12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карпачева Людмила Геннадьевна18
2

Проектная деятельность на уроках математики







Проектная деятельность на уроках математики

(методические материалы)



























Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….стр 3-4

История возникновения и развития метода проектов…………………………...стр 5-6

Так что же такое учебный проект?..........................................................................стр 7-8

Многообразие проектов…………………………………………………………...стр 9-19

Исследовательские………………………………………………..................стр 9-11

Творческие………………………………………………………....................стр 12

Игровые, ролевые…………………………………………............................стр 13

Информационные…………………………………………............................стр14-15

Прикладные………………………………………………………...................стр 16

Социальные…………………………………………………...........................стр 17

Этапы реализации проектов …………………………………………………….....стр 20-23
Оформление проекта………………………………………………………………..стр 24-25
Защита проекта...........................................................................................................стр 26
Оценивание проекта ………………………………………………………………..стр 27-28
Проекты на уроках математики ……………………………………………………стр 29-33
Литература…………………………………………………………………………..стр.35
Приложения…………………………………………………………………………стр 36

















Введение

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения в части «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования» в качестве планируемых результатов освоения учебных и междисциплинарных программ видит основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Научится:

планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/ теории;

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении распространении и применении научного знания.


Получит возможность научиться:

самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

использовать догадку, озарение, интуицию;

использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих фактов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. 

Сама проектная деятельность рассматривается во ФГОС как часть деятельности по формированию универсальных учебных действий (прежде всего регулятивных и коммуникативных), а проект рассматривается как одна из форм оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО (п. 18.1.3, подпункт 5).

Таким образом, цели выполнения проекта согласно требованиям ФГОС:

- достижение планируемых результатов освоения ООП;

- создание продукта, позволяющего оценить степень / уровень достижения этих результатов.

Основной педагогический смысл включения обучающихся в проектную деятельность – «развитие их интеллектуальных способностей познавать изменяющийся мир и решать практические проблемы жизнедеятельности»

Проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих учащихся.



























История возникновения и развития метода проектов

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Кроме того, в его понимании характера развития ребенка была заложена идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяет вслед за человечеством путь познания окружающего мира.

Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка, что познавательной активности, любознательности ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом — восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания.

Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут, он должен помогать в познавании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того.

В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом:

ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

проблематизация учебного материала;

активность ребенка;

связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;

сталкивает противоречия в практической деятельности;

излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;

ставит конкретные вопросы;

ставит проблемные задачи.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 годах в различных учебных заведениях его учениками и последователями — американскими педагогами Е. Пархерст и В. Кильпатриком. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение по «методу проектов». Дети выполняли «проекты» — конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний при этом был сужен.

«Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века.

Они хорошо были известны С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому, А.С. Макаренко и многим другим. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. Период существования этой новации был недолгим, так как в советскую школу был некритически перенесен американский опыт путем введения в практику школ комплексно-проектных программ, значительно сокращавших объем общеобразовательных знаний по основным учебным предметам, отводящих большое место практической деятельности учащихся, по выполнению намеченных программами практических дел — «проектов». Работая по комплексно-проектным программам, школа не могла обеспечить учащимся необходимого объема систематических знаний: окончившие школу не имели достаточной подготовки для успешных занятий в вузах. Поэтому эти программы и связанный с ними «метод проектов» не получили тогда широкого применения в практике массовой школы.

Постановлением ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в отечественной педагогике он не практиковался. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.

Вывод: Метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике как за рубежом, так и в нашей стране. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных тогда задач образования, он не утратил своей привлекательности и в наши дни. В современном отечественном образовании сложились условия востребованности этого метода. Учитывая ошибки прошлых лет, мы должны глубоко изучить все стороны этого непростого и универсального дидактического средства для правильного и эффективного его использования.



Так что же такое учебный проект?

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

целеполаганию и планированию деятельности;

самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Особенности проекта

прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение.

проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях

результатом проекта является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.



Проблема проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Актуальность проблемы мотивация

Цель проекта

«Что?» (для этого мы делаем)

Целеполагание

Задачи проекта

«Как?» (мы это можем делать)

Постановка задач

Методы и способы

«Что получится?» (как решение проблемы)

Выбор способов и методов, планирование

Результат

«Почему?» (это важно для меня лично)

Ожидаемый результат































Многообразие проектов

Проекты могут быть классифицированы по следующим типологическим признакам:

1. По доминирующей деятельности участников

1) Исследовательские проекты 

Целью данных проектов является получение научного знания, обладающего признаками новизны и теоретической и/или практической значимости. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют точную и детальную структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Данный тип проектов включает актуальность избранной темы; формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования; постановку цели и связанных с нею задач; выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей ее проверкой; описание методов исследования (теоретических и эмпирических); обсуждение и оформление результатов исследования, выводы; обозначение новых исследовательских проблем; внешняя оценка.

Этапы работы над проектом

Выбор темы.

Тема должна соответствовать склонностям автора.

Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для автора).

Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для автора).

Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.

Любая работа требует от ее автора формулирования целей и задач исследования.

При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы:

Какой результат предполагается получить?

Каким видится этот результат ещё до его получения?

Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Определяются также объект, предмет проекта.

Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Главный вопрос при определении объекта —Что рассматривается?

Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы:

Как рассматривать объект?

Какие отношения ему присущи?

Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта.

Подбор и изучение материалов по теме: литература, другие источники.

При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники.

При работе с книгами первоисточниками считается первоиздание или академическое издание текста

Перевод, пересказы, сделанные другими авторами, даже оснащенные длиннейшими цитатами, источниками не являются.

Выбор методов исследования.

Обязательно в исследовательском проекте указание на методы исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Существуют следующие методы исследования:

Наблюдение. (Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния).

Сравнение. (Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.)

Измерение. (Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.)

Эксперимент или опыт. (Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях ).

Моделирование. (Построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.).

Беседа, анкетирование, или опрос. (Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её желаний, позиции).

Разработка плана проекта и его реализация.

При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план.

Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Далее идет его реализация: проводятся наблюдения, эксперименты, опыты, беседы, опросы, анкетирования и т.п. согласно выбранным методам.

Написание исследовательского проекта.

При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его — научный.

Научный стиль имеет свои особенности:

подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов;

объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я «и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…);

ясность — умение писать доступно и доходчиво;

краткость — умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

Оформление исследовательского проекта.

Защита исследовательского проекта (презентация, доклад).

Форма продукта проектной деятельности

Сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования. 

Анализ данных социологического опроса. 

Публикация в СМИ. 

Web-сайт. 

Атлас, карта. 

Справочник и др. 

Возможная форма презентации

Демонстрация видеофильма; 

Защита на ученом совете; 

Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; 

Научная конференция и пр.



















2)Творческие проекты

Целью проектов данного типа является получение творческого продукта – газеты, сочинения, альманаха, видеоролика, праздника, экспедиции и т.д. Отличительной особенностью творческих проектов является то, что они не требуют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся и педагогов, она только намечается и развивается в соответствии с конечным результатом. Однако данные проекты требуют продуманности формы и структуры конечного результата: сценария праздника, плана сочинения или статьи, дизайна и рубрик газеты и др.

 Проект, направленный на создание какого-то творческого продукта - проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Такой проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции);

Договаривается с группой или учителем о жанре,

Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,

Стремится получить творческий продукт,

Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.

Форма продукта проектной деятельности

Костюм; 

Модель; 

Музыкальное сочинение; 

Сборник сочинений, стихов, рисунков; 

Видеофильм; 

Выставка; 

Праздник; 

Игра; 

Коллекция.

Возможная форма презентации 

Деловая игра; 

Инсценировка реального или вымышленного события; 

Реклама; 

Соревнования; 

Спектакль; 

Театрализация; 

Телепередача; 

Экскурсия и др.









Ролевые и игровые проекты. 

Специфика данных проектов обусловлена их названием: проектанты играют роли литературных героев, исторических или выдуманных персонажей, а результат проекта лишь намечается, окончательно вырисовываясь лишь в конце проекта. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт? Чем закончатся переговоры и будет ли заключен договор?

 Форма продукта проектной деятельности

Видеофильм; 

Экскурсия; 

Коллекция; 

Мультимедийный продукт; 

Постановка

Web-сайт и др.

Возможная форма презентации 

Деловая игра; 

Демонстрация видеофильма (продукта, выполненного на основе информационных технологий);

Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; 

Реклама; 

Телепередача и пр.



























Информационные проекты. 

Целью данных проектов является сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления широкой аудитории в виде публикации в СМИ, Интернет и др. 

Работа над информационным проектом

Первый этап – это выбор темы - идеи. 

Как правило, эта идея связана с теми проблемами, которые рассматривались в процессе изучения курса. Выбор темы имеет очень большое значение для успешного завершения проектного исследования. Правильно выбрать тему – значит обеспечить наполовину успех работы. Тема проектной работы – это то главное, о чем говорится в работе. Тема должна соответствовать потребностям аудиторных групп, на которые рассчитан проект, она должна быть актуальной, обусловленной также объективными потребностями. Тема должна быть достаточно конкретна, чтобы обучающийся мог ее практически сориентировать. 

Второй этап – подбор литературы и источников по теме информационного проекта. 

Этот этап можно назвать библиографическим. В процессе работы с литературой составляется мини-каталог специальной литературы, предполагающий библиографическое описание каждого первоисточника и второисточника. Завершается этот этап подбором необходимого количества книг и текстов, которые помогут вам создать информационный проект.

Третий этап – планирование работы над информационным проектом. 

Обучающийся составляет план-проспект информационного проекта, в котором отражает обоснование выбора темы работы, краткую информацию о ее современном состоянии, характеристику цели и задач работы. План-проспект – это уже черновое оглавление проектной работы с реферативным раскрытием ее содержания. Итогом этого этапа служит составление окончательной структурной схемы информационного проекта. Этот этап является промежуточной формой контроля и предполагает сдачу письменного варианта паспорта информационного проекта. 

Четвертый этап – проведение исследования проекта и работа над текстом информационного проекта. Здесь обучающийся анализирует, обобщает и теоретически объясняет факты, полученные в результате исследования.

Такие проекты, так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, содержащей: 

актуальность проекта и его цель; 

объект изучения и предмет информационного поиска; 

перечень источников информации (литература, средства СМИ, базы данных, данные опросных методов исследования); 

обработку информации (анализ, сопоставление и известными фактами, аргументированные выводы); 

результат (статья, реферат, доклад, видеоролик или видеофильм); 

презентацию в виде публикации; 

обсуждение (на конференции, в сети); 

внешняя оценка.

Форма продукта проектной деятельности

Видеофильм; 

Газета, журнал; 

Экскурсия; 

Коллекция; 

Мультимедийный продукт; 

Прогноз; 

Справочник;

Web-сайт и др.

Возможная форма презентации 

Деловая игра; 

Демонстрация видеофильма (продукта, выполненного на основе информационных технологий);

Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; 

Научная конференция; 

Научный доклад; 

Реклама; 

Телепередача и пр.































Практико-ориентированные (прикладные) проекты. 

Целью проектов данного типа является получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников. 

Проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи; данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например социальных партнеров образовательной организации.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Обозначает результат в начале проектной деятельности,

Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,

Получает конкретный материальный продукт...

Задает жесткую структуру,

Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,

Получает конкретный материальный продукт, который заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города и т. д. Например, учебное пособие для кабинета по предмету. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Так, на основе полученных исследований в области экологии, географии, истории и др. могут быть разработаны следующие документы: 

программа действий, направленная на преодоление выявленных проблем; 

проект закона; 

справочный материал; методические рекомендации; 

словарь терминов; проект виртуального музея, зимнего сада и т.д. 

Практико-ориентированные проекты требуют тщательно продуманной структуры с определением поэтапных действий с указанием результатов; определения функций каждого участника, координация и корректирование их деятельности; оценка возможных способов внедрения результатов проекта, учет возможных рисков и пр.

Форма продукта проектной деятельности практико-ориентированных (прикладных) проектов

Выставка; 

Газета, журнал; 

Законопроект; 

Оформление кабинета, холла и пр. 

Система школьного самоуправления. 

Мультимедийный продукт; 

Web-сайт; 

Атлас, карта; 

Видеофильм и др. 

Возможная форма презентации 

демонстрация видеофильма; 

научная конференция; 

отчет исследовательской экспедиции; 

путешествие; 

реклама; 

телепередача.



  1. Социальный (социально-ориентированный) проект

Проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой- нибудь актуальной социально-значимой тематике. 

Проект должен соответствовать таким условиям: 

Должны отсутствовать противоречия в выдвигаемых идеях и способах реализации. 

Должна существовать возможность реализации в данных условиях. 

Должен создаваться на научной основе с применением научного метода во время проработки каждого этапа. 

Можно сказать про социальные проекты для школьников, примеры их должны уметь заинтересовать этих непоседливых ребят. 

Должен давать ответ на социальный заказ, который возник в обществе. 

План реализации должен быть эффективным и таким, что позволит достичь цели. 

Это должен быть социально-культурный проект, пример которого даже на стадии разработки сможет заинтересовать молодёжь.























2.По предметно-содержательной области

1) Монопроекты

Такие проекты разрабатываются в рамках одного предмета с выбором, как правило наиболее сложных разделов и тем, хотя не исключается использование информации из других областей знания и деятельности. 

Руководителями таких проектов, как правило выступают учителя-предметники. 

Примерами таких проектов могут быть литературно- творческие, естественно-научные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, географические, исторические, музыкальные и другие проекты. 

Монопроекты могут разрабатываться в рамках классно-урочной системы.

2) Межпредметные проекты

Межпредметные проекты, в отличие от монопроектов, выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. 

Межпредметные проекты могут быть как небольшими, затрагивающими два-три предмета, так и направленными на решение достаточно сложных проблем, требующих содержательной интеграции многих областей знания: «Интересы и потребности современных подростков»; «Культура общения в школе» и др. 

3.По характеру координации

Проекты с открытой, явной координацией. Деятельность в таких проектах организуется, направляется и контролируется лицом из числа участников – координатором.

Проекты со скрытой, неявной координацией – это, как правило, телекоммуникационные проекты, в которых координатор явно не обнаруживает функции организации и контроля, а выступает полноправным участником проекта, «подсказывающим», или «помогающим» в решении проблем.

4.По характеру контактов между участниками

Они могут быть внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными. Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют использования информационных технологий.

5.По количеству участников

По количеству участников можно выделить индивидуальные проекты (разработчик проекта является его единственным участников) и групповые (два и более участников).

Преимущества персональных проектов

План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;

Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;

Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов

У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуационного лидера (лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации), и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; это соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

6.По продолжительности выполнения

По продолжительности выполнения проекты бывают:

Мини-проекты, укладывающиеся в один урок, или являющиеся фрагментом урока. 

Краткосрочные проекты, разрабатываемые на 4-6 уроках. При этом уроки используются для координации проектных групп, в то время как основная работа по сбору информации, изготовлению проектного продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности. 

Долгосрочные проекты - проекты, реализуемые в течение месяца или нескольких месяцев














Этапы реализации проекта

При организации проектной деятельности можно придерживаться следующего алгоритма

выбор темы; 

обоснование актуальности; 

определение проблемы; 

формулирование гипотезы (для исследовательского проекта); 

формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы); 

определение этапов работы; 

подбор методов и средств решения проблемы; 

проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы; 

получение и анализ данных;

оформление данных в виде текста (схемы, рисунка и др.); 

обсуждение и корректировка данных; 

выражение ожидаемого результата (представление). 

Краткая характеристика наиболее важных действий в представленном алгоритме. 

Выбор темы: тема выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств: 

учитывается содержание школьных программ; 

учитывается возраст и уровень подготовки обучающихся; 

учитываются интересы и потребности обучающихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.); 

учитываются особенности личности обучающихся; 

учитывается практическая значимость ожидаемых результатов. 

Формулировка темы должна быть краткой, понятной, проблемной, смыслосодержащей. 

Виды тем: 

темы могут формулироваться в рамках одного или нескольких школьных предметов; 

темы могут отражать социальные, культурологические, экономические, экологические, политические и другие проблемы; 

темы могут иметь комплексный характер. 

Обоснование актуальности: в школьных условиях актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практических ожидаемых результатов. При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на следующие вопросы: 

Почему выбрана данная тема? 

Почему тема действительно интересна для ученика, чем интересна с практической точки зрения? 

Какие новые знания предполагается получить? 

Каков замысел проекта в целом? 

Что уже имеется по данной теме, а что нового предстоит сделать ученику? 

t1606218160aa.gif
Определение проблемы: проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании обучающегося. Проблему лучше формулировать в виде вопроса.

Формулирование гипотезы (для исследовательского проекта): гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое для ученика. Гипотеза может выступать в двоякой роли: как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутренней производящей основой (объяснительная гипотеза) или как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями (описательная гипотеза). 

Пример описательной гипотезы: состояние окружающей среды зависит не столько от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ, сколько от того, что мы не смогли обеспечить качественную их очистку. 

Пример объяснительной гипотезы: Если (идея и замысел гипотезы), то (предполагаемый результат); так как (объяснение эффекта). Если мы изучим культуру, традиции людей разных национальностей нашего села, то это позволит нам …… 

Формулирование цели: в цели формулируется общий замысел проекта. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели. 

Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта. «Что ты хочешь создать в результате проектирования? (Какой продукт (результат) получить?)» Такими продуктами могут быть: описание и характеристика объектов и явлений, логическая схема, модель, чертежи, текст любого документа, план создания чего-либо (парка, дендрария), компьютерная программа, макет, карта, прибор, сценарий мероприятия, серия плакатов, рекламный буклет, техническое устройство, видеофильм, сайт, выставка, газета / журнал, справочник, учебное пособие, экскурсия и т.д. 

Содержание задач

Познавательные задачи - связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов). 

Преобразовательные задачи - связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира. 

Задачи самообразования - связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем 

Творческие задачи - связаны с реализацией потенциала личности обучающегося, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели. 

Организационные задачи - связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы. 

Для выражения задач, как и в случае постановки цели, лучше использовать глаголы: 

изучить литературу по теме и выяснить… 

определить категории … 

ознакомиться с методами … 

создать модель (методику) … 

провести серию опытов … 

апробировать модель (методику) … 

разработать рекомендации … 

сформулировать … 

предложить способы решения … и др. 

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! 
(например, это могут быть сформулированные задачи, вопросы, план действий, список литературы, набор фото, схемы и др.) 
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: 

письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); 

художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; 

материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; 

отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, диаграммы, мультимедийные продукты и др. 



Этап

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Выдвижение идеи проекта

Предварительное формулирование темы и основных целей выполнения проекта

Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем

Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели

2. Составление письменного плана выполнения проекта (сроки ….)

Определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта составление плана действия

Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи

Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи

3.Выполнение проекта (сроки ….)

Осуществление действий по сбору необходимой информации

Выполняют работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал

Наблюдает за работой и косвенно руководит (корректирует действия)

4.Завершение проекта (сроки ….)

Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта

Анализирует информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект

Помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник

5. Подготовка отчета по проекту (сроки ….)

Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой

Работа над отчетом- читают, считают, анализируют, пишут, составляют литературу, оформляют отчет, готовят выступление

Помогает составлять отчет, корректирует окончательный вариант отчета и выступления

6. Представление отчета и его оценка (сроки ….)

Определение ценности выполненного проекта

Отчитываются о результатах своей работы, обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта

Слушает, задает вопросы, оценивает усилия учащихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом

t1606218160aa.gif



















Оформление проекта

Несмотря на разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям. Требования эти продиктованы необходимостью обес­печения максимального удобства для тех, кто в будущем будет работать с проектом.

Паспорт проектной работы 

Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды.

Вначале - как методическая разработка проекта, которую руководи­тель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится вступлением к проект­ной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации.

Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) - один из обязательных выходов проекта, предъявляемых к защите (презентации) проекта.

Смысл предъявления папки на защите - показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

четко организовать работу каждого участника проектной группы;

стать удобным коллектором информации и справочником на протяже­нии работы над проектом;

объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

сэкономить время для поиска информации при проведении в дальней­шем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

паспорт проекта;

планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосроч­ных проектов это могут быть недельные или помесячные планы. Для про­екта, выполняемого в ходе проектной недели - ежедневные. В таких пла­нах указывается индивидуальное задание каждого участника проектной груп­пы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа);

промежуточные отчеты группы;

вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходи­мые ксерокопии и распечатки из Интернета;

результаты исследований и анализа;

записи всех идей, гипотез и решений;

отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.;

краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

эскизы, чертежи, наброски продукта;

материалы к презентации.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. 











































Защита проекта

1. Общие рекомендации:

хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров;

логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;

следует употреблять только понятные термины;

хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста;

выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал;

постарайтесь предупредить возможные вопросы.

2.  Техника подготовки:

проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности;

выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку;

заранее продумайте детали своего рабочего места;

приготовьте четкий и красочный наглядный материал;

проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.

3. Рекомендации выступающему:

начните свое выступление с приветствия;

огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;

не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (говорите внятно);

поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя - за помощь;

старайтесь ответить на все вопросы.















Оценивание проекта



Наиболее важный, сложный, без которого трудно говорить об эффективности любой деятельности, метод.

Речь идет о критериях оценки проектной деятельности учащихся, так как любой метод должен быть диагностичным.

Вначале необходимо определить, что и как оценивать. Неверная оценка (на этапе реализации деятельности, метода или итоговая) способна дискредитировать самую прекрасную идею. Правильное, грамотное определение критериев оценки (факторов, которые подвергаются оцениванию), показателей (признаков, по которым производится однозначная оценка), использование адекватных им измерителей (инструментов, с помощью которых производится оценка: анкет, тестов, протоколов наблюдений и т. п.) – залог верного оценивания любой деятельности, метода.

Говоря о методе проектов, имеем в виду педагогический инструмент, позволяющий учителю решать определенные образовательные задачи. Успешность любого метода зависит от ряда условий (организационных, экономических, квалификации педагога и др.). 

А что означает оценить успешность, эффективность метода? И кто эту оценку производит? 
Вероятно, в первую очередь, сам учитель, использующий метод, и, возможно, его коллеги в качестве экспертов. А также, внешние по отношению к образовательному учреждению эксперты (как, например, при оценивании конкурсных ученических проектов). Они оценивают степень достижения того 
результата, который предполагается при использовании данного метода. 

Тогда, что это за результат? 
Общеизвестно, что результат любой педагогической деятельности – решение образовательных задач. Любая педагогическая деятельность ориентирована на позитивные изменения личности учащегося, конкретнее – на приращение знаний, приобретение умений, навыков; изменение уровня развития личностных качеств.
Спектр формируемых в процессе проектной деятельности свойств и качеств довольно широк. Можно обозначить эти характеристики личности:

стремление к увлекательной, интересной деятельности, потребность в ней

познавательная самостоятельность

творческая активность, потребность в творчестве, самовыражении

способность видеть и решать проблемы

навык поисковой деятельности

дивергентное мышление

конвергентное (аналитическое) мышление

критическое мышление и способность к нормативной, аргументированной оценке

рефлексивная способность

прогностическое мышление

терпимость к критике

упорство в достижении цели

трудолюбие

наблюдательность

воображение

образное, ассоциативное мышление

эстетическое восприятие

дизайн-мышление

способность к планированию деятельности, самоорганизации

способность соотносить затраты с предполагаемым результатом

опыт осуществления всего цикла проектной деятельности от замысла до материального завершения и оценки

коммуникативные умения (опыт сотрудничества, сотворчества)

Вероятно, этот список можно дополнить, а в целом обучающийся приобретает опыт проектной деятельности, опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемую часть структуры содержания образования.

Рейтинговая оценка проекта

Оценка этапов

Критерии оценки

Баллы

Оценка работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

5, 10, 20

Объём разработок и количество предлагаемых решений

5, 10, 20

Практическая ценность

5, 10

Уровень самостоятельности участников

10, 20

Качество оформления проектных записей, графиков, таблиц и др.

5, 10, 15

Оценка защиты

Качество доклада

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

5, 10

Ответы на вопросы учителя

5, 10


180 – 140 баллов – «отлично»;
135 – 100 баллов – «хорошо»;
95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;
менее 65 баллов - «неудовлетворительно».


Проекты на уроках математики


Использование проектной технологии на уроках математики, позволяет наполнять современное математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

У учеников повышается мотивация изучения математики. Знания, которые они получают на уроках, применяются не только для решения абстрактных математических заданий, но и для решения практических задач. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают, у них появляется чувство ответственности. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Отношение школьников к выполнению заданий существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.

Готовясь к защите своего проекта, школьники должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении. Практически каждый учитель столкнулся с проблемой - как эффективно организовать исследовательскую и проектную деятельность? Каковы пути, механизмы решения этой проблемы? Один из возможных вариантов- это организация исследовательской и проектной деятельности школьников непосредственно на уроке. Приобщение детей к исследовательской и проектной деятельности, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования, интеллектуального развития и профессионального самоопределения. Естественно, исследовательская и проектная деятельность не может носить массовый характер и про­водится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными детьми.

Главные цели введения метода проектов на уроках математики:

показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;

реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:

Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.

Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю учащимся следующий алгоритм   действий:

Выбор темы проекта.

Ставим цель. Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы.

Выбираем метод. Что нужно сделать, чтобы получить результат? Записать план своих действий.

Собираем данные (изучаем литературу, ставим эксперименты, собираем необходимую информацию).

Получаем результаты. (Если что - то не удалось - это тоже результат).

Анализируем результаты. Сравниваем полученное с данной гипотезой.

Делаем выводы. Планируем дальнейшую деятельность. Даем оценку действиям в группе.

Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.



Этот алгоритм  помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах, но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах.

Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста. Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к предмету резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению математики именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

Проектная деятельность учащихся 5-6 классов носит интегрированный межпредметный характер, что позволяет объединить учащихся имеющих разные склонности в работе над математической проблемой. Эти небольшие проекты, где проводится совместная работа над подготовкой проекта - прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность. Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы.

Также предлагаю учащимся творческие мини- проекты для домашнего задания. Планируемыми результатами и формами их представления могут быть: кроссворд, ребусы, газета, журнал и др.


Проекты, применяемые на практике

Информационно-исследовательский проект «Опрос общественного мнения».

п/п

Этап работы

Что делать

Срок выполнения

1

Мотивация исследовательской деятельности

Почему ты хочешь выполнить исследовательскую работу? Какую цель ты преследуешь?

1 день

2

Формулирование проблемы

Сформулируй проблему, выбери тему исследования.

Примеры тем:

«какому виду спорта отдают предпочтение учащиеся школы», «статистические данные о времени, затраченном на выполнение домашней работы учащимися школы», т.д.

1 день

3

Сбор, систематизация и анализ фактического материала

Методы сбора информации.

Составление анкеты.

Выбор аудитории для анкетирования, проведение анкетирования

1 день

4

Выдвижение гипотез

Какой результат ты планируешь получить?

1 день

5

Проверка гипотез

Обработка анкет

1 день

6

Доказательство или опровержение гипотез

Построение таблицы, диаграммы по данным анкетирования. Формулировка выводов. Оформление презентации

2 дня











Информационный проект «Удивительное число или почему нельзя делить на нуль!»

Проблема проекта: почему нельзя делить на нуль?

Объект: число нуль

Предмет: действия с нулем

Методы исследования: поиск и сбор информации из различных источников (научно-популярной литературы, сайтов сети Интернет), обобщение и анализ полученных данных.

Цель проекта: выяснить, почему нельзя делить на нуль

Задачи проекта:

Узнать, как правильно говорить: НУЛЬ или НОЛЬ.

Выяснить историю возникновения нуля.

Рассмотреть свойства нуля.

Доказать, почему нельзя делить на нуль.



Исследовательский проект «Минус на минус будет плюс….. Почему?»

Проблема проекта: почему «минус на минус дает плюс»?

Объект: отрицательные числа

Предмет: умножение (деление) отрицательных чисел

Методы исследования: поиск и сбор информации из различных источников (научно-популярной литературы, сайтов сети Интернет), обобщение и анализ полученных данных.

Цель проекта: выяснить, почему «минус умножить (разделить) на минус будет плюс».

Задачи проекта:

Выяснить историю возникновения отрицательных чисел.

Рассмотреть свойства действий с отрицательными числами.

Доказать, почему «минус умножить на минус будет плюс».





Творческий проект «Правильные многогранники»



Проблема проекта: как велик мир многогранников вокруг нас?



Объект: правильные многогранники.



Предмет: значение и применение этих фигур



Методы исследования: поиск, сбор и обработка информации по теме; наблюдение; практическая работа.

Цель проекта: расширение круга знаний о правильных многогранниках, изучение практического применения в окружающем мире.

Задачи проекта:

изучить литературные источники по данной теме;

изготовить коллекцию правильных многогранников.

найти примеры правильных многогранников в окружающей природе и в бытовой среде;

доказать, что формы правильных многогранников применимы в быту.

Интерес же к предмету вырабатывается тогда, когда ученику понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают школьника к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности. Вот почему учитель должен стремиться к обновлению системы преподавания, направленному на повышение мотивации школьников к учебному процессу.

Таким образом, главными достоинствами проектного метода обучения является следующее:

актуальность. В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;

создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;

дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;

использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;

формирование исследовательских умений;

мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

Безусловно, есть и трудности.

Основная  трудность в   организации проектной  деятельности -   перегрузка учащихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно,  если   это поиск  информации,  чтение   научной  литературы, написание рефератов.

Недостаточная оснащенность учащихся компьютерной техникой дома, поэтому большую часть работы приходится выполнять в школе.

Неустойчивая мобильная связь.












Заключение

Метод проектов является отличным дополнением к традиционным методам обучения математики. В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а самообучение происходит за счет эксплуатации памяти, а метод проектов:

развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

развивает творческие способности и самостоятельность;

ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;

творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

В ходе реализации проектов, конечно же, происходит формирование универсальных учебных действий, которые являются результатами образовательной деятельности, например:

регулятивные: умение составлять план и последовательность действий;

познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, со «зрителями», участниками группы;

личностные: проявление интереса и активности в выборе решения.


Именно работа над проектом ставит ребёнка в такую ситуацию, когда ему нужно новую информацию анализировать, отбирать самую главную, перерабатывать и предъявлять окружающим. Поэтому в проектной деятельности успешно формируются информационные компетенции.

Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

Итак, понятие «Проект» снова вброшено в российскую педагогику. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем!











Список литературы

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения).

Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника. Методические рекомендации. – М.: Федоров, 2006.

Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для- студентов педагогических институтов. — М\: Просвещение, 1985. — С. 354.)

Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М., 2004

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.)

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

Савенков А.И.. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.- М., 2004.



Интернет-ресурсы: https://pedsovet.su/publ/113-1-0-832  

https://videouroki.net/course/?file=90ee900e68fb83ec63efd62976328c27&utm_source=videouroki&utm_medium=button&utm_campaign=vdwl&utm_content=courses&utm_term=matematika


https://tvorcheskie-proekty.ru/node/88

https://allyslide.com/presentation

https://do.s-ba.ru/files/articles/ Сборник2.pdf

https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/10/09/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh https://multiurok.ru/index.php/files/proektnaia-deiatelnost-na-urokakh-matematiki-3.html https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proektnaya_deyatelnost_na_urokah_matematiki_073429.html













Приложение 1

Методические рекомендации педагогу по организации проектной деятельности

Подходите к проведению этой работы творчески. Не сдерживайте инициативу учащихся.

Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.

При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.

Проблематика будущих проектов должна быть в области интересов учеников.

Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности. Обсудить с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д. Целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).

Руководить проектами- это значит помогать ученикам, консультировать их, направлять.

Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ

Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.

Выполняй проект в следующем порядке:

Выбери с помощью родителей и учителя тему;

Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)

Разбей на этапы весь объем работы и процесс ее выполнения;

Выполни теоретическую и практическую части проекта;

Вноси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения практической части;

Если необходимо отрази практическую часть в схемах, таблицах, графиках;

Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;

Защити проект;

Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.

Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, фотоаппарат, ресурсы Интернет.

Думай о том, как твоя работа будет полезна обществу.

Приобретай самостоятельно недостающие знания.

Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.



Приложение 2

Паспорт проекта

Тема проекта.

Руководитель проекта: полностью фамилия, имя, отчество.

Учебная дисциплина, в рамках которой проводится работа по проекту: полное название учебной дисциплины.

Междисциплинарные связи: учебные дисциплины, знания из которых используются при написании проекта.

Тип проекта: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной.

Проблема проекта: какая - либо трудность в рамках изучения данной темы. Формулируется в виде проблемного вопроса.

Объект: то, что изучаете в теме: явление или процесс.

Предмет: то, что изучаете в объекте. Обычно дублирует тему.

Цель проекта: начинается с отглагольного существительного: изучение, характеристика, сравнение и т.д.

Задачи проекта: глаголы. Обычно формулируют задачи, равные количеству пунктов плана: рассмотреть, охарактеризовать, описать и др.

Сроки и этапы работы над проектом: время работы, этапы: подготовительный, основной, заключительный. Содержание каждого этапа необходимо раскрыть.

Ресурсное обеспечение проекта: оборудование, материалы.

Аннотация проекта: краткое содержание проекта. Начинается со слов: в данном проекте рассмотрены вопросы….

Продукт проекта: результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

-письменная работа (эссе, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад, реферат);

-художественная творческая работа (в области литературы, русского языка, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, мультимедийной презентации, компьютерной анимации, видеоролика);

-материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

-отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Приложение 3

Общий вид и структура проекта

Титульный лист.
Оглавление (содержание).
Введение.
Главы основной части.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.

Структурные элементы.

Титульный лист

Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").

Оглавление

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Главы основной части

Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых социально значимых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения задач. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов выполнения.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого продукта. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого продукта не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение

В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной ими работы.

Список используемой литературы

После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы помещают в приложениях. В приложении содержатся таблицы, графики, карты, схемы, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д.











Приложение 4

Рекомендации к защите учебного проекта



Структура речи. Вступление, основная часть, заключение.

Во вступление необходимо познакомить с темой проекта и его автором (или авторами) и имя докладчика. Далее нужно сообщить цели проекта. А также ответ на вопрос, достигнуты ли они в результате работы над проектом.

В основной части речи обосновывается необходимость задач, которые были поставлены и решены для достижения поставленной цели, приводятся аргументы в пользу оптимальности выбранных способов достижения цели. Упоминается вклад каждого участника проекта и дается оценка роли каждого участника проекта

В заключении речи дается оценка результатов проекта , особенностей работы над ним, возможные перспективы продолжения работы над этим проектом ливозникшие идеи о темах (проблемах) новых проектов. А также оценка достижений участников проекта.

Время, отведенное на речь, рекомендуется использовать следующим образом: по 5-10% на выступление и заключение , остальное - на основную речь.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьников в процессе работы над проектом. С одной стороны, это инструмент обучения, а с другой – пошаговая оценка достижений учащихся как ими самими, так и учителем.

Грамотно составленная проектная папка позволяет:

· организовать работу каждого участника проектной группы;

· создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом;

· объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

· судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта;

· сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.

















Приложение 5

Примерная тематика проектных работ

п/п

Название

вид

результат

1

Задачи по математике "Интересные факты из жизни животных"

творческий

Задачник

2

Задачи по математике "Ещё раз о процентах"

творческий

Задачник

3

Сборник "Комбинаторные задачи"

творческий

Задачник

4

Сборник «Симметрия вокруг нас»


творческий

Сборник


Сборник «Старинные и сказочные задачи» и некоторые их решения


творческий

Задачник

6

Сборник задач на движение


творческий

Задачник

7

Сборник задач по математике для учащихся 5-6-х классов с использованием краеведческого материала

творческий

Задачник

8

Сборник логических задач по математике


практико-ориентированный

Задачник

9

Сборник математических задач-загадок


практико-ориентированный

Задачник

10

Сказка о стране чисел


творческий

Сказка

11

Сказка о том, как Нуль доказал свою важность

творческий

Сказка

12

Сказка по математике "Хитрые проценты"



творческий

Сказка

13

Сказочные приключения в веселых математических задачах

творческий

Сказка

14

Как люди научились считать


творческий

Газета

15

Когда появились отрицательные числа


информационный

Газета

16

Простые числа. Так ли проста их история?


информационный

Газета

17

"Преданья старины далёкой" (решение старинных задач)


исследовательский

Сборник

18

О секрете происхождения арабских цифр

информационный

Стендовый материал

19

Крылатые математические выражения


творческий

Стендовый материал

20

Курьезы, софизмы, парадоксы в математике


творческий

Газета

21

Изучение старинных мер и их применение в современной школе


практико-ориентированный

Буклет

22

Как люди научились считать время


информационный

Газета

23

Из истории дробей


информационный

Стендовый материал

24

Из истории математических знаков


информационный

Газета

25

Как учились математике дети в прошлые времена


информационный

Газета

26

Календарь: от древних времен до наших дней


информационный

Газета

27

Теорема Пифагора – сокровище геометрии.


исследовательский

Сборник

28

Особые представители последовательностей – арифметическая и геометрическая прогрессии.

исследовательский

Стендовый материал

29

Геометрические формы вокруг нас


исследовательский

Стендовый материал

30

Знакомимся: треугольник.


информационный

Буклет

31

Интересные факты из жизни великих математиков "А знаете ли вы, что..."

информационный

Стендовый материал

32

"Зверьё моё" на координатной плоскости

творческий

Сборник задач

33

Любимые рисунки на координатной плоскости

творческий

Сборник рисунков

34

Галерея великих математиков

информационный

Газета

35

Геометрия в Древнем Египте

информационный

Газета

36

В мире ребусов и лабиринтов

творческий

Газета

37

Виды уравнений и способы их решения

исследовательский

Методические рекомендации

38

Замечательные точки треугольника

исследовательский

Газета

39

Нестандартные способы нахождения площадей некоторых многоугольников

исследовательский

Методические рекомендации

40

Решение задач на смеси и сплавы

практико-ориентированный

Методические рекомендации

Приложение 6

Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)



Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?

Какой школьный предмет вам наиболее интересен?

По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?

Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.

Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?

Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?

Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?

Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?

Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.

Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантов, советчиком при организации и проведении проекта?

Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (да/нет)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.