12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чистикова Галина Леонидовна86
Я люблю свою работу
Россия, Архангельская обл., Емецк
3

Доклад на тему «Метапредметный характер урока. Повышение качества образования через формирование УУД на уроке»

Тема: Метапредметный характер урока. Повышение качества образования через формирование УУД на уроке.

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. Реализовать метапредметность учитель может и при проведении элективных курсов, семинарских занятий, исследовательской и проектной деятельности, а также при выполнении творческих работ.

Метапредметный урок предполагает синтез предметных знаний. Целью, урока является в первую очередь преодоление разобщенности различных учебных дисциплин, отказ от узкопредметной специализации. Таким образом, метапредметный урок является синтезом учебных предметов, формирующим целостное восприятие окружающего мира.

При структурировании метапредметного урока следует помнить общую закономерность, согласно которой постоянными этапами учебного занятия являются организационный в начале урока и этап выдачи домашнего задания. Все же остальные этапы урока варьируются в зависимости от того, в какой технологии работает учитель и на какой стадии находится изучение материала. На таком уроке вся деятельность выстраивается вокруг некоторой мыслительной организованности (знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д.)

Олимпиады являются показательными в плане овладения обучающимися метапредметными универсальными учебными действиями. Очень много обучающихся нашей школы по самым разным предметам участвовали в олимпиадах. Каждый раз необходимо было внимательно прочитать задание, понять, выделить главное, но это смогли далеко не все. Например в задании для 6 класса по русскому языку был дан текст с пропущенными орфограммами в словах: «Певица выходила на сцену, и каждый раз у неё были по…сные поклоны.» При неторопливом внимательном неоднократном прочтении первой части текста мозг нарисовал бы картину, и задача была бы решена. Но вдумчивое перечитывание не натренировано ни на уроках, ни в домашнем чтении. Очень большой объём материала по разным предметам идёт на тренировку механической памяти. По таким предметам, как математика, физика, обучающиеся не переписывают с черновика рассуждения, доказательства, аргументы и теряют баллы. Эти универсальное учебные действия рассуждать, доказывать, необходимы и на устных предметах. На уроках необходимо уделять этому больше внимания. Показалось удивительным на олимпиаде по физике неумение некоторых детей работать с линейкой. Перед молодым учёным была ёмкость с водой и линейка. Нужно было измерить высоту жидкости в стакане. Стакан находится в ящике, линейка в руке. Ученик покрутил линейку и убрал. Часть детей не притронулись к эксперименту. Я засомневалась: ребёнок в старших классах сможет ли начертить прямоугольник на нелинованной бумаге, имея прямоугольный треугольник и линейку. Владение этими простейшими инструментами необходимо так же, и на географии, на технологии. Нужно только на уроках чаще предлагать задания на чертежи, измерения.

Для развития памяти необходимо показать приёмы запоминания не только для заучивания стихов, но и на других предметах, каким способом запомнить информацию (Удивлялась свой городской однокурснице, которая знала на память телефоны всех знакомых, так как это помогает ей в жизни. Её научили в городской школе, а меня в сельской - нет.)

Существенно облегчает обучение знание, как готовить домашнее задание и применение этого знания, как составлять план рассказа и т.д. На стендах в нашей школе много информации о метапредметных универсальных учебных действиях, но она мало практикуется.

Для повышения качества образования через УУД на уроке нужен мотивированный учитель. Мотивация не оказывает прямого непосредственного влияния на качество работы, так как, кроме неё качество во многом зависит от способностей. Однако она влияет на старания, ответственность, на те усилия, которые специалист готов затрачивать. Мотивированный педагог трудится с удовольствием, интересом, не считаясь со временем.

На сайте института, где мы проходим курсы повышения квалификации, много конкурсов для педагогов, где нужно спроектировать современный урок. (например, конкурс «Северное сияние») Все педагоги нашей школы получили таблички-опоры, которые могут помочь в разработке любых уроков, где материал изучается по учебнику, или предусматривается работа с текстами. В них прописаны методы работы учителя и названия УУД, которые формируются у обучающихся при работе с текстовой, графической, иллюстративной информацией учебника.

Считаю, что качество образования серьёзно улучшается с развитием проектной деятельности. Наши ученики выступают перед своими классными коллективами с проектными, исследовательскими работами. Ко дню науки 8 февраля традиционно проводим фестиваль проектно-исследовательских работ, где обучающиеся снова получают возможность самореализоваться. Дальше идёт участие с этими работами на районном уровне. Лучшие работы будут заслушаны на областном уровне.

 

23.06.2020г. Чистикова Г.Л.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.