Статья «Организация исследовательской и проектной деятельности с младшими школьниками»
Дутчина Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №5.
КБР, г. Майский
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование социальной адаптации и овладение универсальными способами учебной деятельности. Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Задача учителя - организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Для учителя главное – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, создать и поддержать творческую атмосферу. Заинтересованные родители играют также большую роль в развитии у ребёнка интереса к исследованиям. Участие в научно-исследовательской деятельности вместе с ребенком даст возможность родителя сблизиться со своими детьми. Возможно, эта работа станет для многих родителей интересным и захватывающим делом, так как вместе с детьми они выполнят несложные исследования, сделают фотографии по наблюдениям, помогут подобрать информацию для проекта, помогут ребенку готовить защиту своей работы.
Уже с первого класса необходимо вовлекать учеников в мини-исследования. Любая программа предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. С 1 по 3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3–4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен и могут сами выбрать тему исследования.
Все темы для исследовательской работы детей условно объединяют в три основные группы:
фантастические темы (опираются на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений);
эмпирические темы (предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов);
теоретические темы, (ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов содержащихся в разных источниках).
Какой может быть исследовательская практика детей?
В современной педагогике, по степени самостоятельности ребенка, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения».
Первый и самый простой — когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребёнку.
Второй уровень - взрослый ставит проблему, но уже метод её решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.
На третьем высшем уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.
Методы организации исследовательской деятельности школьников:
изучение научной литературы и обобщение полученной информации;
имитационные и моделирующие методы, позволяющие свести сложное к простому;
незнакомое к знакомому;
анкетирование, тестирование, интервьюирование, наблюдение;
концептуально - сравнительный; логико-индуктивный;
системный, структурно-функциональный и другие виды анализа;
специальные экспериментальные методы;
прогностические методы.
Выбор методов зависит от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовленности и личностных особенностей учащихся и руководителя. Знание возрастных и психологических особенностей учащихся и умение поддержать их интерес к исследованиям значительно повышает эффективность руководства исследовательской деятельностью.
Проведение учебных исследований может быть организовано не только индивидуально (с одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер.
Структура учебного исследования.
Если рассматривать структуру учебного исследования ребенка, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает следующие основные этапы:
постановка проблемы (выбор темы исследования);
выдвижение гипотез, поиск и предложение возможных вариантов решения;
сбор материала;
обобщение полученных данных;
подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);
защита проекта.
Мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа.
Постановка проблемы (выбор темы исследования).
Решения проблем во многом зависят от выбранной темы. Для этого необходимо:
надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели;
выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные пути;
классифицировать их;
сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
Стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов.
Сбор материала.
Где добыть нужную информацию? Какие источники для этого могут быть использованы? Естественно, что источники информации во многом зависят от того, какая избрана тема. Например, ребенок выбрал тему исследования - «комары». Где можно взять информацию о комарах? Предлагаем возможные источники получения информации.
Подумаем, что нам известно о насекомых и комарах, в частности:
спросим у взрослых людей;
просмотрим справочники и книги по биологии;
посмотрим специальные телепередачи;
обратимся к компьютеру;
проведём наблюдения;
проведём эксперимент.
В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных энциклопедий, справочников, детских книги, посвященных разным сферам жизни и деятельности человека, животных, различным отраслям техники, явлениям природы, научным открытиям и др. Но следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования добыть знания самостоятельно.
Процесс фиксации информации.
Его можно сделать, интересным и увлекательным. Необходимо делать записи, рисунки, чертить опорные схемы, таблицы. Все эти заметки надо тщательно хранить до окончания работы.
Обобщение полученных данных.
Этот процесс часто вызывает затруднения. Он действительно значительно сложнее. Здесь никак не обойтись без помощи взрослого. Задача взрослого - помочь проанализировать и обобщить полученный материал, выделить главное и исключить второстепенное.
Подготовка проекта.
В каком виде могут быть представлены результаты исследования?
Результатом исследовательской работы в нашем исследовании чаще всего становилось сообщение. Но это может быть и макет, выполненный из самых разных материалов, со словесным описанием действия представляемого им объекта. Это может быть самостоятельно написанная и проиллюстрированная книга.
Защита проекта.
«Обучая других, обучаешься сам...» - эта точная мысль пришла к нам из глубины веков. Ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. Поэтому «этап защиты проекта» пропустить нельзя. Без него исследование нс может считаться завершенным. Защита - вершина исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы. О выполненной работе надо нс просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Защита проекта должна быть «публичной». Публикой могут быть и друзья-сверстники с аналогичными проектами, родители, учителя.
Исследовательская работа помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач. Чтобы учебная деятельность ребенка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей. Исследовательская работа – это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи.