общих черт. Одним из главных объединяющих качеств является направленность на обучение ребёнка самостоятельно добывать знания и выстраивать причинно-следственные связи. Действенным считается метод критического мышления с определённым набором приёмов. Один из них — ИНСЕРТ

Инсерт — один из приемов технологии развития критического мышления. Попробуем разобраться, что это за прием, как и когда он используется, отметим его плюсы и минусы. Почему в литературе этот прием часто называют технологией эффективного чтения?



Итак, инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.

Приём был разработан американскими учёными Д. Воган Т.Эстес, а впоследствии дополнен одними из основоположников технологии критического мышления Ч.Темпл, К. Меридин и Д.Стилл.



В практическом отношении технология эффективного чтения представляет собой систему знаков, организованных в таблицу, заполнение которой идёт в процессе изучения нового материала. Название приёма складывается из первых букв каждого слова определения:

I — interactive (интерактивная)

N — noting (познавательная)

S — system for (система)

E — effective (для эффективного)

R — reading and (чтения и)

T — thinking (размышления).

Работая с текстом, ученики помечают на полях те или иные отрывки, предложения или слова. Авторы приёма предложили использовать для этого следующие обозначения:

V — «Эта информация мне уже известна»;

+ — «Новые факты для меня»;

— — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;

? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».

После маркировки учащиеся переносят записи из учебника в специальную таблицу.

Преимущества технологии эффективного чтения

Понять действенность того или иного способа работы на уроке можно, оценив целесообразность его использования на определённом этапе занятия. Что касается ИНСЕРТа, то он может быть применён на любой стадии работы с учениками:

для актуализации изученного на этапе вызова;

в процессе вычленения новой информации на этапе осмысления;

при анализе самостоятельно полученной информации на этапе рефлексии.

В итоге у школьников:

повышается интерес к изучению материала за счёт стимулирования самостоятельной поисковой деятельности, которая носит творческий характер;

запускается механизм самообразования и самоорганизации, что повышает образовательную мотивацию в целом;

формируются навыки написания текстов разного жанра, то есть воспитывается культура письма;

развивается информационная грамотность, способность к аналитической и оценочной работе с текстами.

Кроме того, дети учатся:

ориентироваться в источниках информации — в частности, в учебниках, – что немаловажно для младших школьников и их последующего обучения;

сортировать материал на главный и второстепенный;

критически подходить к оценке новых знаний;

делать выводы и обобщать в процессе размышления.

Конфуций говорил: «Размышление — это самый благородный путь к знанию».

Учителю, поставленному образовательными программами в рамки постоянной нехватки времени для изложения нового материала, ИНСЕРТ позволяет:

существенно сэкономить время на уроке;

индивидуально подойти к вопросу разъяснения непонятной информации;

научить ребят работать с учебником самостоятельно;

выявить то информационное поле, которое требует дополнительной работы;

увидеть творческий и организаторский потенциал малышей.

Способы применения на различных уроках

Специфика обучения в начальной школе требует переработки приёма ИНСЕРТ, направленной на сокращение и упрощение маркированных категорий текста. Методисты предлагают ограничиться всего лишь двумя графами: «знаю» и «не знаю». Постепенно, в зависимости от того, насколько удобно и легко будет детям работать, можно добавлять колонки. При этом сначала вводится графа «непонятные факты», а затем «противоречия с тем, что я уже знал».

Это связано с тем, что для определения последней категории знаний детям нужно обладать определёнными навыками сравнения и анализа. От малышей требуется не пассивное чтение, а внимательное, которое заставляет концентрироваться на каждой строке прочитанного. Использование приёма ИНСЕРТ может быть эффективным только в том случае, если дети достаточно подготовлены, то есть обладают некоторыми навыками анализа. Поэтому методисты и психологи рекомендуют вводить технологию эффективного чтения не ранее третьей четверти первого года учёбы.

 В среднем и старшем звене ИНСЕРТ может применяться в полном объёме. Важно научить ребят обрабатывать большое количество информации, что пригодится им и в дальнейшем обучении. Для этого ИНСЕРТ может использоваться обучающимися как в классе, так и при подготовке домашней работы. И в том, и в другом случае школьники должны стремиться к максимальному сокращению заметок в колонках, подбирая наиболее ёмкие слова и выражения.

ИНСЕРТ в начальной школе

Литература

На уроках чтения в 1–4 классах приём эффективного чтения позволяет прочно усвоить факты биографии писателя. Например, творчества Пушкина:

Знаю +

Не знаю —

Великий поэт ХIХ века

Писал пьесы

Автор сказок

Любил веселиться, имел много друзей

Любовная лирика

Осуждал действия царя

Первоклассники при изучении темы «Народные сказки» могут заполнять ИНСЕРТ-таблицу картинками. Например, сказку «Репка» дети с лёгкостью перескажут, глядя на изображения.


Русский язык

Таким образом можно применять приём ИНСЕРТ на уроках русского языка, чтобы было удобнее рассматривать тему «Знаки препинания при обращениях»:

Знаю

Не знаю

Интересуюсь

Называет имя человека

Местоимения не выделяются

Местоимение и существительное рядом выделяются?

Выделяется на письме запятыми (в начале, в конце, в середине предложения)

Для усиления используется восклицательный знак

Другие знаки препинания применяются?

Не подчёркиваются, так как не являются членами предложения

В одном предложении может быть несколько обращений










t1639563014aa.gift1639563014aa.gif

t1639563014aa.gif



Как использовать прием "Инсерт"

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом.

2. Заполняется таблица

V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

 

Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме "Реформы Петра I"

V

+

?

Петр I — первый российский император.

Издал "Табель о рангах"

Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января.

Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Нюансы применения приема ТРКМЧП "Инсерт"

В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.

Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.

Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.

В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".

Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах.


Обычно приём используется в три этапа:

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками.

Заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Обсуждают записи, внесённые в таблицу.



Освоение приема «инсерт» позволяет ученикам научиться: актуализировать имеющиеся знания по теме; различать новую и известную информацию; определять противоречия между имеющейся и новой информацией; определять отсутствие/недостаток информации; излагать информацию с помощью ключевых слов; задавать вопросы; представлять информацию в табличной форме.

Если учащиеся не могут записать ключевые фразы теми словами, которые есть в тексте, им можно и нужно разрешить переформулировать мысль так, чтобы ее можно было записать. После заполнения учащимися таблицы учителю следует собрать информацию фронтально и записать на доске колонки с противоречиями и вопросами. Очевидно, что у всех учащихся таблицы будут заполнены по-разному, поэтому новую информацию записывать не имеет смысла, а вот запись противоречий и вопросов может задать образец, особенно тем, у кого эти колонки оказались пустыми. Не исключено, что некоторые сомнения учащихся, зафиксированные на доске в начале работы с приемом, не будут разрешены после прочтения текста, в этом случае учителю стоит обратить внимание учащихся на то, что разногласия или вопросы являются поводом для дальнейшей работы с информацией. Заключительный шаг работы с текстом определение учащимися того, где они могут найти ответы на вопросы, как разрешить противоречия. Учителю следует добиваться, чтобы учащиеся упоминали не просто энциклопедии или справочники, а говорили, по какой теме справочная литература должна быть. Если к моменту реализации модуля, учащиеся уже работали с модулем «Работа с каталогами», предлагает обсудить, в каком разделе систематического каталога они могут поискать соответствующую информацию.






















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.