12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Алёна Васильевна48
Россия, Вологодская обл., г. Сокол
1

"Использование русской народной бытовой сказки как средства нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения"

Использование русской народной бытовой сказки

как средства нравственного воспитания младших школьников

на уроках литературного чтения

Во все времена общество остро волновали вопросы об нравственном воспитании человека, его самосовершенствовании и развитии. В современное время люди погружены в мобильные телефоны, планшеты, компьютерные игры, социальные сети и телевизоры. Больше всего влиянию технического прогресса подвержены дети. Они чаще стали забывать про книги, которые считаются не только источником знаний, но и всестороннего развития и воспитания человека. Из-за социальных сетей, компьютерных игр и других технологий мы стали равнодушными, грубыми и бессердечными. Нельзя забывать, что взрослые являются примером для детей. Важно уделять время нравственному воспитанию младшего поколения.

Помимо взрослых в семье для младших школьников примером служит учитель. Именно он закладывает нравственные основы в душу и сердце маленького человека. В начальной школе отводится большая роль литературному чтению. Чем раньше школьники начнут приобщаться к книгам, тем успешнее они усвоят весь необходимый объем знаний, умений и навыков по чтению, ближе станут к традициям, культуре своего народа.

Приблизиться к культуре, традициям и ценностям русского народа издавна позволяет сказка. Она как один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

Сказочный вымысел своим рельефом отпечатывается в душе маленького читателя. Народ никогда не оставался равнодушным к тому, какими станут дети, когда вырастут. Причастность сказочного фольклора к педагогике неоспорима. Люди всегда будут озабочены, чтобы лучшие жизненные свершения нашли тех, кто их продолжит. Сказочному вымыслу открыта даль времени, куда устремлен всемирный прогресс.

Немалую роль в развитии нравственных качеств младших школьников играет русская народная бытовая сказка. Изучением бытовой сказки на протяжении долгих лет занимались различные ученые: например, М.А. Вавилова – в своем пособии «Русская бытовая сказка» она раскрыла многие теоретические аспекты изучения бытовой сказки [7].

Кроме того, довольно основательно в работах по русской бытовой сказке исследованы сюжетно-композиционные особенности, художественные приемы и средства создания сатирических образов. В этом отношении выделяются работы Н.И. Кравцова [19], Э. В. Померанцевой [29].

Кроме того, русская народная бытовая сказка неоднократно становилась предметом пристального внимания ученых, которые подчеркивали ее нравственный потенциал: Ю.М. Соколова [31], Д.М. Молдавского [28], В.Е. Гусев [9], Н.И. Савушкиной [30] и других.

Именно поэтому особенно важно использование данного фольклорного жанра на уроках литературного чтения в начальной школе в качестве средства воспитания младшего школьника. Этим обусловлена актуальность темы.

Нравственное воспитание — это обучение нормам общественного приличия, принятым в данной культуре, формам поведения индивида в различных ситуациях [6].

Нравственное воспитание неоднократно становилось предметом внимания исследователей: Л. А. Григоровича [8], П.Л. Трошина [32], Г.И. Щукиной [40], Т.А. Крючковой [20], Ж.В. Камышевой [17]. В настоящее время определены цели, задачи и направления воспитания (в т.ч. и нравственного) в системе образования на долгосрочной основе. Они конкретизированы в Законе «Об образовании» [1], в «Федеральном образовательном стандарте начального общего образования» [2].

Кроме того, этот важный вопрос раскрывает Федеральный государственный стандарт начального общего образования [2]. В нем сказано, что нравственное воспитание обучающихся, предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. В основе Стандарта лежит «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» [3]. Именно опираясь на нее, каждый учитель помогает всесторонне развиваться каждому ученику и воспитывает личность.

Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков. Л. А. Григорович определил нравственность следующим образом: «Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность» [8; 104].

Целью нравственного воспитания является развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм.

Таким образом, можно сделать вывод, что нравственное воспитание это процесс взаимодействия, направленный на формирование у детей понятий совести и морали, правил и принципов жизни в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения.

Формирование личности, соединяющей в себе этику, мораль, чувство долга и совесть, а также поддерживающей общественные ценности — и есть результат правильно организованного педагогического процесса развития нравственности.

Выбор методов, влияющих на нравственную воспитанность младшего школьника, зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности.

Г.И. Щукина раскрывает следующие группы методов:

1. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение): приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание [37].

Важным показателем формирования нравственных качеств личности ребенка является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе его обучения и воспитания.

От методов нравственного воспитания следует отличать и средства. Воспитание личности младшего школьника, в том числе и его нравственных качеств, осуществляется только в деятельности и общении.

С этой точки зрения под средствами нравственного воспитания следует понимать учебную и различные виды внеучебной деятельности младших школьников, а также их общение.

Средства нравственного воспитания — это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии) и виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и других, собрания, диспуты. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся.

Итак, чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности. Этому способствуют знания учителя об содержании, средствах и методах нравственного воспитания младших школьников.

Одним из средств нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения является русская народная бытовая сказка.

Бытовые сказки – жанр значительно более молодой, чем другие разновидности сказок, однако они имеют богатую историю изучения.

Исследователи заостряли внимание, прежде всего на идейной направленности этих произведений. Так, Ю.М. Соколов [31], называя бытовые сказки реалистическими, писал, что внутренними темами, основными идейными проблемами этих сказок являются вопросы социального неравенства. Подобной точки зрения придерживается В.Е. Гусев, который отмечал следующее: «Особенностью реалистической сатирической сказки является ее критический пафос. Художественная сила ее – в обличении зла, в типизации отрицательного персонажа» [31, 255 стр.].

Таким образом, нами были выделены основные особенности бытовой сказки:

1. Основные идейные проблемы этих сказок – вопросы социального неравенства.

2. Художественная сила бытовой сказки – в обличении зла, в типизации отрицательного персонажа.

3. Эти сказки выворачивают наизнанку все лицемерные покровы благопристойного бытия и нормы обывательского существования.

4. В бытовой сказке мы видим героя не в обстановке неведомого тридевятого царства или далекого столичного города, а в хорошо знакомой сказочнику-крестьянину обстановке дореволюционной, чаще еще и крепостной деревни.

5. Эти сказки повествуют о людях, об их семейной жизни, об отношениях между хозяином и батраком, барином и мужиком, мужиком и попом, солдатом и попом.

6. Бытовые сказки сатиричны. Они высмеивают жадность и глупость власть имущих. В них говорится о вещах из крестьянского обихода.

7. Орудие бытовой сказки – смех. Он вызывает сюжет сказки, развертывающийся в ряде забавных ситуаций, комизм которых усиливается их невероятностью, остроумный диалог, в котором раскрывается глупость, жадность, лицемерие отрицательных персонажей, реплики сказочников.

8. Благодаря таким сказкам дети также учатся сопереживать, сострадать и радоваться вместе с героем.

Иными словами, в русском фольклоре сказка является художественным искусством. Бытовая сказка, являющаяся одним их жанров фольклора, учит детей не обманывать, не жадничать, уважать культуру своего народа. Эта сказка наставляет на истинный путь нравственности, на совершение добрых поступков.

Чтобы новый учебный материал – русская народная бытовая сказка – стал доступен и интересен детям, учителю надо овладеть методикой работы с текстом сказки на уроке чтения в начальной школе. Тексты бытовых сказок представлены в различных учебно-методических комплексах.

Курс обучения литературному чтению по УМК «Школа России» полноценно погружает ребенка в устное народное творчество. Русскую народную бытовую сказку мы встречаем во втором классе, когда дети по возрасту готовы воспринимать данный вид сказок, анализировать их и поступки героев. Здесь встречается такая сказка, как «Каша из топора». Она учит нас находчивости, смекалке, находить выход из любых, казалось бы, безвыходных ситуаций. После прочтения сказки в учебнике детям предлагается её проанализировать, благодаря различным заданиям и вопросам. Например, дети должны дать характеристику героям, подумать, почему сказка имеет данное название, объяснить смысл какого-либо высказывания. Также учащимся дается такое как задание, найти слова в тексте сказки, которые не употребляются в современной речи и объяснить их смысл, в этом могут помочь словари. Выполняя данное задание, дети учатся работать со словарями [18].

УМК «Начальная школа XXI» века позволяет всестороннее развивать эмоциональную сферу учащихся и обогащает их духовный мир. Бытовая сказка «Два брата» в пересказе Л. Н. Толстого изучается во втором классе. Она учит самому выбирать свой путь в жизни, никого, не слушая и доверяя только своим склонностям, верить в лучшее, в свою судьбу; идти прямо к намеченной цели; учит быть довольным своей жизнью, учит тому, что счастье бывает разным. После прочтения сказки детям необходимо выполнить задания, которые направлены на анализ поведения главных героев – братьев. Учащимся предлагается сравнить данную сказку с другими русскими народными сказками, объяснить смысл представленных пословиц [11, 12, 13, 14, 15, 16].

УМК «Гармония» отличается от других тем, что оно обеспечивает мотивационную среду ребенку. То есть мотивирует его на учебную деятельность, чтение произведений. Бытовая сказка представлена в учебнике третьего класса. Например, «Кому горшок мыть». В ней поднимаются важные проблемы бытовой жизни. Сказка учит нужным и важным вещам в жизни, не быть ленивым, жадным и упрямым. После прочтения детям предлагается выполнить задания, например, определить роли героев в сказках, они могут быть второстепенными и главными. Также учащиеся анализируют героев, их поступки, тем самым выражают собственное мнение по отношению к ним. Детям предлагается объяснить смысл выражений, которые употребляются в сказке. В этом случае они могут воспользоваться словарями. Следующая сказка, с которой знакомятся дети – сказка «Дочь-семилетка». Она учит не доводить дело до абсурда, правильно отвечать на глупые вопросы, проявлять сметку и находчивость. Учит не быть жадным, учит тому, что бедность не порок и что до всего нужно доходить своим умом. После сказки в учебнике представлены задания, например, детям предлагается рассказать о персонажах сказки, ответить на вопросы, найдя ответы в тексте, что способствует развитию умений искать информацию в тексте и также учащимся может быть дано творческое задание – нарисовать ответ на любой из предложенных вопросов.

Следующая бытовая сказка, которую изучают дети в этом класс – «Как мужик гусей делил». Эта сказка учит подходить к решению проблем нетрадиционным способом, учит уметь шутить, учит тому, что зависть и жадность, плохие качества человека; учит тому, что смех делает человека добрее. Задания к сказке представляются в виде ее анализа и чтения. Также детям предлагается проанализировать героев сказки, их поведение, они формулируют главную мысль сказки, делят ее на части [21, 22, 23, 24, 25, 26, 27].

Учебники учебно-методического комплекса «Перспективная начальная школа» отличаются своей красочностью, выделением текстов. В учебники заложен колоссальный искусствоведческий материал (репродукции картин). В этом УМК бытовая сказка изучается только в третьем классе. Учащиеся изучают такую бытовую сказку, как «Солдатская шинель». Эта сказка учит быть хитрым и ловким, проявлять находчивость и блюсти свои интересы; учит тому, что каждый должен трудиться. После прочтения данной сказки учащимся предлагается ответить на вопросы, например какова мораль сказки, кто в нем сталкивается, в чем заключается спор. Еще одна сказка, которая изучается – «Волшебный кафтан». После сказки детям также представлены вопросы, например, в чем смысл названия сказки, идет сравнивание басни и бытовой сказки, учащимся задается вопрос, в чем их сходство и различие [33, 34, 35, 36].

Таким образом, УМК «Школа России», УМК «Перспективная начальная школа», УМК «Гармония», УМК «Начальная школа XXI века» по литературному чтению являются самыми востребованными в школах Вологодской области. Они формируют у младших школьников чувство гордости за свою Родину, российский народ, традиции и культуру. Также данные УМК развивают этические чувства, доброжелательность, воспитывают нравственные нормы. Как-раз-таки воспитывать, развивать и формировать различные умения позволяет фольклор, куда входят сказки. Одними, из которых являются бытовые. Им и отводится основное время на уроках литературного чтения.

Мы изучили ряд педагогических разработок на данную тему. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Нами был исследован конспект урока на тему «Знакомство с бытовой сказкой. Русская народная сказка «Каша из топора» для 2 класса.

Цель данного урока: познакомить детей с новым видом сказок бытовой сказкой на примере сказки «Каша из топора».

Задачи следующие: 1) совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения; 2) развивать творческие способности и воображение обучающихся; 3) воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, чувство гордости за богатое духовное наследие русского народа.

На уроке учитель использует метод беседы. Данный метод позволяет детям активно включится в работу, так они анализируют прочитанную сказку, поступки героев. Анализируя, поступки героев, обучающиеся, разбираются по вопросу, что такое добро и зло, учатся, как следует правильно поступать, что способствует нравственному воспитанию. Также учитель применяет метод – рассказ. С помощью его он стимулирует учащихся на изучение нового материала – сказки. В качестве средств учитель использует книги, учебные пособия, пословицы, у которых дети объясняют смысл. Это способствует высоконравственным размышлениям учащимися.

Мы пришли к выводу, что цель полностью была реализована, благодаря грамотно поставленным задачам. Учитель познакомил детей с бытовой сказкой, в которой дан поучительный урок через героев, их поступки, что способствует нравственному воспитанию. С помощью беседы был проведен анализ сказки. Сказка в свою очередь послужила средством нравственного воспитания [10].

Мы изучили следующий конспект литературного чтения на тему: «Сказка «Каша из топора».

Цель урока: познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора». Задачи: 1) учить обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения конкретных задач, встречающихся в жизни; 2) отрабатывать навыки выразительного чтения; 3) воспитывать у детей чувство помощи, сопереживания, великодушия, привитие духовно-нравственных ценностей, как основы личностной компетентности.

На данном уроке учитель использует методы беседы и рассказа. В ходе беседы учащиеся отвечают на вопросы учителя и подходят к теме урока, а в конце занятия ведется анализ сказки. С помощью рассказа педагог поясняет, что такое бытовая сказка, какие пороки она высмеивает, кто является ее основными героями.

Главным средством в нравственном воспитании младших школьников на этом уроке является сама сказка «Каша из топора». Благодаря ей, дети анализируют поступки персонажей. Также учитель применяет пословицы, смысл которых дети объясняют.

Таким образом, в ходе урока цель и задачи были достигнуты. Работа на уроке была применена разнообразная, но главным в нем должна оставаться сказка, поэтому по ней должно быть применено больше методов нравственного воспитания, ведь что как не сказка способствует этому [5].

Таким образом, нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения является неотъемлемой часть современного обучения. В этом учителю помогают различные методы и средства. Одним из таких средств является бытовая сказка, поскольку она воспитывает в детях главные нравственные ориентиры.

При работе с бытовой сказкой учитель использует следующие методы: беседа и рассказ. Средства, которые использует учитель при работе с бытовой сказкой: книги, учебные пособия для детей и учителя, пословицы и поговорки [5, 10].




Список литературы и источников

Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] / Сайт КонсультантПлюс - надёжная правовая поддержка. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801 /

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. с изменениями и дополнениями от 30 июня 2015 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Сайт Российская газета. − 2012, декабрь. − № 5976. − Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. – Москва: Просвещение, 2009. – 29 с.

Аникин В.П. Русская народная сказка / В.И. Аникин. Москва: Просвещение, 1977. 208 с.

Бандурко Наталья Владимировна, учитель начальных классов. Конспект урока литературного чтения по сказке «Каша из топора» для 2 класса. [Электронный ресурс] / Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. Режим доступа: http://pedprospekt.ru/servisy/publik/publ ?id=2012

Бим-Бад Б.М. Нравственное воспитание // Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. − Москва: Большая Российская энциклопедия, 2008. − 528 с.

Вавилова М. А. Русская бытовая сказка: Учебное пособие к спецкурсу / М.А. Вавилова. – Вологда: ВГПИ, 1984. – 78 с.

Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие. − Москва: Гардарики, 2003. − 287 с.

Гусев В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев. − Ленинград: Наука, 1967. − 255 с.

Дадашева Оксана Асефовна, учитель начальных классов. Конспект урока литературного чтения по сказке «Каша из топора» для 2 класса. [Электронный ресурс] / Хостинг документов ученикам и учителям. − Режим доступа: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-vo-klasse-znakomstvo-s-.html

Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебник для 1 класса: кн. 1 / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – Москва: Вентана-Граф, 2012. – 144 с.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебник для 2 класса: в 2-х кн. Кн. 1 / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – Москва: Вентана-Граф, 2012. – 176 с.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебник для 2 класса: в 2-х кн. Кн. 2 / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – Москва: Вентана-Граф, 2012. – 173 с.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебник для 2 класса: в 2-х кн. Кн. 2 / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – Москва: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2-х кн. Кн. 1 / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – Москва: Вентана-Граф, 2012. – 192 с.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2-х кн. Кн. 2 / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – Москва: Вентана-Граф, 2012. – 192 с.

Камышева Ж. В. Развитие нравственных чувств в младшем школьном возрасте / Ж.В. Камышева. − Москва: Просвещение, 2009. − 254 с.

Климанова Л.Ф. Литературное чтение: учебник для 2 класса: в 2-х кн. Кн. 1 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. − Москва: Просвещение, 2012. − 160 с.

Кравцов Н.И. Русское устное народное творчество / Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. – Москва: Высшая школа, 1977. − 375 с.

Крючкова Т.А. Формы, методы, приемы формирования нравственной воспитанности младших школьников средствами литературного чтения [Электронный ресурс] / Т.А. Крючкова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4. – Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2017/4_36/7.pdf

Кубасова О. В. Литературное чтение: учебник для 2 класса: в 3-х кн. Кн. 1 / О.В. Кубасова − 9-е изд. − Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. − 167 с.

Кубасова О. В. Литературное чтение: учебник для 2 класса: в 3-х кн. Кн. 2 / О.В. Кубасова − 9-е изд. − Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. − 176 с.

Кубасова О. В. Литературное чтение: учебник для 2 класса: в 3-х кн. Кн. 3 / О.В. Кубасова − 9-е изд. − Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. − 176 с.

Кубасова О. В. Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 4-х кн. Кн. 1 / О.В. Кубасова − 9-е изд. − Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. − 192 с.

Кубасова О. В. Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 4-х кн. Кн. 2 / О.В. Кубасова − 9-е изд. − Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. − 192 с.

Кубасова О. В. Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 4-х кн. Кн. 3 / О.В. Кубасова − 9-е изд. − Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. − 192 с.

Кубасова О. В. Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 4-х кн. Кн. 4 / О.В. Кубасова − 9-е изд. − Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. − 192 с.

Молдавский Д. М. Русская сатирическая сказка / Д.М. Молдавский. − Москва: Академия наук СССР, 1958. − 280 с.

Померанцева Э.В. Русская народная сказка / Э.В. Померанцева. − Москва: Академия наук СССР, 1963. − 128 с.

Савушкина Н.И. Гиперболизация в социально-бытовых сатирических сказках / Савушкина Н.И. − Москва: б.и., 1975. − 39 с.

Соколов Ю.М. Русский фольклор / Ю.М. Соколов. − Москва: Издательство Московского университета, 1941. − 335 с.

Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи / П.Л.Трошин // Молодой ученый. − 2016. − №8. − С. 884-887. − Режим доступа: https://moluch.ru/archive/112/28290 /

Чуракова Н.А. Литературное чтение: учебник для 2 класса: в 2-х кн. Кн. 1 / Н.А. Чуракова. − 3-е изд. − Москва: Академкнига / Учебник, 2007. – 192 с.

Чуракова Н.А. Литературное чтение: учебник для 2 класса: в 2-х кн. Кн. 2 / Н.А. Чуракова. − 3-е изд. − Москва: Академкнига / Учебник, 2007. – 176 с.

Чуракова Н.А. Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2-х кн. 1 / Н.А. Чуракова. − 3-е изд. − Москва: Академкнига / Учебник, 2007. – 192 с.

Чуракова Н.А. Литературное чтение: учебник для 3 класса: в 2-х кн. Кн. 2 / Н.А. Чуракова. − 3-е изд. − Москва: Академкнига / Учебник, 2007. – 200 с.

Щукина Г.И. Педагогика школы / Г.И. Щукина. – Москва: Просвещение, 1998. – 236 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.