Использование ролевой игры на уроках иностранного языка с целью развития речевой активности учащихся

0
0
Материал опубликован 4 May

Использование ролевой игры на уроках иностранного языка

с целью развития речевой активности учащихся

Изучение иностранного языка – процесс получения знания, которое жизненно необходимо в современном обществе, развивающемся в направлении ко всеобщей глобализации, это один из самых важных составляющих моментов современного, успешного человека.

Поэтому главной целью обучения иностранному языку в школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Школьники овладевают иностранным языком как средством общения и должны уметь им пользоваться в устной и письменной формах. Очень важно владение всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы иностранный язык стал средством межличностного и международного общения.

Но обучение учащихся иностранному языку сопряжено с некоторыми трудностями. Например, к основным трудностям обучения говорению следует

отнести мотивационные проблемы, ученики стесняются говорить на иностранном языке, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике; у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи, возникают трудности при необходимости дать устный или письменный ответ; учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам.

Для преодоления этих трудностей преподавателями используются ролевые игры.

Актуальность работы обусловлена следующими факторами.

поддержание интереса при обучении иностранному языку у школьников: чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать такие методы и средства обучения, которые сделают процесс обучения более легким, а детей более восприимчивыми. В этом педагогам помогают игровые технологии, в частности ролевые игры.

одной из главных проблем является обучение устной речи. В изучении языка мало иметь только лишь теоретические навыки, необходимо закреплять их на практике, уметь использовать в реальной жизни. Ролевая игра помогает ученикам представить ситуации, приближенные к реальным, и сформировать навыки говорения.

многие ученики страдают от языкового барьера. Это серьезная проблема, которую можно устранить путем погружения в культуру страны, изучаемого языка, используя игровые технологии. В ходе ролевой игры ученики чувствуют непринужденность ситуации, забывают про страх сделать ошибку.

Применение технологии ролевой игры в учебной деятельности нашло отражение в работах Азимова Э.Г., Щукина А.Н., Леонтьева А.Н, Мильруда Р.П., Максимовой И.Р., Макаренко А.С, Сухомлинского В.А, Эльконина Д.Б. и др. Ценными являются и практические исследования таких ученых, как Аникеев Н.П., Анисимов О.С., Петрусинский В.В., Выготский Л.С., Кулагин Г.А., Смирнов В.Ф., Сластенин В.А. и др.

Цель работы: исследование эффективности применения ролевой игры в учебной деятельности учащихся при развитии речевой активности учащихся на уроках иностранного языка.

Задачи работы:

- анализ сущности ролевой игры и описание её основных функций;

- описание видов ролевой игры;

- характеристика этапов подготовки и проведения ролевой игры;

- рассмотрение особенностей подготовки и проведения ролевой игры на уроках иностранного языка;

- изучение опыта работы учителя по применению ролевой игры на уроках иностранного языка в школе и анализ одного из его уроков;

- опытно-экспериментальная работа по исследуемой проблеме.

Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку учащихся основной общей школы с использованием технологии ролевой игры.

Предметом исследования является ролевая игра как средство развития речевой активности учащихся при обучении иностранному языку в школе.

Гипотеза данного исследования заключается в следующем: систематическое и целенаправленное использование технологии ролевой игры на уроках иностранного языка способствует повышению речевой активности учащихся.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: критический анализ литературы по исследуемой проблеме, анализ практического опыта учителя, наблюдение, анкетирование, методы статистической обработки полученных результатов, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, описание опыта автора.

Экспериментальная база исследования – 8 класс МОУ СОШ № 37 г. Комсомольска – на – Амуре.

Что такое игра? В «Национальной психологической энциклопедии» предлагается следующее определение:


игра - вид деятельности ребёнка, позволяющий воспроизводить

действия взрослых и их отношения, направленные на

познание окружающей действительности.


Сластёнин Виталий Александрович определяет игру, как процесс, связанный с положительными эмоциями, который выступает пространством «внутренней социализации ребенка», средством усвоения социальных установок.

Выдающийся российский лингвист, методист и педагог Радислав Петрович Мильруд даёт следующее определение ролевой игре:

ролевая игра – форма организации коллективной учебной деятельности, относящаяся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком и имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь

взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

А. В. Конышева выделяет следующие дидактические функции ролевой игры:

1. Мотивационно-побудительная функция

2. Обучающая функция

3. Воспитательная функция

4. Ориентирующая функция

5. Компенсаторная функция

Структурные компоненты ролевой игры:

1. Сюжет

2. Содержание

3. Правила

4. Роль

Типология ролевых игр:

I.

1. Сюжетно-ролевая игра

2. Театрализованная ролевая игра

3. Ситуационная ролевая игра


II. ( Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова )

1. Контролируемая ролевая игра

2. Умеренно контролируемая ролевая игра

3. Свободная ролевая игра

4. Длительная ролевая игра

5. Эпизодическая ролевая игра

В зависимости от целей занятия ролевые игры могут проводиться:

1) в парах;

2) в триадах;

3) в подгруппах;

4) в целой группе.

Этапы подготовки и проведения ролевой игры:

1. Этап подготовки

2. Доигровой этап

3. Этап проведения

4. Этап анализа и обобщения


На уроках иностранного языка ролевая игра имеет свои особенности. Методисты предлагают следующие рекомендации для подготовки и проведения ролевой игры:

Следует начинать всегда с парной, а не с групповой работы.

На начальных этапах следует организовать короткие виды деятельности, которые постепенно приучат учащихся к ролевой игре.

Ролевая игра должна быть рассчитана на учащихся разного уровня подготовки.

Не использовать слишком трудную ролевую игру, требующую эмоциональной перегрузки.

Всегда продумывать последующие виды деятельности для тех, кто групп и пар, которые заканчивают раньше других.

Устанавливать точный лимит времени и стараться, чтобы каждый этап ему соответствовал.

Ролевая карточка должна бать краткой. Учащиеся должны быть знакомы и хорошо владеть теми лингвистическими структурами, которые будут использоваться в игре.

Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе. В ходе данной работы был проведен констатирующий эксперимент.

Изучив опыт учителя и проанализировав результаты анкетирования, в ходе формирующего эксперимента мы разработали и провели цикл уроков по английскому языку с использованием технологии ролевой игры с целью развития речевой активности учащихся на иностранном языке. Один из уроков мы бы хотели представить в качестве образца, доказывающего нашу гипотезу.

Целью урока было совершенствование навыков говорения по теме

Young people and the law. When is it legal?” при использовании технологии ролевой игры.

Тема: Права и обязанности подростков в Великобритании.

Young people and the law. When is it legal?

(УМК Ю.А. Комарова. Английский язык 8 класс)



Тема, цели и

задачи урока

Содержание урока

Тема: “Права и обязанности подростков в Великобритании. Young people and the law. When is it legal?”

Цели:

образовательные: систематизировать знания учащихся по теме “ Права и обязанности. Rights and Responsibilities

развивающие: совершенствование навыков говорения (монологической и диалогической речи) посредством использования ролевой игры.

воспитательные: воспитание уважения к законам и их соблюдению; способность осознавать особенности культуры в зарубежной стране и сравнение со своей страной; воспитание умения сотрудничать при решении коммуникативной задачи.

Задачи урока:

Создать условия для формирования у учащихся умений использовать в речи лексический материал по теме " Rights and Responsibilities ".

Создать условия для формирования у учащихся умений использовать в речи грамматический материал (модальные глаголы).

Обеспечить развитие навыков устной монологической и диалогической речи.

Способствовать развитию логического мышления, коммуникативных умений.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

совершенствовать коммуникативно-речевое развитие: воспроизводить в речи ранее изученные лексические единицы и грамматические структуры, владеть изученным лексическим и грамматическим материалом, отвечать на вопросы учителя, одноклассников по содержанию услышанного.

Универсальные учебные действия:

Личностныепроявляют учебный интерес к учебной деятельностиопределяют границы собственного знания и незнания воспитывают готовность к коллективному творчеству, примеряют на себя роль социально-активной, мобильной, адаптивной личности.

Регулятивныеопределяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, учатся высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом, работать по предложенному учителем плану, оценивают правильность выполнения действий.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме, понятной для собеседника, слушают и понимают речь других, работают в группе в соответствии с нормами общения.

Познавательныеосознанно строят речевое высказывание в устной форме, находят ответы на вопросы или формулируют ответы на вопросы собеседника, осуществляют поиск необходимой информации.

Оборудование:

- медиапроектор;

- ноутбук;

- презентация;

- учебник;

- рабочая тетрадь;

- ролевые карточки (раздаточный материал).


1.Организационный момент

Good morning, girls and boys!

How are you?

What date is it today?

What day is it today?

What is the weather like today?

Today we’ll arrange a role play.

You will be an English family and you will have your own role in the family. You will talk about young people and laws in the UK.


Let’s revise some words and grammar structures on the topic for a role play.

2. Фонетическая и речевая разминка

I. Repeat, read, translate

do the shopping

do the ironing

do the washing up

do the vacuuming

put the washing machine on


make the bed

make dinner

make breakfast

take the rubbish out

II. Complete some sentences ( слайд 1,2)t1746358176aa.png


t1746358176ac.png



III. Answer my questions.

1) What household chores do you have to do?

2) How often do you do the washing up?

3) Who makes dinner in your house?

4) Who mops the floor in your house?


3. Проверка д/з

I. WB p.78 ex. 3

(учащиеся читают предложения, переводят, объясняют выбор модального глагола)


4.Актуализация опорных знаний

Remember some the UK’s laws for young people.

Answer my questions.

How old must you be to buy a pet?

How many hours can you work at the age of 13?

When can you work full time?

Do you have to have your parents’ permission to get married at the age of 16?

How old must you be to get a tattoo?

When can you drive a car or fly a glider?


5.Релаксация. Зарядка для глаз.

Using your eyes draw letter S from the top to the bottom, from the bottom to the top.


Look left, look right.

Look up, look down.

Look around.

Look at your nose,

Look at that rose,

Close your eyes,

Open, wink and smile.

Your eyes are happy again.


6. Подготовка к ролевой игре

Now I am going to give you a situation for a role play:


You are a big family: mum, dad, grandmother, uncle Nick and 6 children: Mark, Tom, Jane, Ben, Chris and Jack.

You live in the UK. Your children tell you about their wishes. Mum, dad, grandmother and uncle Nick explain the children some laws in the UK.


Учащиеся выбирают роли

Учитель раздаёт детям ролевые карточки с заданиями и даёт время на подготовку.



На доске таблица:

Role

Mark

Mum

Tom

Dad

Jane

Mum

Ben

Dad

Chris

uncle Nick

Jack

Grandma

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



Card №1:

Mark: you are 11 years old. You would like to have a pet and you are going to buy a hamster tomorrow.

Tell your mum about it and ask her permission.


Use the following expressions:

Mum, I would like to have ….. and I’m going ….



Card №2:

Mum: you have got a son Mark, and he would like to have a pet. Mark is going to buy a hamster himself, but he is only 11. He asks your permission.

Tell him that there is a law in GB: children are allowed to buy a pet in the UK at the age of 12. If the children are under 12, they must be with their parents to buy a pet.

Offer your son to go to pet-shop on Saturday together.


Use the following expressions:

Oh, Mark, you are only 11…

In the UK children are allowed to …

Let’s go …



Card №3:

Tom: You are Tom, you are 16.

You would like to drive a car.

Tell your dad about it.

Use the following expressions:

Dad, I would like to …..




Card №4:

Dad: you have got a son Tom, and he would like to drive a car, but he is only 16. Explain him a law in the UK: young people can drive a car in the UK at the age of 17.


Use the following expressions:

Tom, you are only …

You can ……….. at the age of …..

Card №5:

Jane: you are Jane and you are 14. You are going to go to your friend’s party and you wants to stay at the party until 12 o’clock. Tell your mum about it and ask her to come back at midnight. Your mum doesn’t agree with you, try to explain.


Use the following expressions:

I’m going to …………

Can I stay at the party ….

Oh, Mum…. It isn’t fair!

My friends don’t have to be home until 12 o’clock…

I’ll look so stupid if I have to go home…….

Mum, please…. I’ll do anything! I promise I’ll tidy my room…



Card №6:

Mum: you let your daughter Jane go to her friend’s party, but you say to come back home at 10 o’clock.


Use the following expressions:

No way! Jane, you must be at home by 10!

You have to be here by 10!

No, Jane! That’s my final word!


Card №7:

Ben: you are Ben and you are 13. You would like to work to earn some extra pocket money. Tell your parents about it.

Use the following expressions:

Dad, I’d like to work and….


Card №8:

Dad: your son Ben wants to work. Say that it’s a good idea and tell him he can work 5 hours a day on Saturdays, Sundays and in school holidays at the age of 13.

Use the following expressions:

Ben, it’s a good idea!

According to the UK’s law you can…



Card №9:

Chris: say that you’ve got a homework to find some information about what the teenager can do at the age of 15. Ask your uncle Nick about it.

Use the following expressions:

Uncle Nick, I have to find ….

Could you help me?




Card №10:

uncle Nick: say Chris you are very glad to help him. Tell him that at the age of 15 a teenager can:

leave school on the last Friday of July in Year 11;

work full-time if he’s left school;

buy a lottery ticket;

ride a moped or scooter;

get married with his or her parents’ permission.


Use the following expressions:

Oh, I’m very glad to help you, Chris.

At the age of 15 a teenager can…..



Card №11:

Jack: ask your grandmother what is allowed to do at the age of 18

Use the following expressions:

Grandma, what can young people do at the age …



Card №12:

Grandmother: Tell that at the age of 18 a person becomes an adult in the eyes of the law.

You can:

vote:

get married;

change your name if you want to;

get a tatoo.


Use the following expressions:

Jack, at the age of 18 a person becomes an adult…..

This means you can …….



7.Проведение ролевой игры.

Учащиеся разыгрывают ситуацию



8.Подведение итогов игры (анализ).

Рефлексия.



Complete the sentences:


During today’s lesson I have...

learnt ...

remembered ...

revised...

Now I

can / know how to

speak about ...

understand the information ...

explain the problem ...

say the opinion ...

give arguments...



Your marks for the lesson...


Домашнее задание.


Write an essay “Young people and the law in Russia”

At what age can you do these things in Russia (work, leave school, ride a moped, get married, drive a car, buy cigarettes and alcohol)?

Do you think these laws are OK, or would you change them?



На этапе формирующего эксперимента с целью определения динамики повышения речевой активности школьников на уроках иностранного языка с использованием технологии ролевой игры нами был проведен итоговый срез в контрольной и экспериментальной группах, в ходе которого учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты, аналогичной анкете констатирующего эксперимента. Проанализируем полученные данные в сравнении с результатами констатирующего этапа:

на вопрос «Нравится ли Вам, когда учитель использует на уроке ролевые игры?» участники экспериментальной группы выбрали ответ «да» на 14 % больше, чем участники контрольной группы; ответ «нет» никто не выбрал из участников экспериментальной группы и выбирают 4% опрошенных контрольной группы; выбор ответа «затрудняюсь ответить» у участников экспериментальной группы на 10% меньше, чем этот же выбор сделали опрошенные контрольной группы. При сравнении результатов анкетирования констатирующего эксперимента с результатами формирующего эксперимента у экспериментальной группы также отмечается положительная динамика: выбор ответа «да» при повторном анкетировании стал на 30 % больше в сравнении с предыдущим, количество выборов ответа «затрудняюсь ответить» уменьшилось на 10 %. Результаты повторного

анкетирования показывают, что обучающиеся экспериментальной группы относятся положительно к использованию ролевых игр на уроках иностранного языка;

вопрос «Как часто Вы бы хотели, чтобы ролевая игра использовалась на уроке?» мы также видим положительную динамику: ответ «каждую неделю» выбрали 60% опрошенных экспериментальной группы, что вдвое больше, чем в контрольной группе;

«Какую форму игры Вы предпочитаете больше: индивидуальную, групповую или парную?»

по результатам опроса мы видим, что 80% опрошенных экспериментальной группы выбирают групповую форму игры, что на 20% выше в сравнении с результатами этой же группы при констатирующем эксперименте. Полученные результаты показывают, что обучающиеся экспериментальной группы отдают своё предпочтение в пользу групповой формы ролевой игры, обучающиеся контрольной группы предпочитают парную форму работы;

на вопрос «Бывают ли случаи, когда Вам не нравится игра и почему?» ответ «не бывает» выбирают 90% опрошенных экспериментальной группы; случаи, когда им не нравится ролевая игра, связаны с ролями, которые учащиеся не хотят играть – выбор данного ответа составляет лишь 10 %;

на вопрос «Что дает Вам участие в игре? (выберите несколько вариантов)» Результаты повторного анкетирования обучающихся экспериментальной группы свидетельствуют о том, систематическое и целенаправленное использование ролевой игры на уроках иностранного языка способствует тому, что учащиеся рассматривают ролевую игру, как средство, помогающее лучше усвоить изученный материал (по данному показателю мы наблюдаем повышение на 30% в сравнении результатов экспериментальной группы

при констатирующем и формирующем экспериментах), способ проявить свою речевую активность (динамика оставляет 20 %), возможность изменить отношение с ребятами и научиться работать в команде.

Итак, в ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам:

учащимся нравится играть в ролевые игры на уроках иностранного языка;

они хотели бы, чтобы такие формы работы использовались на уроках как можно чаще;

ролевая игра - эффективная, современная форма работы, которая соответствует интересам учащихся, позволяет снять напряженность и стресс, помогает лучше, быстрее и качественнее усвоить материал, а также вызывает интерес у учащихся к изучению иностранного языка;

ролевая игра - способ, позволяющий проявить обучающимся свою речевую активность, возможность изменить отношение с одноклассниками и научиться работать в команде.

Таким образом, систематическое и целенаправленное использование технологии ролевой игры на уроках иностранного языка даёт возможность раскрыть творческий потенциал, способствует повышению интереса и речевой активности обучающихся.












Библиографический список


Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков. [Текст] / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян. – Минск: Тетрасистемс, 2009. – 517 с.

Выготский Л. С. Психология развития ребенка — М.: Издательство Смысл, 2004. — 512 с.

Дарманьян, А.А. Практикум по организации игровой деятельности. [Текст] / А.А. Дарманьян // Учеб. пособие. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009. – 52 с.

Каллимулина, В. О. Ролевые игры в обучении диалогической речи./ В. О. Каллимулина // Иностранные языки в школе. – 2003. – №3. – С. 17–25.

Колесникова, О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. / О.А. Колесникова // Иностранные языки в школе, 2000. - № 4. – С.38-42.

6. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранным языкам. [Текст] / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. – М.: ACADEMIA, 2000. – 258 с.

7. Комарова, Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам./ Ю.А. Комарова – СПб.: «Каро», 2001 г., - 163 с.

Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, 2008. – 192 с.

Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку / А. В. Конышева. – М.: Петра Систем, 2005. – 298 с.

Леонтьев, А.Н. Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 2005. – 320 с.

Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. [Текст] / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 517 с.

Мильруд, Р.П., Максимова, И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку [Текст] / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова// Иностранные языки в школе. – 2012. - №4. – С.31-33

Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. [Текст] / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1. [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2006. – 256 с.

Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. [Текст] / М.Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 2004. – 237 с.

Эльконин, Д.Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2003. – 323 с.



Интернет-ресурсы

«Использование ролевых игр на уроках иностранного языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности» - английский язык, прочее (kopilkaurokov.ru)

74809775 (yandex.ru)

https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/ispolzovanie_rolevykh_igr_na_urokakh_inostrannogo_iazyka_kak_sredstvo_formirovan

Виды ролевой игры и их характеристика - Использованием ролевых игр в процессе обучения английскому языку (studbooks.net)

ИГРА (vocabulary.ru)

Использование ролевых игр на уроках английского языка (1sept.ru)

Методическая разработка по теме «Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка» (infourok.ru)

Роль иностранного языка в современном мире (infourok.ru)

Сущность понятия «игра» и ее характеристика (infourok.ru)

Сюжетно-ролевые игры на уроках иностранного языка (1sept.ru)

Что такое Игра? (academic.ru)

Эффективные формы работы на уроках английского языка на начальной ступени обучения (1sept.ru)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации