Специальные средства коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с нарушением письменной речи
Министерство образования и науки Самарской области
государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Специальные средства коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с нарушением письменной речи
Выполнила: Полозова Ирина Валентиновна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназии №1
г. Новокуйбышевска
Самарской области
Самара, 2022
Практическое задание 1
Определить тип дисграфии, типы ошибок (путает буквы, пропускает буквы, переставляет слоги и т.п.), и направления коррекционной работы. Фото 1-7.
Скопируйте сюда фотографии и к каждой фотографии дайте описание: тип дисграфии, типы ошибок, направления коррекционной работы (фотографии находятся в презентации 1 «Нарушения письменной речи»).
Фото 1-7 | Тип дисграфии | Типы ошибок | Направления коррекционной работы |
Фото 1 | Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем) | Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и). |
|
Фото 2 | Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. | Слитное написание предлогов с другими словами. Аграмматическая дисграфия (На письме проявляется в изменении падежных окончаний) Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. |
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём. 2. Придумать предложение с определённым количеством слов. 3. Увеличить количество слов в предложении. 4. Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например, даются слова грядке, на, огурцы, растут). 5. Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях (мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик играет с мячом). Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее – на третьем месте. 6. Придумать предложение с определённым словом. 7. Составить графическую схему предложения: предложение обозначается целой полоской, слова – маленькими полосками. 8. По графической схеме придумать предложение. 9. Определить место слова в предложении (какое по счёту указанное слово). 10. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5). |
Фото 3 | Артикуляционно-акустическая дисграфия | Данная дисграфия связана: с неправильным произношением звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме. |
|
Фото 4 | Несформированность фонематических процессов и слухового восприятия | Пропуски гласных букв. Нарушение смягчения согласных (у-ю) | Выкладывание слов из разрезной азбуки, запись слова с проговариванием слова по слогам, а слога - по буквам, вставка пропущенных букв, выкладывание жетонов по количеству слов в предложении, повторение предложения с разделением жестами слов и показом заглавных букв и точки. |
Фото 5 | Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Данная дисграфия связана: с языковым недоразвитием ребенка; языковой анализ и синтез могут быть несформированы как умственное действие. Несформированные сукцессивные процессы, слухоречевая память, произвольное внимание; с неумением ребенка ориентироваться в речевом потоке | Слитное написание предлогов с другими словами |
Также используется специально подобранный речевой материал для отработки проблемных на письме мест и упражнения для коррекции: 1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. 2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. 3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова). 4. Назвать гласные в слове. 5. Записать только гласные данного слова. 6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы. 7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов. 8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру. 9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов. 10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его. 11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: “улей”, “домик”, “машина”, “луна”, “жаба”). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа. 12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: __буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш. 13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка). 14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов. |
Фото 6 | Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза | Искажения звуко-буквенной структуры слова | Игра “Цепочка”. Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма). |
Фото 7 | Оптическая дисграфия | Замена и искажения букв на письме |
|
Практическое задание 2
Заполните таблицы.
Информацию возьмите в документе «Дети с трудностями в обучении» и презентации 2 «Пед.диагностика»
Таблица 1. Впишите характеристики детей с высокой и низкой обучаемостью
Характеристики детей с высокой обучаемостью | Характеристики детей с пониженной обучаемостью |
Познавательная активность | отклонения в развитии слуха |
Общие способности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности | отклонения в развитии зрения |
| отклонения в развитии речи |
| отклонения в развитии двигательной сферы |
| отклонения в функциях центральной нервной системы |
Таблица 2. Впишите, какие причины вызывают ошибки
Причина | Ошибки на письме и в речи |
Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, несформированность организации деятельности, утомление | смешение букв |
Нарушение звуко-слоговой структуры слова, Неумение выделять речевые единицы, незнание правил орфографии, несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности, неадекватный темп деятельности | слитное написание слов |
Несформированность звуко-буквенного анализа, нарушения внимания, оперативной памяти, контроля деятельности, неадекватный темп работы | пропуски букв |
Несформированность звуко-буквенного анализа, нарушения внимания, оперативной памяти, контроля деятельности, неадекватный темп работы | недописывание предложений |
Проявление общего недоразвития речи (низкий лексический запас, трудности обозначения пространственных отношений) | трудности понимания слов |
Незнание правил орфографии, нарушение Распределения внимания между графической и смысловой сторонами письма, неумение выделять «ошибкоопасные»места, неадекватный темп работы | неумение находить свои ошибки |
Трудности установления причинно-следственных связей,трудности перцептивного внимания, несформированность планирования и контроля деятельности. Проявление общего недоразвития речи, трудности планирования, регуляции и контроля речевой деятельности | трудности пересказа |
Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки), нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением | грязь в тетради |
Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение зрительно-моторных координаций, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, выраженное функциональное напряжение и утомление | «плохой» почерк |
Проявление общего недоразвития речи, нарушение внимания, трудности слухо-речевой памяти | не понимают устную инструкцию с первого раза |
Недостаточная сформированность зрительной памяти и/или зрительно-пространственного восприятия, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения | не могут правильно списывать с доски |
Практическое задание 3
Выберите любую логопедическую (дисграфическую) ошибку, которую допускает школьник (можно взять из любого фото из задания 1), и опишите последовательность работы, аналогично примеру.
Тип дисграфии и этапы работы – см. в презентации 1 «Нарушения письменной речи».
Приемы работы – см. в документе «Садовникова».
Последовательность работы по преодолению нарушения письменной речи:
Ошибка – на письме: путает д – т и г-к
Тип нарушения: акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)
Направления работы:
1 этап. Подготовительный.
Основные направления работы:
Развитие зрительного восприятия.
Развитие кинестетического восприятия.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Уточнение и расширение объёма зрительной памяти.
Формирование зрительно-пространственной ориентировки. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
Направления работы подготовительного этапа определяются по результатам педагогической диагностики.
Примеры заданий
Развитие зрительного восприятия.
Назвать буквы, написанные на карточках правильно и зеркально;
выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания детей на том, как расположены их элементы;
ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов;
«На что похожа буква?» Рисование букв по ассоциации, например, «Д» - дом, «Т» - молоток , «Г» - гусь, «К» - кактус.
Развитие кинестетического восприятия
Дермалексия - узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе;
обведение букв по трафарету;
придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Упражнение для узнавания звука:
Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук;
Подними флажок, если услышишь заданный звук;
Найди картинку, в названии которой есть заданный звук;
Найди на сюжетной картинке слова, в которых есть заданный звук;
Придумай слова, в котором есть заданный звук.
Игра «Маленький ученый»
Цель игры: научить осмысленно, характеризовать звук, проводить звуковой анализ слога, слова.
Уточнение и расширение объёма зрительной памяти.
На уровне слога учащиеся:
придумывают слова, содержащие заданный слог в определенной позиции (начало, середина, конец слова);
составляют слоговые схемы;
составляют слоги по картинкам (например, при изображении кота и облачка слог образуется из первых звуков этих слов «ко»);
составляют слоги из букв разрезной азбуки;
изменяют порядок звуков в слоге (записывали получившийся слог)
Формирование зрительно-пространственной ориентировки. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
Применяют различные графические диктанты.
В результате графической деятельности должны получиться конкретные изображения (например, «машина», «цапля», «собака», «кактус» и т.п.).
2 этап. Основной.
Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Д-Т
1) Выделение парных согласных звуков из слов по предметной картинке (в начальнойпозиции), например:
2) Сравнение Зитпо артикуляции (сходство и различие).
3) Сопоставление этих звуков с их графическим изображением.
4) Дифференциация д и m в слогах двойных и тройных (устно и письменно).
5) Рассматривание парных картинок. Анализ слов-паронимов по смыслу и по звучанию; составление с ними предложений (устно).
дачка — тачка | душ — тушь |
дом — том | удочка, — уточка |
дочка — точка | кадушка — катушка |
6) Вписать пропущенные буквы т, д. С полученными словами составить предложения.
Образец:
7) Закончить предложения, выбрав подходящее слово:
У Аленушки на сердце .... (тоска)
На крыльце подгнила .... (доска)
Ветер ... последние листья. (сдул)
Придвинь гостю .... (стул)
Брат ... экзамен. (сдал)
Я ... хорошим учеником. (стал)
8) Найти ошибку в стихотворении:
Поэт, придумав строчку,
В конце поставил дочку.
9) Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию т, д):
ведро, ветры, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава.
10) Выборочная запись слов — только со звуком т:
добежал, труба, ветка, одуванчик, вытри.
11) Добавить недостающий слог та или да:
а) устно — с перекидыванием мяча;
б) письменно:
лопа-, приро—,ребя-, воро-, горо-, мая-, боро-, гуся-, темно-, меч-, посу-, глухо-, свобо-, просту-, звез-, забо-, холо -, бесе-, кар-.
12) Записать глаголы с приставкой до-. Устно составить с ними предложения.
Уточнить, какой смысловой оттенок придает словам приставка до-.
Образец: тянул — дотянул.
Тащил, топил, топал, держал, дежурил, делал.
(Подчеркнуть буквы т, д цветными карандашами.)
13) Определить место звука в словах (выдвинуть соответствующую цифру из ряда) [см. Методические указания к гл. 2].
т — трактор, стрела, стрелять, тетради, табурет, торопит, тревожит, поступит, придут, приведут, дует, дремота, стыдно, продукты, тронут, оттуда, подросток;
д — борода, дудочка, градусник, заводной, дрозды, дождался, додумался, дожидались, добыча,раздобыл, отобедал, трудно, простуда, водосток, водопроводный, подбородок.
К-Г
1)Выделить звуки к, г из слов (в начальной позиции).
2) Сравнить по артикуляции (сходство, различие).
3) Соотнести звуки с буквами к, г.
4) Дифференцировать звуки (устно и письменно) в слогах: га - кага ака - ага и др.
5) Сопоставить слова-паронимы по смыслу и звучанию: гора — кора игра — икра голос — колос горка — корка грот — кротгалька — калька гость — кость гол — кол группы — крупы Включить их в предложения (устно).
6) Устный диктант слов (поднять букву к или г ):
согнул, крепость, кирпич, около, лягушка, магазин, огромный, грачи, крапива, глубина, кувшин, приказ, газовый,рукавицы, слагаемое, бумага, главный.
7) Записать слова в две колонки (по наличию к, г):
загар, крыша, грозный, глаза, прыгал, прыжок, кино, закат, молоко, берега, глина, сказал, гром, берлога, грубый, крупный.
8) Определить место звука в словах (с опорой на цифровой ряд):
г — Гриша, Григорий, глагол, загадка, гигант, прыгалки, гогочет, круглый,разгрыз,разогнул, заглавие, гагара, пригрелся, маргаритки, кругом, разговор, разбегусь, пуговица, велогонка, килограмм;
к — кубики, коврик, крепкий, коробок, крыша, крышка, каблуки, морковь, морковка, крокодил, клубок, сказка, глубоко, колокол, колокольчик, гармошка, глазки, грелка, клубника, скороговорка, заголовок.
9) Вставить пропущенный слог га или ка:
а) устно — с перекидыванием мяча; б)письменно: ду~, ру~, но-, -пуста, доро-, гор-, -зета, вил-, загад-, раду-, вет-, ро-, бо-тыри, голуб-, -тер, -лоши, -раж, верёв-, заряд-, сто-, отва-, палат-, -мыши, -лит-, -пель-, -нав-.
10) Дописать недостающее слово:
Весь чердак уже ..., (в огне)
Бьются голуби.... (в окне)
Раздался детский ... . (голосок)
Золотился на солнце каждый .... (колосок)
11) Повторить хором загадку; запомнить ее, разгадать.
Летели галки, стояли палки.
Если на каждой палке сядет по галке,
То для одной галки не хватит палки.
Если на каждой палке сядет по две галки,
То одна из палок останется без галок.
Сколько было палок?
Сколько было галок? (Ответ: три и четыре.)
12) Прослушать стихотворение С. Погореловского:
Пишет Миша-Михаил:
«Дед Герасим гол забил».
Все читают, восклицают:
— Ай да старый, гол забил!
Дать во все газеты дедовы портреты!
— Нет,— сказал сердито дед, —
Мишкин дайте в них портрет!
Писал диктовку в школе,
А думал о футболе.
Оттого-то КОЛ
Превратился в ГОЛ,
И за этот ГОЛ
Получил он КОЛ!
— В чем заключалась ошибка Михаила? Какие два значения имеет слово кол?
13) Объяснить смысл пословицы; записать ее по памяти: Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.
14) Предложения для графической записи:
За окном гудит вьюга. Декабрь год кончает. Волк скрылся в глубоком овраге. Иголки мы кладем в коробку. На пригорке краснеют ягодки. Мы любим, играть в городки и кегли. Ежик надел на колючки яблоко. Рябины покрыты гроздьями красных ягод.
15) Отгадать загадку В. Фетисова, записать графически ее текст под диктовку (диктуется построчно):
На пригорке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит красный огонек.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки. (Земляника)
3 этап. Заключительный.
Закрепление полученных навыков.
Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Пример упражнений: написать диктант.
Обед
В четверг к Вите пришёл друг Олег. Мама приготовила обед. На столе свежий хлеб, салат и суп. Потом будет сладкий пирог и чай. (24 слова)
Слова для справок: пришёл, приготовила.
Практическое задание 4
Напишите в каждой ячейке таблицы, что делает учитель на каждом этапе работы с детьми с речевыми нарушениями, составляя с ними рассказ по сюжетной картине на уроке
«Составление рассказа по сюжетной картине»